«Чёрный телефон» Скотта Дерриксона: фильм, который притворяется хоррором, а на самом деле говорит о насилии в семье

Экранизация книги Джо Хилла с Итаном Хоуком оказалась глубже, чем просто ужастик.

Про Скотта Дерриксона все узнали в 2005 году, когда вышел фильм «Шесть демонов Эмили Роуз». В 2012-м режиссёр поставил «Синистер», который часто попадает в списки самых страшных хорроров.

Потом был «Избави нас от лукавого», а затем Дерриксон отправился нагонять страха в киновселенную Marvel. Однако после первого «Доктора Стрэнджа» у режиссёра с продюсерами что-то не совпало, и сиквел отдали Сэму Рейми. А Дерриксон, к счастью, вернулся к ужасам.

«Чёрный телефон» Скотта Дерриксона: фильм, который притворяется хоррором, а на самом деле говорит о насилии в семье

Его «Чёрный телефон» по одноимённому рассказу Джо Хилла (сына Стивена Кинга) — очередное доказательство, что режиссёр гораздо комфортнее чувствует себя в рамках камерных историй с небольшим количеством персонажей и парой локаций.

Но, пожалуй, нет смысла подробно разбирать постановку и структуру фильма. Можно просто сказать, что «Чёрный телефон» — типичный удачный проект студии Blumhouse. Недорогой, атмосферный, местами страшный.

А ещё это — воссоединение команды «Синистера»: Дерриксон снова работает со сценаристом С. Робертом Каргиллом, а Итан Хоук играет одну из главных ролей. Он, кстати, — настоящее украшение картины.

В принципе, уже этого достаточно, чтобы обратить внимание на картину. Но я хочу чуть подробнее рассказать о другом. Возможно, фильм, кому-то покажется недостаточно страшным или даже слишком медленным. Но есть ощущение, что на сей раз Дерриксон хотел напугать зрителя совсем другим.

«Чёрный телефон» — метафоричная драма о бесконечном цикле насилия над детьми.

В конце 1970-х в пригороде Денвера пропадают дети. Ходят слухи, что их похищает некий маньяк, которому дали прозвище Граббер. Однажды в лапы злодея попадает и скромный мальчишка Финн. Граббер отвозит его в какой-то дом и сажает в пустом подвале, где есть лишь матрас и отключенный чёрный телефон. Но вскоре аппарат начинает звонить — с Финном связываются предыдущие жертвы маньяка.

Кажется, что сюжет максимально простой — очень напоминает очередную экранизацию какого-нибудь романа Кинга. Но это только на первый взгляд. Чтобы чуть лучше понять идею «Чёрного телефона», нужно обратить внимание не только на главную сюжетную линию, но и на фон.

Сейчас в моде ностальгия по семидесятым-восьмидесятым. Условные «Очень странные дела», хоть и рассказывают обо всяких монстрах, создают максимально тёплую и уютную атмосферу прошлых лет, когда и люди были добрее, и солнце светило ярче.

Дерриксон словно злонамеренно издевается над этим стереотипом. В его фильме семидесятые — времена, когда подростки избивают друг друга на улицах кулаками и камнями. И причина такой жестокости не в каком-нибудь глобальном зле.

Основная проблема в равнодушии взрослых. Дети предоставлены сами себе, их никто не слушает. И семья Финна — самый яркий тому пример. Отец лупит младшую сестру героя при любой попытке рассказать что-то, что ему не нравится. Это мир, где ребёнку просто не на кого надеяться.

А потом Финн попадает к маньяку, который… в общем-то, ведёт себя так же, как и все остальные. Он изображает доброту и заботу, но запирает ребёнка в жутких условиях. Он постоянно даёт Финну ложные обещания. В конце концов у него есть какой-то чёткий план, которому должен следовать пленник.

Трудно не провести параллель между Граббером и отцом Финна. Один пьёт по вечерам, другой спит сидя на стуле. Маньяк даже точно так же игнорирует все сверхъестественные моменты, которые не укладываются в его сознании. Отцу Финна это мешает помочь детям, Грабберу — уследить за жертвой.

То есть получается, что юный герой оказался почти в тех же условиях, что жил раньше: ограничения, постоянная опасность насилия, и осознание, что помощи от взрослых ждать бесполезно. У него отняли лишь все позитивные моменты, связанные с другими детьми: дружбу, общение с сестрой.

А судя по тому, что ребёнку приходится мстить за предыдущих пленников, и все остальные семьи похожи на них. Детей не спасли взрослые. Да и Финну они не помогут, даже когда разгадка будет перед носом.

Лишь каждая из замученных жертв подскажет на своём жутком опыте, как не стоит злить взрослого. Не ведись на иллюзию свободы, учись себя защищать, ищи выход, следи, чтобы он не проснулся. Это как будто не столько советы по спасению от маньяка, сколько инструкция, как жить с родителем-абьюзером.

Непонятно, сознательно или нет, но Дерриксон превратил фильм в отповедь домашнему насилию. Следуя за идеями «Оно» 2017 года и классического «Останься со мной» (оба по Стивену Кингу), Дерриксон в рамках типичного ужастика рассказывает социальных темах, не уходя в сложные метафоры пост-хорроров.

Он просто говорит о мире жестоких и равнодушных взрослых, где дети могут надеяться только на себя. И это ведь далеко не только про семидесятые.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

#чёрныйтелефон #мнения.

 

Источник

Читайте также