Что вы могли пропустить: сериал «Общество» как современное прочтение «Повелителя мух»

No One to Save Us, But Us — слоган сериала «Общество» (The Society), отсылающего зрителя к первобытным инстинктам, острым социальным конфликтам и первостепенным вопросам «Что я должен делать, чтобы выжить?» и «Что мы можем сделать, чтобы окончательно не уничтожить друг друга?».

Новый сериал от Netflix вышел еще 10 мая, но по какой-то причине, многие даже не слышали о нем. Игнорируя недочеты, о которых я скажу ниже, сериал вышел достойным. И это доказывает официальное продление на второй сезон (который выйдет в 2020 году). Отзывы и оценки критиков — на высоком уровне (84 на Rotten Tomatoes). Почему же вокруг «Общества» не вышло ажиотажа, типичного для подростковых сериалов?

Сюжет разворачивается в небольшом английском городе Вэст Хэм. Из-за неприятного запаха и нерасторопного решения проблемы управлением города, подростков от 16 лет на время устранения запаха отправляют в кемпинг. Из-за бури дорогу размывает, и ночью подростков возвращают назад. Но их город пустует: все взрослые и дети пропали. Выясняется, что интернет и связь не работают, а вместо дорог, ведущих из города — непроходимый лес.

И если вначале завязка сюжета казалась сомнительной, с этого момента наблюдать за происходящим начинаешь с неподдельным интересом.

Подростки проходят все стадии принятия. Кто-то отрицает происходящее, продолжая ждать автобус, который заберет их обратно, кто-то намеренно вступает в конфликты, другие впадают в депрессию. Гарри (Алекс Фитцалан) — богатенький юноша, который теряет власть, которую ему давали деньги. Сестры Кассандра (Рэйчел Келлер) и Элли (Кэтрин Ньютон) пытаются урегулировать новую жизнь и управлять оставшимися людьми. Хелена (Наташа Лю Бордиццо) читает молитвы и поддерживает церковь, а Уилл (Жак Колимон) начинает подсчет продовольствия.

Первая волна агрессии и драк возникает как раз из-за продуктов: подростки хватают с полок чипсы и газировку, вступая в конфликты за дефицитную провизию. Практически никто не думает наперед и не берет консервы или воду. Многие поступают глупо, игнорируют сложившуюся реальность и ждут того, кто придет и разберется со всем вместо них. Адекватная часть старается сделать существование организованным, выделить работу для каждого жителя, создать общественные столовые. С неподдельным интересом наблюдаешь за построением нового общества, подмечаешь ошибки и успехи.

Что вы могли пропустить: сериал «Общество» как современное прочтение «Повелителя мух»

И вот в шатком обществе происходит первое убийство. Тут и поиск преступника, и боязнь жителей выходить за порог дома, и конфискация оружия. Возникает вопрос: принимать смертную казнь для преступников или организовывать тюрьмы?

Следуют перевороты власти, первые выборы, похороны, необходимость изучения медицины по книгам и выращивание растений для выживания. Захватывающе наблюдать за построением общества подростками, которые выросли с интернетом, где заведомо лежат ответы на все вопросы. В новом мире им приходится искать ответы в книгах или учиться на собственном опыте. Это и цепляет: невольно ставишь себя на место героев, думаешь, как бы поступал сам, и смог бы выжить в таких условиях.

Здесь, конечно, отчетливо прослеживается связь с «Повелителем мух» Уильяма Голдинга.

Как и в книге, дети оказываются одни (в случае сериала — в маленьком городе) и стараются выжить в созданных условиях. Их ждут выборы «главного», нарастающие напряжение и разобщение. В сериале, как и в книге, отображается противостояние двух групп. Одна из них олицетворяет разум и закон (Кассандра, Элли), а вторая гнев и разрушение (Кэмпбел и Гарри).

Герои сериала ставят Элли во главе, но быстро начинают ненавидеть ее из-за власти, которой сами ее и наделили (как Ральфа в «Повелителе мух»). Вместо Джека, разжигающего конфликт в книге, в «Обществе» это делает Кэмпбэл (Тоби Уоллес). Из-за неокрепшей психики некоторые подростки не могут принять взвешенное решение. Так же, как и в «Повелителе мух», они загнаны в силки страха и первобытных инстинктов.

Что вы могли пропустить: сериал «Общество» как современное прочтение «Повелителя мух» | - Изображение 2

Вместе с героями зритель задается вопросами морали: «можно ли приговорить к смерти за убийство?», «правильно ли отдавать одному человеку всю власть?», «можно ли лишить людей оружия, а тем самым и самозащиты?». Даже охоте на «зверя» в сериале отведено свое место. «Зверя — бей! Глотку — режь! Выпусти- кровь!» В сериале подростки играют в «беглецы и копы», где последние охотятся на беглецов, проявляя схожую жестокость. В книге Саймон говорит: «Зверь внутри нас», что не раз подтверждают действия персонажей «Общества».

При этом, проработав сюжет, сценаристы и режиссеры не уделили достаточного внимания игре актеров.

В сериале не раздражает лишь небольшое количество персонажей. Алекс Фитцалан в роли Гарри, который из избалованного парня становится депрессивным и закрытым в себе, и Тобби Уоллес в роли Кэмпбэла. Он отлично вжился в роль психопата, «за кулисами» стравливающего людей друг с другом. Его игра особенно впечатляет в сценах, где ему необходимо действовать выверенно и хладнокровно.

Переигрывание второстепенных персонажей можно игнорировать, но выбор главной актрисы смущает. Кэтрин Ньютон в роли Элли раздражает уже к середине сериала, когда практически ни одна сцена не обходится без ее слез. Персонаж, поначалу казавшийся сильным, понесший бремя главы общества, становится безликим к концу сезона. Конечно, ее нерешительность и ранимость можно списать на разные обстоятельства, но две последние серии ее постоянные колебания и бессмысленный уход в драму начинают сильно раздражать.

Что вы могли пропустить: сериал «Общество» как современное прочтение «Повелителя мух» | - Изображение 3

Есть в «Обществе» и нелогичные моменты, из-за которых хочется дать персонажам пощечину крикнув: «вы что, совсем идиоты?». Для них абсолютно нормально держать преступника, убившего человека, за хлипкой стеклянной дверью. Нормально также и неоправданно издеваться над заключенной девушкой, при этом зная, что с ее характером она расскажет об этом обществу и это понесет за собой плачевные последствия.

Раздражает и тот факт, что огромную толпу может перенастроить одна случайная фраза любого персонажа — власть никогда не получит сильных неодобрений или протестов. Даже если кто-то в толпе задаст наводящий вопрос: «А с какой стати мы должны тебе верить?» конфликт тут же будет замят, потому что иначе сюжет не продвинется.

Многие зрители говорят: «Ну они же подростки!». Но ведь они не поголовные идиоты, верно? Странно, что в самый бунтарский возраст они молча принимают сложившуюся ситуацию и легко идут у Кэмпбела или Элли на поводу.

В сериале периодически появляются удачные кадры с пейзажами и хорошо выстроенные композиции. Восторгаться операторской работой вы не будете, но и критиковать ее вряд ли решите. «Общество» может похвастаться хорошим саундтрэком, как и многие «подростковые» проекты, вышедшие за последнее время.

Во время просмотра сериала не раз задаешь себе вопросы: «А что бы сделал я? Как бы себя повел?» Легко рассуждать о том, что обязательно встал бы на сторону разума, правильно расходовал припасы и т.д. Легко и осуждать персонажей, действующих глупо и необоснованно. Но в то же время никогда не знаешь, как бы ты повел себя, оказавшись на их месте.

Что вы могли пропустить: сериал «Общество» как современное прочтение «Повелителя мух» | - Изображение 4

 
Источник

Читайте также