Рецензия на мини-сериал, основанный на реальных событиях, в котором одну из последних своих ролей сыграл покойный Рэй Лиотта.
Когда спецслужбы взяли штурмом квартиру Джимми Кина (Тэрон Эджертон), у него нашли несколько килограммов наркотиков, десятки тысяч долларов и пистолеты с автоматом Калашникова. Джимми был талантливым игроком в американский футбол, но, пользуясь способностью располагать к себе других, стал наркоторговцем — не менее умелым. Кин — старший (Рэй Лиотта), который всю жизнь проработал в полиции, после задержания сына уговорил его заключить сделку со следствием. «Тебе дадут пять лет, не больше», — уверял отец Джимми. Суд приговорил Кина к 10 годам лишения свободы.
Между тем дотошный шериф (Грег Киннер) при поддержке строгой сотрудницы ФБР (Сепиде Моафи) нашёл человека, предположительно задушившего 14-летнюю девочку. Им оказался недоразвитый автомеханик Ларри Холл (Пол Уолтер Хаузер), который на одном из допросов сообщил, что убил ещё десяток школьниц. Но тела жертв так и не нашли, а адвокаты Холла заявили, что признание — последствие его психического расстройства, одна из историй, которые он и раньше рассказывал полицейским, чтобы привлечь к себе внимание.
Холла посадили, но вскоре, после апелляционного суда, его могут выпустить. Чтобы найти доказательства его вины, девушка из ФБР обращается к Джимми Кину и предлагает перевести его в тюрьму для маньяков и рецидивистов, где он должен сдружиться с Холлом и выведать, где тот закопал тела. Если удастся, то Кину отменят весь срок. Если нет, то он 10 лет проведёт среди особо опасных преступников, а Холл выйдет и, скорее всего, продолжит убивать.
«Чёрная птица» поставлена по биографической книге настоящего Джимми Кина, адаптировать которую взялся другой автор, более известный — Деннис Лихейн. По основной специальности он писатель, и ему самому редкостно везло с экранизациями («Таинственная река», «Прощай, детка, прощай», «Остров проклятых»), но и Лихейн с чужим материалом справился компетентно.
Ведущим режиссёром мини-сериала стал Михаэль Роскам, который получил должность, вероятно, потому, что любит и умеет работать над криминальными историями о мужчинах. Прежде он поставил «Бычару», где старался Маттиас Схунартс, и «Общак» с Томом Харди (ещё одна удачная адаптация лихейновской книги). Вот и «Чёрная птица» — кино во многом мужское; хотя в нём достаточно внимания уделяют нескольким погибшим девочкам, большую часть времени мини-сериал всё же исследует клинические картины Джимми Кина и Ларри Холла.
Один из главных вопросов, которые задаются в этом исследовании, — действительно ли Ларри Холл маньяк, монстр, насиловавший и убивавший несовершеннолетних? Или лгун, которому хочется казаться значимым.
Решительно все обстоятельства указывают на то, что внутри него сидит убийца: жизнь неподалёку от кладбища, суровый отец-алкоголик, заставлявший сына с детства копать могилы, проблемы с девушками. Холл и внешне, с его густыми бакенбардами и пятном на лице, попадает в образ психопата из глубинки. Но когда сходится столько косвенных улик, умный сыщик заподозрит подвох — и мысль об этом иллюстрируется в мини-сериале и удерживает нас у экрана.
Совсем иначе в сравнении с Холлом выглядит Джимми Кин — лощёный, обходительный, пользующийся успехом у женщин. Однако окунувшись в мир серийного убийцы, он начинает понимать, как много оттуда может примерить на себя. У Джимми тоже тяжёлые отношения с отцом, он, как и Холл, презирает мать, и даже с девушками ведёт себя отчасти схожим образом: Кин только использует их, чтобы удовлетворить своё желание.
К тому же Джимми совершил тяжкое преступление, о чём авторы «Чёрной птицы» то и дело напоминают, показывая моральный релятивизм этой истории. Зрителю приходится, по сути, болеть за наркодилера, потому что он противостоит злу патологическому, десятикратно более страшному.
Зло играет Пол Уолтер Хаузер, не слишком известный, но замечательный артист, снимавшийся в «Королевстве» и «Деле Ричарда Джуэлла». Здесь он работает на грани фола: Холл в его исполнении, с заторможенными движениями и речью, кажется почти карикатурным персонажем. Но, во-первых, настоящий Ларри Холл, по-видимому, таким и был, а во-вторых такой образ делает его удобным подозреваемым — и в то же время вселяет сомнение в его вине.
Роль Кина исполнил Тэрон Эджертон, который не раз уже показывал на экране обаятельных парней, скрывающих за улыбкой тяготы и лишения (Эггси в «Kingsman», Элтон Джон в «Рокетмене»). В «Чёрной птице» он играет не то чтобы неожиданно, но находит новые нюансы в знакомом типаже, мастерски балансирует между человечностью Джимми и его несомненной порочностью. И отчётливо демонстрирует болезненный процесс его самопознания: Кин хоть и становится лучше, но не превращается в исключительно положительного человека. Зато приобретает новые травмы, от которых, вероятно, не оправится уже никогда.
Однако несправедливо сводить достоинства «Чёрной птицы» к разговорной пьесе «Джимми Кин против Ларри Холла». На втором плане проступают не менее интересные фигуры и сюжеты: шериф, расследующий убийства девочек (эта линия понравится тем, кто соскучился по «Настоящему детективу»), или отец Кина, который часто отсутствовал в детстве Джимми, а спустя годы решил загладить свою вину. Его роль пронзительно сыграл Рэй Лиотта: некоторые диалоги покойного актёра с Тэроном Эджертоном едва ли не сильнее напряжённых бесед Эджертона и Хаузера.
«Чёрная птица» в целом — качественная, красивая, местами даже пижонская работа. Камера совершает долгий проезд за одной из жертв Холла, наблюдая сбоку: в кадре сперва только девушка, потом её медленно обгоняет фургон, потом машина останавливается и ждёт, а камера движется дальше — и девушка в кадр уже не возвращается. Впрочем, помимо холодных, тревожных сцен здесь неожиданно есть и смешные эпизоды (— Что ты думал о своей матери? — Скажем так, она была той ещё женщиной, ограничимся этим. — А моя мать была толстой, ограничимся этим).
Но, вероятно, самое важное в «Чёрной птице» то, что надпись «Снято по мотивам реальных событий», предваряющая каждую из шести серий, не кажется, как часто бывает, спекулятивной. Мир в этом мини-сериале чуть сложнее контрастов, штампа «хороший и плохой». Жизнь в нём настоящая и смерть настоящая. И кино настоящее.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»