Противоречивая проверка на самосознание разделяет царство животных
Идея инструмента, способного прозондировать основу сознания, пришла в голову Гордону Дж. Гэллапу младшему, когда он брился. «Я вдруг подумал, – говорит он, – разве не было бы интересно узнать, могут ли другие существа узнавать себя в зеркале?»
Эксперимент по показу шимпанзе их отражения в зеркале казался просто небольшим развлечением, когда Гэллап впервые попробовал реализовать свою идею в 1969 году. Он не представлял, что это станет самым влиятельным и самым противоречивым тестом в сравнительной психологии, погружающим разум в царство экспериментальной науки и предвосхищающим вопросы по поводу степени страдания животных. «Важна не способность узнавать себя в зеркале, – в итоге решил он. – Суть в том, что эта способность говорит по поводу вашей возможности осознавать самого себя».
Гэллап был новым профессором в Тулейнском университете в Луизиане, где у него был доступ к шимпанзе и гориллам в отделении, которое позже превратится в Национальный центр исследования приматов в Тулейне. Тамошние шимпанзе были пойманы в юном возрасте в Африке и перевезены в Америку, где их использовали в биомедицинских исследованиях. Но его эксперимент был совсем не таким инвазивным. Он изолировал двух шимпанзе в клетках и размещал в каждой клетке по зеркалу на восемь часов подряд каждый день в течение 10 дней. Через отверстие в стене Гэллап наблюдал изменения в поведении шимпанзе. Сначала они думали, что отражение – это другой шимпанзе, и демонстрировали ему комбинацию социальных, сексуальных и агрессивных жестов. Но со временем они начали использовать его для изучения собственных тел. «Они использовали зеркало, чтобы заглядывать себе в рот, корчить рожи, изучать гениталии, убирать слизь из уголков глаз», – сказал Гэллап.
Гэллап был уверен, что шимпанзе научились узнавать себя в зеркале, но считал, что другие исследователи могут не поверить его описанию. Он перешёл ко второй фазе эксперимента. Он усыпил шимпанзе при помощи наркоза, затем покрасил им одну бровь и противоположную мочку уха красной краской, которую шимпанзе не смогли бы почувствовать или унюхать. Если они и правда узнавали себя, он считал, что знает, что произойдёт: «Казалось очевидным, что если я увижу в зеркале себя с какими-то отметками, я дотронусь до них и буду изучать».
Именно это и проделали шимпанзе. Для Гэллапа это было доказательством: «первой экспериментальной демонстрацией самосознания животных»,- писал он в результирующем отчёте 1970 года для Science. «Это было совершенно очевидно, – вспоминает он. – Мне нужна была статистка. Это произошло. Победа!»
Но то, что на самом деле поразило Гэллапа во время тестов с обезьянами, это что те вели себя по-разному. Возможность распознавать своё отражение оказалось не приобретаемым навыком, которому одни существа обучаются медленнее других. Это было результатом работы более высокого интеллекта. Гэллап получил первые твёрдые доказательства того, что у наших ближайших родственников есть некое подобие самосознания или даже разума. Наконец был получен инструмент для экспериментов по теме, которую обсуждали тысячи лет: какова природа сознания человека?
Как провести тест с зеркалом своими руками
Изучите самосознание вашего ребёнка, щенка или длиннохвостого попугая в домашних условиях. Реакции будут отличаться в зависимости от испытуемого. Разместите большой цветной стикер на волосах ребёнка, когда он не находится перед зеркалом, так, чтобы он его не чувствовал и не видел. Подведите ребёнка к зеркалу. Ребёнок может указать на стикер, но не понимать, что на него из зеркала смотрит его собственное лицо. Когда вы удалите стикер и покажете его ребёнку, тот удивится.
К двухлетнему возрасту у ребёнка должен произойти когнитивный сдвиг в самосознании, после чего он легко сможет использовать зеркало для обнаружения стикера. Щенки и котята не впечатляются стикером так легко, но часто играют со своим отражением в зеркале, не узнавая себя. Взрослые кошки и собаки обычно игнорируют отражение, возможно, из-за отсутствия интереса.
* * *
Гэллап был не первым человеком, решившим, что способность распознавать себя в зеркале может играть важную роль. Позже он узнал, что Чарльз Дарвин показывал зеркало орангутангам, но они с зеркалом не справились, по крайней мере, в его присутствии. Дарвин тоже отметил, что в первые годы жизни его дети не узнавали себя в отражении. В 1889 году немецкий исследователь Вильгельм Прейер первым предположил связь между распознаванием себя в зеркале и самосознанием людей.
Спустя более чем 50 лет французский психоаналитик Жак Лакан решил, что в развитии детей есть «зеркальный этап», в котором зеркала помогают формировать их эго. К 1972 году специалисты по психологии развития начали использовать тесты с маркировкой, похожие на те, что делал Гэллап, чтобы узнать, в каком возрасте дети начинают распознавать себя в зеркале. Оказалось – от 18 до 24 месяцев.
А Гэллап, перешедший в Университет Олбани, заинтересовался, может ли пройти тест с зеркалом кто-нибудь, кроме приматов. В начале 1990-х он вместе со своим студентом Лори Марино решил изучить этот вопрос. Работая с Дианой Рейс в океанариуме «Морской мир Африки/США» в Калифорнии Марино показывал зеркало в аквариуме двум афалинам. Как и шимпанзе, дельфины научились использовать зеркало разными способами, даже «занимались сексом перед зеркалом, и эти записи мы назвали нашим дельфиньим порно», говорит Марино. Три исследователя опубликовали результаты работ, утверждая, что они «говорят о распознавании себя в зеркале».
Но до критически важного теста с маркировкой оставался ещё десяток лет. Самым большим барьером стал анатомический: у дельфинов не было рук, чтобы прикоснуться ими к отметке. Но Рейс и Марино, к тому времени работавшие уже в Нью-йоркском аквариуме, разработали исправленный тест. Они ставили отметки дельфинам чёрными чернилами на разных частях тела, и дельфины переворачивались и извивались, чтобы увидеть эти отметки. Это убедило исследователей и многих других, что они распознают себя в зеркале.
Рейс и Марино это исследование не только убедило, но и побудило к действиям. Они, и их единомышленники, утверждают, что если животное проходит тест с зеркалом, оно обладает определённым уровнем самосознания, и, значит, неэтично держать их в неволе. «Эти животные обладают каким-то уровнем осознания себя, и если так, они знают, где находятся и могут понимать ограничения их физического окружения», – говорит Марино. Сейчас она работает директором по науке в «Проекте по защите прав не-людей«, и пытается добиться соблюдения прав животных с когнитивными возможностями высокого уровня. Участники проекта хотят, чтобы суды распознавали таких животных, как «физических лиц» и защищают права дельфинов. Ключевой аргумент – наличие научных доказательств того, что шимпанзе, слоны, китовые и другие животные обладают, как и люди, самосознанием. Они могут не только страдать, но и думать о себе: «Я страдаю».
Гэллап, которому сейчас уже за 70, не занимается пропагандой прав, но любит пофилософствовать на тему того, что именно показывает тест с зеркалом и зачем такая способность могла развиться в ходе эволюции. Очевидно, что она имеет мало отношения к зеркалам – если не считать редкие спокойные поверхности прудов, у наших предков было мало шансов встретить своё отражение. Он решил, что прохождение теста на зеркало говорит о высоком уровне сознания, включающем возможность животного размышлять о своих мыслях и опыте, а также представлять, что могут думать и испытывать другие. Эта способность называется «теорией разума» [или моделью психического состояния человека].
В подтверждение он указывает на то, что дети начинают демонстрировать модель психического состояния примерно в то же время, когда они начинают распознавать себя в зеркале. «Чтобы учитывать, что могут знать, хотеть или желать другие люди, вам сначала нужно осознать самого себя», – говорит он. Он отмечает, что люди с шизофренией часто не могут распознать себя в зеркале, а также испытывают трудности с моделью психического состояния. К примеру, по сравнению с контрольными испытуемыми, шизофреники с меньшей долей вероятности могли распознавать просьбу, спрятанную в утверждении, которое муж делает своей жене: «Я хотел бы надеть эту голубую рубашку, но она сильно смялась».
Гэллап считает, что значительное осознание самого себя могло появиться в результате эволюции, чтобы помочь гоминидам разбираться со сложными социальными вопросами. «Интеллектуальное превосходство вытеснило физическое как средство для достижения доминирования», – говорит он. Он предполагает, что значительное самосознание может включать в себя и осознание смертности. «Мне кажется, что логичным следующим шагом будет осознание и принятие неизбежности индивидуальной смерти», – говорит он.
Что касается распознавания себя в зеркале дельфинами и другими животными, не относящимися к приматам, Гэллап в этом пока не уверен. Он предлагает другое объяснение того, что дельфины его бывшего студента извивались перед зеркалом: чтобы увидеть отметки на теле того, что они считали другим дельфином, смотрящим на их самих. Он требует повторения недавних экспериментов, в которых слоны при помощи хобота дотрагивались до крестиков, нарисованных на их лбах, и сороки снимали стикеры у себя с груди клювом.
Встречаются и исследователи, исключающие связь между тестом с зеркалом и теорией разума у любых животных, даже людей. Среди них – Дэниел Повинелли, у которого Гэллап был научным руководителем. Словно сын, видящий слабости отца и решающий стать его противоположностью, Повинелли, работающий в Университете Лафейетта в Луизиане, стал одним из самых ярых критиков Гэллапа, хотя на персональном уровне они остаются близки. Он пришёл к выводу, что шимпанзе не нужно обладать самосознанием для того, чтобы пройти тест с зеркалом. Вместо этого ему нужно лишь сообразить, что тело в зеркале выглядит и двигается так же, как его собственное, и додуматься, что если на том теле есть отметка, то и на его теле она тоже может быть. Такое достижение всё равно остаётся довольно сложным, добавляет Повинелли, и может отражать наличие сознания расположения частей тела, которое может быть полезным для лазания по деревьям. Он считает, что такое осознание на высоком физическом уровне могло появиться, когда наши предки с деревьев увеличились в размерах, и им стало тяжелее передвигаться по веткам.
Сомнения Повинелли распространяются и на другие ключевые исследования разума шимпанзе, к примеру, те, в которых шимпанзе воздерживался от спрятанной еды, если видел, что доминирующий шимпанзе наблюдал за тем, как люди её прячут. Авторы исследования утверждали, что это происходило потому, что подчинённый шимпанзе мог размышлять о том, что видел и что может сделать доминирующий. Совместив этот тест с результатами других, они заключили, что шимпанзе способны «понимать как цели, так и намерениях других, а также восприятие другими реальности и их знания», и может предсказывать их действия.
Но Повинелли называет такое рассуждение «деревенской психологией» – ненаучными выводами, основанными на человеческом восприятии. Подчинённому шимпанзе не нужно проникать в разум доминирующего, ему всего лишь нужно понимать, что нельзя становится тому поперёк дороги.
Если применить эту логику к людям, то мы можем погружаться в глубины размышлений, используя зеркало для чистки зубов, но это не значит, что часть мозга, использующая зеркало для направления зубной щётки, будет той же самой, что обдумывает саму себя. Эти две возможности могут появляться у детей в одно и то же время, но это не значит, что они связаны, а тем более представляют собой одно.
Отставляя в сторону критику Повинелли, большинство специалистов по сравнительной психологии считают, что в распознавании себя в зеркале что-то есть, и не в последнюю очередь потому, что этот эффект наблюдается только у животных с превосходящим интеллектом. Нейробиологи пытаются пролить свет на эту тему, подыскивая физическую основу этой возможности в мозге. И хотя чёткий сигнал ещё не обнаружен, Гэллап своего мнения не меняет. После почти 45 лет защиты от критиков, он вряд ли, проснувшись как-то утром, посмотрит в зеркало и передумает.
Источник