Посоветовали когда-то на просторах DTF оценить одну из лучших дарк фэнтези книг: «Чёрный Отряд» Глена Кука. Я готовился к ней месяцами, и вот что из этого получилось.
Есть у меня небольшая особенность, я ужасно люблю интересные и неординарные книги. Эта особенность включает нежелание ознакомляться с будущим материалом, чтобы книга дарила первозданные чувства открытия нового. Однако, на рейтинг я всё же взглянул, и он добавил уверенности.
Когда я получил увесистую книгу, то долго не мог решить, с какой стороны к ней подойти. Почти 900 страниц одного из лучшего фэнтези накладывали некоторые обязательства на читателя. Например, окажись книга интересной, придётся поступиться некоторыми планами, делами, временем наконец, чтобы добить смутьяна в краткие сроки. Мой характер не позволяет утюжить глазами книгу в течении нескольких месяцев (только если это не Критика Чистого Разума).
Но однажды, когда я сел на диван прибывая в раздумьях над очередной, мучающий меня мыслью, книга сама прыгнула ко мне в руки. Прошло 7 месяцев с момента её получения. Спустя 40 минут, я сверкая глазами, отошёл заварить чаю. В мыслях только вертелось «боже, это оно, это оно! Наконец-то я разыскал ту самую книгу!».
Что я ожидаю от тёмного фэнтези? Прежде всего, чернуху. Это заклинания, заставляющие врагов высирать свои кишки. Отчаяние, гниль и грязнуху, в стиле «Трудно Быть Богом» Германа. Невесёлый протагонист, или весёлый только в начале, как Уэйд Уилсон. Описывая в трёх словах, это: кровь, магия и безнадёга. Еще бы хорошо прикрутить к этому замысловатый сюжет, арки персонажей, как у Бэнкса, и слог, как у Достоевского. Разве это много?
После 100 страниц, начались 200, после них 300. А сюжет всё шёл, и шёл, и шёл. Но не закручивался, а просто пересказывал масштабные действия, немного быт и немного речи. Неудивительно, ведь книга называется «Хроники» Черного Отряда.
Никто из персонажей, включая главного героя, не вызывал особо симпатии или неприязни. Они просто существовали, словно в биографии Дария на википедии. Но как интересно читать великие события давно минувших дней, так интересно было читать анналы Чёрного Отряда.
В конце первой книги катарсиса не произошло, зато появилось много странных моментов. Например, в один момент протагонист Костоправ возненавидел антагониста Госпожу за то, что она убила свою сестру, а то, что он вместе со своим отрядом убивал спящих новобранцев и выкашивал деревни, это ничего.
Во второй книге, повествование начинается с трёх сюжетных линий. И здесь драматическое становление одного из второстепенных персонажей, можно назвать знаковым (этакий Раскольников на минималках). Но опять же, тонет в общем киселе приправленным борщом. При этом второй по значимости персонаж, якобы умирает, поскользнувшись в бане.
В третей книги всё время штиль, только в конце начинает попахивать жаренным. Но слишком поздно, потому что страницы заканчиваются, и хвороста, чтобы растопить котёл страстей, уже нет.
Хотя мне не нравится, излишняя детализация происходящего вокруг, здесь этого остро не хватает. Я не понял многих вещей в мире Черного Отряда: есть злые, но почему они злые? Есть маги: как они пользуются ею, откуда черпают силы? Кто такие менгиры и другие магические существа, которые странно говорят (да и как они выглядят)? Как устроен мир: герои перемещаются с юга на север и обратно, но кроме «здесь снег, а тут песок» больше ничего не пояснено. Как выглядит Госпожа, она блондинка или брюнетка? Почему она плохая?
Многое описано вскользь, а очень хочется подробностей. Про мотивацию героев я умолчу, этим элементом драматургии очень легко овладеть, но сложно добиться совершенства, поэтому отсутствие оного осуждать не смею. Благо у героя не убили родителей, и не заставили носиться через пол мира, чтобы разыскать убийц.
Автор постоянно вытаскивает рояли из кустов, которые не входят в целостность построенного им же мира. Например, ковры летающие для супер магов. Ок. Не шибко оригинально, но фэнтезийно. Потом появляются ковры, которые могут перевозить небольшие отряды. Потом ковры с кабинами, потом они поднимаются выше облаков, затем управляются как самолёты посредством рычагов. Потом появляются ковры бомбардировщики и истребители с копьями. И всё это на фоне летающих китов и скатов.
Вспомогательные персонажи существуют только для того, чтобы схохмить или помогать при отступлении. Да если бы их всех перебили, особенно Молчуна, который за все три книги произнёс одно предложение, я бы и бровью не повёл.
Говоря о заклинаниях, они все ограничиваются «выпустил файрболл – умер», «поводил пальцами — закричал и упал». Да, был один момент забавный, где Госпожа заставила злодея умирать и воскресать заново много раз, но даже тут до подробностей автор не опускается, а суммирует это словами героя так: «было так страшно, что я уже позабыл, что там было».
Я всё же прочитал её всю. Она лёгкая и простая. Не скрою, я даже выдавил несколько смешков во время прочтения. Но закрыв книгу, она не оставила никакого следа (как например было с Гиперионом). Мне не потребовалось пару дней для восстановления внутреннего равновесия или обдумывания бытия. Я хмыкнул, поставил её на книжную полку и открыл другую.
Почему книга не одна из лучших? Я решил посмотреть пресловутые года издательства (знаю, ребячество). Оказывается, каждая книга была написана почти за год. При этом параллельно, автор писал другие книги. Может быть автор, конечно, гений (нет), но чисто математически это нереально.
Любая качественная история требует время на формирование сюжета, несколько итераций пересмотра, реализацию и редакцию, что занимает не один год. Я не буду доставать козырей из рукава, приводя в пример великие книги, но уверен, что без этого процесса не ускользает ни одно образцовое произведение.
Я следовал советам здешней публики. Прочитал «Лес Мифаго» (середнячок), «Чёрный леопард, Рыжий волк» (хрень несусветная), «Сэндмен Слим» (фигня категории Б), Кинга, новых популярных авторов и прочее, но знаете, пора сказать хватит. Хватит полагаться на чужие советы от незнакомых людей. Да, бывают дельными и они, но выборка слишком велика.
В наш век, бесконечного потока информации, время слишком дорогой ресурс, чтобы транжирить его на незначимые вещи. Поэтому всевозможная проверка источника является императивным свойством при выборе любой деятельности (музыку послушать, автомобиль купить, фильм посмотреть, печенье съесть или книгу почитать). Проверяйте, анализируйте и не создавайте завышенных ожиданий.