XV век: в Европе бушуют страсти и войны, изобретают книгопечатание и сжигают ведьм. А на другом континенте растёт и крепнет Империя инков со своими специфическими государственными укладом и экономикой.
Например, вместо налогообложения они придумали миту — это когда все коллективно работают на благо государства. Иногда — даже самый главный инка. Само собой, не как остальные сограждане, но хотя бы делает вид. Вместо личной собственности — общественная, которую ранжировали, распределяли по категориям, определяли на соответствующие склады и выдавали по мере надобности. Вместо рыночной экономики была, по сути, плановая, а вместо свободной торговли — обмен товарами или услугами между общинами.
В общем, все заняты, все при деле. Золотыми пластинами, что твой Эльдорадо, поблёскивает столица — Куско.
Что могло пойти не так? Многое, особенно конкистадоры.
Священная долина инков (Урубамба) — политический и экономический центр Империи инков
Кто такие инки (если кто-то забыл)
Империя инков (самоназвание — Тауантинсу́йу) — сравнительно поздняя доколумбовая цивилизация Южной Америки. Она возникла в XIII веке нашей эры. Сам термин «инка» обозначает не столько народ в привычном понимании этого слова, сколько сословие аристократии, связанное прямыми кровными узами с легендарным первым правителем — Ма́нко Ка́паком. В то же время за особые заслуги перед правителем или государством в целом «инкой» мог стать представитель низшего сословия (в том числе — из покорённых народов).
По инкским легендам основатель империи Манко Капак был ни много ни мало сыном самого Бога Солнца Инти, которого отец послал на Землю, чтобы он спас людей от варварства, научив земледелию, ремёслам и всему остальному. Достоверно неизвестно, откуда родом был этот персонаж (да и был ли он вообще), но наиболее распространённая версия географического происхождения — окрестности озера Титикака.
Это место было и остаётся важным хозяйственным и сакральным центром для местных народов. Здесь расположены остатки древних индейских поселений, самые известные из которых — мегалитические комплексы Тиуанако и Пума-Пунку, город Исканвайя (государство Пукина), некрополь Сильюстани (царство Колья), доформационное поселение Хискаирумоко, город Чирипа (центр одноимённой культуры) и т. д. Подводные исследования установили наличие на дне озера ещё более древних артефактов.
Озеро Титикака — историческая священная родина инков
От озера Титикака инки во главе с Манко Капаком мигрировали на север, где основали город Куско — древнюю столицу будущей империи. Первое время они были лишь одним из многочисленных индейских племён, обитавших на территории современного Перу. Однако за сравнительно короткое время они смогли подчинить себе окружавшие народы: где-то — за счёт умелой дипломатии, где-то — за счёт военной силы. Через полтора столетия после основания при правителе Пачакутеке Юпанки Королевство Куско превратилось в полноценную империю, протянувшуюся от озера Титикака на юге до региона Хунин, расположенного в центральной части современного Перу.
Наибольшего расцвета Империя инков достигла во второй половине XV века при правителе Тупаке Шакуре Юпанки. Ему удалось расширить территорию страны от современного Эквадора на севере до Чили на юге. В этот период население страны достигало 12 млн человек и состояло более чем из 100 этносов.
Особенности экономического устройства Тауантинсуйу
Административное устройство государства было строго вертикальным. Основа Империи инков — сельская община (айлью), объединявшая несколько десятков семей. Её возглавлял старейшина (курак) — заведующий политическими и административными вопросами. В зависимости от размера айлью могла подразделяться на группы по 10, 100, 1 000 и т. д. человек, каждая из которых также контролировалась надсмотрщиками. Кураки подчинялись главам провинций, которые, в свою очередь, были подконтрольны Сапа Инке — правителю, наделённому божественным статусом. Ну и его ближайшему окружению, конечно же.
Экономика инков парадоксальным образом соединяла в себе как примитивные черты, свойственные первобытным цивилизациям, так и по-настоящему прогрессивные решения. Обобщая, можно выделить следующие особенности хозяйственного устройства государства Тауантинсуйу:
Отсутствие частной собственности. Если быть точными, то она у инков всё же была, но только у Сапа Инки. Собственно, его владениями были вся страна и населявшие её люди — от самого низшего сообщества государственных рабов до аристократии.
Вся земля империи входила в государственный фонд. Её распределением от имени Сапа Инки занималась администрация.
Причём имело место определённое целевое разделение:
- Часть земель выдавалась крестьянам, причём размер надела определялся величиной семьи. За единицу брался участок (тупу), необходимый для того, чтобы прокормить одного человека. Так, если крестьянин женился, то он получал от государства одну тупу, при рождении сына — ещё одну тупу, а если родилась дочь — то половину тупу и т. д. После смерти крестьянина надел возвращался в государственный фонд и перераспределялся заново.
- Другая часть считалась принадлежащей «Богу Солнца», а по факту выдавалась администрацией служителям культа. Она не делилась на тупу, обрабатывалась также государственными крестьянами. Продукция их работы шли на обеспечение жречества и храмов.
- Наконец, третья часть государственных земель отводилась аристократии, в том числе — самому Сапа Инке. Хотя представители правящих классов могли наследовать эти земли от своих родителей, управление наделами осуществляла, вероятно, имперская администрация. А «собственники» лишь пользовались результатами труда крестьян.
Аналогично в частной собственности не было оружия и орудий труда. Более того, даже одежду и бытовую утварь распределяла и выдавала администрация.
Система государственных хранилищ. Для обеспечения продовольственной безопасности и экономической стабильности империи инки создали уникальную для своего времени складскую инфраструктуру.
В зависимости от того, какой сектор экономики они обслуживали, объекты делились на категории:
- Общинные. В них хранились продовольствие, повседневные вещи и стратегический запас на случай неурожая, военных действий и т. д.
- Общегосударственные. Они подразделялись на подтипы: храмовые (обслуживали жречество), имперские (принадлежавшие лично Сапа Инке), гостиничные (обслуживали постоялые дворы около дорог) и транзитные (перевалочные склады, где хранилась продукция, произведённая трудовыми переселенцами).
- Столичные. Эта система складов обслуживала столицу Куско, примыкавшие к ней селения, а также Императорский двор и правительственные учреждения. Они делились на «административные» и «храмовые»: первые использовались непосредственно Инкой и администрацией, вторые — столичным жречеством.
Пользоваться имуществом и припасами из храмовых и имперских хранилищ простому населению было запрещено. Зато имелась система перераспределения ресурсов в экстренных ситуациях. Например, если Инка исчерпывал запасы из собственных складов во время военных походов, то он мог взять их из храмовых хранилищ (которые тоже принадлежали ему как «Сыну Солнца»). Аналогично, если в общинном хранилище по какой-то причине (неурожай, стихийное бедствие) заканчивались запасы, Инка перенаправлял в них продукцию из общегосударственных, храмовых или даже личных.
Ряды хранилищ-колька в Священной долине, принадлежавших, судя по всему, самому Инке
Сами хранилища тоже подразделялись на отдельные виды в зависимости от своих назначения, размера и конструкции. Для хранения зерновых и бобовых культур на засушливом тихоокеанском побережье использовались обложенные камнями ямы, засыпанные сверху песком. В более влажных горных регионах хранилища приобретали вид амбаров-колька из кирпича-сырца или обмазанного глиной тростника с приподнятым над землёй полом, вентиляцией и водостоками. В них хранились чуньо и мурайя (картофельные полуфабрикаты), а также маис, сушёная ока, батат, фасоль и т. д. Для упрощения учёта продукция разделялась на единицы, например, картофель содержался в тростниковых циновках, листья коки и табака фасовались в корзинах.
Складская инфраструктура полностью обеспечивала всю империю запасами продовольствия, одежды, орудий труда, амуниции на шесть-семь лет вперёд. О её масштабе можно судить хотя бы по тому, что в окрестностях только одного города Уануко Пампа насчитывалось более 2 000 колька. В целом система хранения и распределения запасов в Тауантинсуйу по своим размерам и продуманности не уступала современным.
Бюрократия и тотальный контроль. Естественно, чтобы вся эта сложная система работала, нужны были специальные люди, ведущие учёт произведённой продукции, затрачиваемых ресурсов и т. д. Этим занималась каста профессиональных администраторов-надзорщиков. Учёт осуществлялся с помощью узелкового письма кипу и южноамериканских счётов юпана. Записью информации в кипу заведовали кипукамайоки, которые проходили специальное обучение и наследовали свою профессию от родителей. Такие счетоводы были при каждой сельской общине, городе, провинции, храме и дворце. Кипу с зашифрованной в ней информацией передавалась кипукамайоком строго вышестоящему начальству, а обмен ими между счетоводами, находившимися на одном уровне, запрещался.
Узелковое «письмо» кипу — без бутылки маисового пива с кокой кипукамайоки не разберёшься
Бюрократической системой государство строго контролировало все аспекты жизни простых людей. Оно устанавливало продолжительность и объём выполняемых населением работ, распорядок их дня, цвет одежды и причёски, которые должны были носить жители той или иной провинции. Кураки и надсмотрщики следили за организацией коллективного труда, сбором податей, мобилизацией мужского населения в армию или на «стройки века», выдачей продовольствия, одежды и орудий труда из хранилищ. Быт и семейная жизнь также подлежали строгому распорядку, например, свадьбы проходили коллективно, на них государственный чиновник сам назначал супружеские пары, не спрашивая мнения будущих супругов.
Одновременно и работу самих чиновников контролировали «ревизоры». Ненадлежащее исполнение своих обязанностей государственным служащим каралось, в зависимости от тяжести проступка, телесным наказанием, штрафом, изгнанием или смертной казнью, а его имя устранялось из истории.
Развитая логистика. Инки создали, пожалуй, наиболее совершенную транспортную систему во всей доколумбовой Америке. Для поддержания связи между различными частями государства они разработали несколько ключевых стратегий и технологий:
- Дорожная система. Империя инков была пронизана сетью высококачественных мощённых камнем дорог длиной около 40 000 километров, которая включала в себя две основные магистрали: одна шла вдоль побережья, а другая — через высокогорье. Эти дороги позволяли оптимизировать перемещение войск, товаров и сообщений. Инки адаптировали свою логистику к сложным природным условиям высокогорья, например, строили подвесные верёвочные мосты через реки и ущелья, прокладывали туннели в горах.
По своему качеству инкские транспортные пути не уступали римским и значительно превосходили современные им европейские (что отмечали и сами испанские конкистадоры)
- Тамбо. Так назывались расположенные на транспортных путях через каждые три-четыре лиги (примерно 20–25 км) постоялые дворы, выполнявшие по совместительству функции хранилища припасов, одежды и оружия, а также военных гарнизонов. В тамбо передвигавшиеся по дорогам путники могли отдохнуть, поесть и взять в дорогу припасов. В военное время они служили для обеспечения императорской армии в длительных переходах.
- Часки. Это курьеры, которые передавали сообщения и важные товары, такие, как свежие рыбные продукты для правителей, на большие расстояния с использованием структуры дорог. Часки могли преодолевать до 240 километров в день благодаря системе эстафет, при которой каждый из них пробегал определённый отрезок пути до следующего постоялого двора.
А вот с самим транспортом у инков были проблемы. Основным видом транспорта были сами люди или ламы, которые использовались в качестве вьючных животных. Тягловых животных, например, ослов или лошадей, у них не было ровно как и концепции колеса и колёсного транспорта. Соответственно, несмотря на прекрасные дороги, перемещение товаров было весьма медленным и трудоёмким процессом.
У инков не было развитого флота, но они умели изготавливать небольшие маневренные тростниковые лодки, каноэ и плоты (бальсы). С их помощью они транспортировали продукцию по крупным рекам, озёрам (в частности, Титикаке), а также вдоль морского побережья.
Чем занимались инки?
В целом хозяйственная деятельность инков сводилась к трём основным направлениям:
Сельское хозяйство. Индейцы культивировали около 100 видов сельскохозяйственных культур, среди которых были кукуруза (маис), картофель, маниок, амарант, киноа, хлопчатник, арахис, перец, тыква, табак и кока. Основным центром земледелия была Священная долина инков, расположенная на реке Урубамба в окрестностях Куско, где с 1400-х годов началось массовое возделывание кукурузных плантаций. Ввиду гористого характера местности индейцам приходилось менять ландшафт, причём вручную, делая его пригодным для земледелия. На склонах гор сооружались полости, которые заполнялись дренажом и почвой. Такие террасы позволяли эффективно использовать площади под посевы.
Террасы Морая, расположенные в Священной долине Урубамба в окрестностях Куско
Высокогорье Анд — довольно засушливый регион, поэтому инки использовали развитую сеть ирригационных каналов, отводивших талую воду и воды от горных рек на посевные площади. Нельзя сказать, что они это начали делать первыми. Ещё до них поливные сооружения создавали культуры Чавин, Наска, индейцы мочика. Но именно инки за счёт своего социального устройства могли мобилизовать достаточно трудовых ресурсов, чтобы строить открытые и закрытые каналы (туннели), протяжённость которых достигала несколько сотен километров.
Совершенствуя посевные технологии, инки одними из первых на континенте стали систематически использовать селекцию для выведения новых сортов растений. Вероятно, Священная долина была не только гигантской плантацией, но и своеобразным «исследовательским центром» по селекции кукурузы. Индейцы активно использовали естественные удобрения (помёт домашних животных, птичье гуано и золу) для повышения плодородности почвы. Причём активно практиковался обмен ими между регионами империи.
Больших успехов инки достигли не только в выращивании, но и в сохранении сельскохозяйственной продукции. Например, использовались такие методы, как сушка и ферментация, позволявшие годами хранить запасы картофеля, фасоли, бобов и кукурузы на складах.
Акведук в Мачу Пикчу — видны террасные распределители воды для полива засеянных площадей
Другими отраслями сельского хозяйства были животноводство и рыболовство. Основными источниками рыбы являлись озеро Титикака, крупные горные реки и океан. Выловленная рыба или потреблялась на месте, или высушивалась и направлялась в продовольственные хранилища. В качестве домашних животных, а также источника шерсти и меха, были ламы и альпаки. По особым случаям самцов лам пускали на мясо.
Добыча полезных ископаемых. Высокогорье Анд — источник большого количества различных минеральных ресурсов. С помощью примитивных орудий инки добывали золото, медь, олово, серебро, платину, камень (в основном — гранит и известняк), а также различные поделочные и драгоценные минералы.
Инки достигли больших высот в металлургии, например, они единственными на тот момент освоили бронзу. Золото и серебро у инков имели статус не столько драгоценных, сколько священных металлов. Поэтому в первую очередь они шли на производство различных предметов интерьера и украшений для Сапа Инки и служителей культа. Тонко выделанными пластинами или фольгой из золота покрывались стены храмов и дворцов — такой декор во многом породил среди испанцев легенду об Эльдорадо. Впрочем, нерелигиозные украшения для знати также изготавливались в большом количестве. Основным же «рабочим» металлом была медь: из неё производились некоторые орудия труда, оружие и доспехи.
Ремёсла. Инки владели большим количеством ремёсел, включая ткачество, обработку кости, строительного камня, древесины, металлов, драгоценных и поделочных минералов. Сырьём для изготовления тканей были хлопок, а также шерсть альпак и лам. Из них инки делали повседневную одежду и церемониальные одеяния для знати, жрецов и правителей. Ткачеством занимались в основном женщины, а также дети, престарелые члены общин и инвалиды.
В Империи инков существовало высокоразвитое керамическое производство. Из глины изготавливались различные сосуды для хранения кукурузного пива и съестных припасов, а также бытовая посуда. Часто керамика украшалась разноцветным геометрическим орнаментом и лепным декором.
Инки преуспели в строительстве. Из гранита и известняка возводились транспортная и ирригационная инфраструктуры, крепостные стены, дворцы и храмы. Для строительства жилых домов простых людей и хозяйственных построек применялись глина, дерево, тростник и кирпич-сырец.
Полигональная кладка позволяла возводить прочные стены без использования раствора. Не такая уж и безупречная, к слову: инопланетяне отменяются.
Особенность ремесленного производства заключалась в массовости и высокой стандартизации. Если в традиционных сообществах орудия труда, украшения, текстиль и прочие изделия изготавливаются частными ремесленниками и затем идут на продажу или остаются в личном пользовании, то в Тауантинсуйу для этого были созданы специальные производственные комплексы, где трудилось множество мастеров. А сама продукция, судя по находкам в разных городах, производилась по стандартным образцам.
Кто не работает, тот не ест
У инков не было налогов в нашем понимании — вместо них использовалась трудовая повинность:
- Регулярные отработки на полях или в «производственных центрах», принадлежавших храмам, государству или лично самому Сапа Инке, а также высшим чиновникам (куракам).
- Поочерёдные и периодические отработки (мита).
Если с регулярными отработками всё более-менее понятно, то о мите стоит поговорить подробнее.
Фактически это был способ быстрой трудовой мобилизации населения для работы на многочисленных «социалистических стройках» (дорогах, акведуках, туннелях, мостах, храмах и т. д.). Как это было устроено:
- Рабочие выбирались из числа трудоспособного населения общины (25–50 лет) путём жеребьёвки.
- Затем их перебрасывали на место работы, причём распределяли по объектам так, чтобы каждый рабочий попал в тот климат, в котором привык жить.
- На стройках и сельскохозяйственных полях продолжительность миты составляла до трёх месяцев, на рудниках — не более одного (ввиду более тяжёлых условий труда).
- После отбытия повинности рабочий возвращался в свою общину, а его сменяли другие её члены (также выбиравшиеся жеребьёвкой).
Мита отрабатывалась в основном на стройках, но встречался, хотя и реже, труд на государственных и храмовых полях, плантациях по выращиванию коки и табака, прислуживание в домах знати и высшего чиновничества.
Помимо этих обязательных трудовых налогов, крестьяне и ремесленники должны были работать и в своей общине. Вообще в государстве инков работали абсолютно все (за редким исключением) и всегда. Иногда даже сам Сапа Инка брал в руку мотыгу и выходил на поле, хотя, скорее всего, это был чисто символический жест.
Характер и интенсивность работы зависели от трудоспособности, пола и возраста человека. Например, мальчики 9–16 лет работали пастухами, с 16 до 20 — курьерами или прислугой в домах знати. Старикам старше 60 лет тоже находили работу, хотя и более лёгкую, например, плести верёвки или корзины, кормить уток, следить за скотом и т. д. Девочки и женщины были заняты либо домашними обязанностями (прядением, ткачеством, приготовлением еды или уборкой), либо сельским хозяйством.
Трудовое законодательство Инкской империи было строгим, иногда доходившим до абсурда. Например, женщинам предписывалось при походе в соседний дом брать с собой пряжу и прясти на ходу. Чтобы люди «не простаивали», им назначались бессмысленные работы вроде перемещения земляного холма с места на место (впрочем, возможно, это лишь легенда). Тунеядство и ненадлежащее выполнение работ строго карались телесными наказаниями.
Впрочем, правительство не только эксплуатировало, но и обеспечивало народ. Существовала система государственного обеспечения недееспособных и пожилых граждан, вдов и сирот, которым из государственных хранилищ выдавалось всё необходимое для жизни: продовольствие, одежда, обувь. Также Сапа Инка брал на себя снабжение свободных крестьян и ремесленников орудиями труда, едой и одеждой во время миты. Государство за свой счёт содержало и многочисленных чиновников.
Имелась также своеобразная система государственного займа. Например, если община столкнулась с неурожаем или стихийным бедствием, то всё необходимое для выживания им выдавалось под расчёт. Когда наступало благоприятное для общины время, она должна была вернуть долг государственному хранилищу в соответствии с данными, записанными в кипу. Аналогичная система действовала и в отношении отдельных граждан, причём свой «кредит» должник мог отдать как аналогичной продукцией, так и в виде другого товара или услуги.
Торговля и валюта
Торговли в привычном понимании (то есть непосредственного обмена товарами) у инков практически не было. Вместо неё существовала командно-административная система сбора и распределения продукции в зависимости от потребностей региона. Если сильно упрощать, то работала она следующим образом. Крестьянская или ремесленная община производила строго определённое количество продукции за конкретный период, которую затем сдавала специальному чиновнику, определявшему её на тот или иной склад. Затем эта продукция перенаправлялась в определённую область страны, где её было недостаточно или она вовсе отсутствовала.
Ни крестьяне, ни ремесленники, ни даже землевладельцы из числа привилегированных слоёв населения не обладали правом собственности на произведённую продукцию. Большая её часть изымалась и хранилась в государственных хранилищах, разбросанных по всей стране. В таких условиях, очевидно, не могло возникнуть привычных нам экономических институтов вроде обмена товарами, полноценных рынков, прослойки свободных торговцев, а также, собственно, финансовой системы.
На низовом уровне (внутри одной общины или между соседними) торговля всё же велась. Известно, что у инков была развита система реципрокитета — равноценного обмена услугами или товарами. Индейцы использовали сложные системы взаимоотношений — айни, где члены сообщества помогали друг другу с работами, например, с посадкой или сбором урожая, ожидая, что в будущем и им окажут помощь. Влиятельные лица или элита, такие, как вожди или кураки, предоставляли защиту и инфраструктуру (например, ирригацию или дороги) в обмен на работу или продукцию нижестоящих членов сообщества (через систему мита).
Впрочем, существовали зачатки и полноценной торговли, основанной на бартере и денежном обмене. Инки использовали в качестве денег для размена небольших сумм мелкие востребованные товары, например, какао-бобы или листья коки. Существовали даже аналоги монет в виде отлитых из меди маленьких топориков. Раз в восемь дней в поселениях проводились (естественно, под контролем государственных чиновников) базары (тианкис), на которых жители могли обмениваться излишками товаров, если таковые оставались после уплаты податей.
Несмотря на то, что империя в целом сама себя обеспечивала, внешнюю торговлю с соседними племенами и государствами она всё же вела. Основной формой товарообращения был, скорее всего, бартер, но использовались и деньги — в частности, те же медные топорики, которые были ходовой валютой на всём Западном побережье Южной Америки. Инки продавали в другие страны украшения, высококачественные ткани, а также ритуальные изделия из золота, серебра и бронзы (технологией изготовления которой владели только они), а покупали в первую очередь предметы роскоши и украшения: жемчуг, красивые раковины, самоцветы.
Пришли конкистадоры, и (не) всё поменялось
Может показаться, что инки создали сильное и процветающее государство, которое если не воплощало принципы всеобщего благоденствия, то максимально к ним приблизилось, на века опередив в этом плане Европу. Некоторые исследователи, как идеализировавшие государство Тауантинсуйу, так и критиковавшие его, даже видели в нём живой пример социалистического общества.
Однако при ближайшем рассмотрении это далеко не так:
- Во-первых, не было никакого благоденствия. Точнее, оно было, но только у элиты — самого Сапа Инки, административной и военной элит, жречества. Именно на их содержание уходила основная часть произведённой продукции. А простому народу действительно всего доставалось поровну, но ровно столько, чтобы они не пухли с голоду и могли работать.
- Во-вторых, несмотря на достижения в сельском хозяйстве, обработке различных материалов и строительстве, сам труд вёлся примитивными орудиями, а потому был изнуряющим. Когда мы говорим о том, что государство обеспечивало жителей, в том числе недееспособных и пожилых, всем необходимым для жизни, следует понимать, что под «жизнью» подразумевается «существование». В то время как население отдавало государству своё здоровье на рудниках и «стройках века», на войнах и т. д., оно в ответ предоставляло минимальный прожиточный минимум.
- В-третьих, контроль над хозяйственной деятельностью, замена свободной торговли жёстким административным распределением ресурсов подавляли всякую частную инициативу. Крестьяне и ремесленники, лишённые стимула в виде права распоряжаться излишками произведённой продукции или хотя бы свободным временем, не были заинтересованы в повышении эффективности своего труда, а потому не совершенствовали использовавшиеся технологии и приспособления.
- В-четвёртых, государственная система поддержки малоимущих, пожилых и недееспособных, а также регламентация быта, семейной и личной жизни устраняли необходимость во взаимной поддержке членами общин друг друга. Это порождало в индейцах равнодушие к судьбе членов семьи, общины и государства в целом.
По факту Империя инков была основана на доминировании общественного над индивидуальным. Нельзя сказать, что все индейцы были довольны таким порядком вещей. За недлинную историю империи случались восстания как покорённых народов, так и простых крестьян или ремесленников. Описан случай, когда восстание возникло из-за того, что огромная каменная глыба, которую вручную транспортировала большая группа рабочих, сорвалась с креплений и задавила насмерть сотни людей.
Ещё до прихода в Южную Америку испанцев империя, пережив короткий (менее сотни лет) период расцвета, начала трещать по швам. Уже после смерти Уаины Капака в стране началась гражданская война между его наследниками — Уаскара и Атауальпы. Масла в огонь подлила прокатившаяся по стране эпидемия оспы, завезённая испанцами в Центральную Америку, где уже полным ходом шла Конкиста.
Поэтому, когда небольшой (около 200 человек) отряд конкистадоров во главе с братьями Писарро впервые проник в Тауантинсуйу, их встретило не сильное и сплочённое общество, а ослабленное внутренними раздорами и социальными противоречиями государство. Всего за два-три года испанцы столь невеликими силами смогли захватить страну, по площади превышавшую всю Европу и имевшую армию в сотни тысяч человек.
Как бы то ни было, уже в 1534 году Тауантинсуйу стало зависимым от Испании государством, а в 1543-м было провозглашено вице-королевством, таким образом лишившись даже формальной независимости. Однако, натворив дел, испанцы не стремились под корень рушить многовековую систему, основанную на сельской общине и тотальном подчинении. Фактически они просто заменили Сапа Инку на испанского короля, который в глазах индейцев приобрёл тот же полубожественный статус.
Для контроля над населением испанцы сохранили сельские общины, управлявшиеся кураками, а для легитимизации своей власти даже оставили некоторые привилегии инкской элите (той её части, которая не стала бунтовать). Осталась и система принудительных работ мита — правда, испанцы многократно усилили её, заставив индейцев уже постоянно (300 дней в году) работать на золотых приисках и плантациях. Со временем она трансформировалась в латифундии, в которых покорённые инки работали уже не на государство, а на конкретных белых землевладельцев.
Из реальных нововведений испанцы привнесли только свою религию и использование денег. Религия (католицизм), впрочем, на бытовом и хозяйственном уровнях не особо отличалась от традиционной веры инков: те же проповеди покорности, нестяжательства и т. д.
А вот деньги повлияли на многое.
Налоги теперь стали собираться именно ими. Если раньше, отрабатывая миту, индеец расплачивался своими временем и трудом, получая взамен продовольственный паёк, то с приходом испанцев он впервые стал зарабатывать деньги. Правда, «зарплата» была смешной — всего около 20 песо в год, причём из них восемь колониальная администрация удерживала в качестве налога, а ещё три — как оплату за рабочую одежду. Оставшихся денег зачастую не хватало даже на оплату повинности латифундисту, из-за чего индеец должен был работать сверх своих 300 дней, то есть почти непрерывно.
Но и сами колонизаторы не избежали влияния инкской культуры и социального устройства. Через 100–150 лет после падения Империи инков в расположенном неподалеку Парагвае было основано «государство иезуитов», формально подчинявшееся испанской короне, но по факту ставшее практически независимым. Изначально оно создавалось для христианизации индейцев гуарани и их защиты от работорговцев. Иезуиты приучили индейцев к оседлости, научили возделыванию земли, животноводству и ремёслам, а затем переселили в редукции, представлявшие собой крупные (от 500 до 20 000 человек) поселения. Организатор и идеолог этого государства, патер Диего де Торрес, некоторое время жил в Перу и был знаком с социальным устройством инков.
Организованное им политическое образование строилось почти на тех же принципах:
- Светская и духовная власть всецело принадлежала небольшой группе иезуитов. В каждой редукции их было двое: старший (кюрэ) отвечал за духовную жизнь общества, другой (викарий) заведовал хозяйством. Решения иезуитов доносились до населения общины через администраторов (касиков) из числа самих индейцев.
- В редукциях отсутствовала частная собственность на землю, средства производства, дома, имущество — всё это (и даже сами индейцы) принадлежало общине. Обработка земли, строительство, ремонт сооружений, ремесленное производство делались сообща.
- Земля делилась на две категории — божью (тупамбу) и личную (абамбу). И та и другая принадлежали общине, но первую обрабатывали коллективно, а вторую — каждая семья в отдельности. Личный надел члену общины выдавался в семейное пользование во время свадьбы, причём после смерти главы семьи он возвращался обратно в общий фонд и подлежал перераспределению.
- Сельскохозяйственные работы и ремесленный труд строго регламентировались. Работали все индейцы без исключения — как крестьяне и ремесленники, так и администрация. Семена и инвентарь выдавались общиной. Произведённую продукцию полностью отдавали в общак, взамен получая продовольственный паёк. Ремесленное производство практически целиком сосредотачивалось не в домах, а в общинных мастерских (коллегиях).
- Для защиты редукций сначала от работорговцев, а потом и от колониальных войск Испании и Португалии иезуиты создали индейское ополчение, обучили его владению огнестрельным оружием и военной тактике.
Социальное устройство редукций, столь похожее на инкское, привело к аналогичным результатам. С одной стороны, иезуитам действительно удалось создать общины, где не было голода, процветали общинное хозяйство и ремесленничество. С другой стороны, наблюдались тотальная личная безынициативность и апатия населения. Один из иезуитов писал, что качество обработки общинных и личных наделов кардинально различалось. Если первые находились в прекрасном состоянии, то на вторых часто царило запустение. Доходило до того, что индеец предпочитал забивать на обработку личных участков, расплачиваясь за это поркой (работу на семейных наделах контролировали надзиратели), но зато живя за счёт общинной продукции. Или съедать быка, выданного общиной для распашки «личной земли», а администрации говорить, что он утонул потерялся, за что опять же расплачивался своей спиной.
Государство иезуитов просуществовало недолго — чуть больше полутора веков. Причиной его исчезновения стало изгнание из Южной Америки всех иезуитов из-за их слишком независимой политики, противоречившей колониальным властям. История этой страны закончилась на самом пике её расцвета: население редукций достигало 200 000 человек, поголовье скота — 760 тысяч голов, процветали плантации риса, маиса, хлопка, апельсинов, табака и других культур, которые активно продавались колониальным властям и окружавшим племенам, принося огромный доход в 100 тысяч песо в год. Показательно, что, лишившись тотального управления, большинство редукций пришло в упадок, а населявшие их индейцы быстро вернулись к кочевому образу жизни, за короткий срок забыв все агротехнологии и ремёсла.