Начнем с того, что разделение на физиков и лириков придумали в 60ые для смеха, типа западников и славянофилов, или патриотов и либералов, спартак или динамо — классическая “двухпартийная система” наглядно показанная в серии Южного Парка про клизму и бутерброд. Еще древние римляне называли этот принцип “разделяй и властвуй”.
В итоге разным командам дали разные книжки, а про чужие говорили «скучно, вам не понять, да и понимать НЕ НАДО», а понять меж тем легко, главное посмотреть сквозь другие очки, сменить парадигму. Ведь ни одна из парадигм не истина, а вот биполярное зрение сильно облегчает жизнь. А тут, дали людям разные очки, одним плюс, другим минус, гуманитариям шестеренок в часах не рассмотреть, а для технарей через 200 метров вся природа абстракция.
Но вот вам, друзья, золотой ключик открывающий миры — три книги с отлично структурированной инфой по гуманитарным наукам. Этих трех точно будет достаточно, что бы технарю понять основные гуманитарные законы и начать видеть, как это устроено на уровне механики.
1. История на миллион долларов Макки
Гуру Голливуда гребущий денежку лопатой на консультациях сценаристов. Фишка книги — это предельно конкретная поваренная книга сценариста. Здесь технично и профессионально описывается структура фильма, какой она должна быть что бы фильм понравился аудитории. На самом деле в ней нет никаких новых взглядов или откровений, это не Маклюэн, это справочник, американский бихевеаризм. Поваренная книга, тем и крута. Никаких вирший про тонкий вкус жульена, нет, наоборот — порежьте грибы ломтиками 0.3-0.5см, добавьте 100мл молока. Никаких обобщений, очень технично, типа «в характере должно быть противоречие», пример, частая ошибка, исключение, учебник розенталя — всё. У вас есть техническая инструкция как писать.
Но самое круто инсайты — во-первых вы получите волшебные очки, через которые будете совсем другими глазами смотреть кино и видео. А во вторых у вас как минимум будет пяток историй, что бы поразить друзей или девушку на свидании, а это уже не мало.
Например, как показать романтику в кино? Для этого Макки расписал систему жанров, выделив тн «конвенции», те элементы. Хочешь комедийную мелодраму — сыпани тех и других, случайно всуниешь один элемент триллера — диссонанс, добавишь достаточно — будет романтический комедийный триллер — выбирай нужный и выполняй условия. Например, если вы решили снять романтическую комедию вам нужно выполнить всего пять пунктов, остальное вообще не важно:
- Герои должны неожиданно встретиться.
- Найти что-то общее в прошлом.
- Совместно созерцать красоту.
- Ключевой поцелуй.
- И маленькая формальность — женщина должна одеть большие серьги, а мужчина показать свою состоятельность.
Не спрашивайте почему серьги, но так устроено подсознание человека. Мужчины четко реагируют на этот визуальный образ и женщина почти всегда постарается одеть на свидание больше серьги если вы ей по-настоящему нравитесь. Но главное — сценаристы и режиссеры используют это правило вполне осознанно, прием настолько распространённый, что вы просто не сможете теперь это развидеть — серьги будут в каждом музыкальном клипе и фильме.
Вот два почти однаковых снимка Дженефер Лопез, сравните сами:
Или, например, как сделать сериал который будут смотреть? Главное, что нужно сделать, это придумать противоречивого героя. Да так, что бы противоречие заключалось в самой сути этого человека. Тогда каждое его действие, будет порождать противодействие — так обеспечивается бесперебойная драма. Два величайших сериала по Макки — Клан Сопрано и Секс в большом городе. Почему? Благодаря героям — они так хороши, что можно на них нанизывать любой сюжет — там десятки и десятки серий не теряющих накала. В чем же дело?
Тони Сопрано — одновременно добропорядочный гражданин из пригорода и одновременно босс мафии ломающий должникам коленки. Каждое его действие рождает неразрешимую драму, от которой невозможно оторваться.
Та же сценарная схема в Сексе в большом городе — четыре женщины пытаются найти любовь и построить семью, но чем больше они пытаются, тем меньше получается. Почему? Потому, что эти четыре женщины и есть настоящая семья для них, и чем больше они встречаются и обсуждают любовные вопросы, тем крепче становится их “семья”. Это двойная драма. С одной стороны их компания не дает найти мужчин, но с другой именно поиск мужчин укрепляет семью. Безвыходная драма на шесть сезонов и восемь золотых глобусов.
Сценарист не берет истории из головы, так же как инженер не строит мост по наитию — они одинаково строят по правилам. Вот Макки — человек которые эти правила пишет, и в книге еще 300 страниц таких историй.
С 23 по 27 число Макки будет читать лекции в Москве, если успеете купить билет обязательно сходите — я был в прошлый раз, и это было незабываемо — смотреть как Митта, Алексей Учитель и Илья Бачурин пыхтя как школьники исписывали пачку конспектов, можете себе представить. Для любого гуманитария увидеть живьем это Макки все равно, что физику подергать за усы живого Резерфорда.
2. Морфология волшебной сказки Владимира Проппа
Иногда, что бы написать книгу нужно придумать новый жанр. Но вот Проппу пришлось придумать целю науку. В 1920ых годах русский лингвист Владимир Пропп задался вопросом — что если проанализировать сюжет всех волшебных сказок мира? Наверняка можно выделить 6-7 типовых историй лежащих в их основе. Он начал аккуратно выписывать в тетрадь топологию сюжета — что происходит, какие элементы повторяются в разных сказках и тд. Когда тетрадь заполнилась, оказалось, что нет никаких 6-7 типовых сюжетов. Оказалась что история одна. Во всех сказках мира.
В 1928 году выходит его книга «Морфология сказки» положившая начало такой дисциплине как структурный анализ литературных текстов. Идея книги проста — все сказки отражают обряд инициации. Когда человек символически умирает и рождается обновленным. Из ребенка становиться взрослым, жениться или переживает кризис среднего возраста, даже когда смотрит впечатляющий фильм — он тоже проходит инициацию. Это история психологического путешествия для усвоения нового опыта, это в мозгу прописано. При этом у всех сказок есть ряд обязательных событии (как пять условий романтической комедии) и что более важно, события идут в строгой последовательности — если ее нарушить, внимание слушателя теряется, магия исчезает.
Проще говоря мономиф — это готовая схема восприятия истории, вшитая на аппаратном уровне, Доказано десятками экспериментов, например помните игру Испорченный телефон? А что если в нее будет одновременно играть 100 человек, 1000? Оказывается уже на 12-15 человеке передаваемая история принимает строгую форму мономифа и дальше передается без искажений.
Сам мономиф нужно знать — это фундаментальная схема любого художественного произведения. Она всегда вам подскажет в каком месте чего добавить, а чего убрать. Общая схема такая:
При этом каждый из элементов интересно структурирован внутри. Например первый шаг — позыв к действию. Он должен содержать в себе персонажей, драму, конфликт и задавать сеттинг. Как все это показать в одной сцене? Открываем книгу и смотрим — в этой сцене герой должен находится в своем обыденном мире, затем неожиданный позыв к путешествию, отказ от этого позыва в пользу привычного мира и неожиданный поворот — необоримая сила вторгается в жизнь героя и он уже сам бежит в путешествие.
То есть сидит себя Вася дома, смотрит футбол, команда выигрывает чемпионат мира, рядом пиво и красавица жена, мир прекрасен.
Дзззинь звонок в дверь. На пороге старец — Вася, мы искали тебя тысячу лет ты избранный, пойдем со мной в волшебную страну где все возможно — за гаражи!
Вася молча закрывает дверь и возвращается к футболу.
И тут замечает, что жена-то пропала!
И вот наш Вася уже сам бежит за гаражи на встречу приключениям.
Сюжет ничего не напоминает? Властелин колец? Звездные войны? На самом деле это начало любой истории — об этом и мономиф. Вспомните ключевую битву с главным злодеем — он всегда должен почти победить и наш герой уже точно проиграл, но тут хитрость и неожиданная победа. Одним словом универсальная вещь — хочешь что то придумать, возьми мономиф и раскрась в свои цвета.
Отдельный прикол — это разбор фильмов по сказкам. Погуглите как Бойцовский клуб делали на основе красной шапочки, пару минут здорового смеха вам обеспечены.
3. Психофизиология Кроля и Вихи
И теперь спустимся в подвал. Вам когда-нибудь было интересно как физически устроен мыслительный процесс у человека? Как электрические сигналы рождают столь сложное сознание? Если вы пытались читать советские учебники по физиологии мозга то поймете мою боль. Я искал книгу об этом 15 лет, и наконец она вышла в 2017 году. Главная фишка — авторам удалось серьезно ужать объем текста за счет объяснения всех эффектов через известные произведения искусства и использования человеческого русского языка.
Собственно первая треть книги разбирает зрительную кору человека, и наглядно показывает как человек видит и распознает образы. От падения фотона на сетчатку, то распознавания образов в лобных долях. Результат этой главы — выведения простого правила чем искусство отличается от не искусство. Почему одна картина — шедевр, а почти такая же — мазня. Как искусствоведы определяют? Оказывается искусство отличается использованием особенностей системы зрительного восприятия человека. Аналогично с мономифом — у каждого человека есть аппаратная система зрения и нужно писать софт подходящий именно к этому железу.
Например у вас в телефоне есть камера, там в опциях можно включить сетку кадра, но знаете ли вы зачем она? Это сетка для композиции кадра по “правилу третей”. Зрение человека таково, что его внимание приковываемая вовсе не к центру кадра, а в четырех перекрестках этой сетки — располагайте объект съемки в них, а горизонт и остальные объекты старайтесь выровнять по сетке и результат вас моментально удивит — ваши снимки будут минимум на 4-.
Причем правило третей не единственное, есть ряд других гармоний — лично мне нравится Фибоначчи.
Посмотрите какую в какую красоту можно превратить даже драку в украинском парламенте с помощью науки!
Но больше всего меня поразила в книжке история создания Пуантилизма. Молодые художники в Париже 1885 года выписывали журналы, среди которых был “Вопросы психофизиологии” в котором была конкретная статья об изучении сетчатки глаза, в которой доказывалось, что человек видит все только точками трех цветов. Художники не долго думая попробовали рисовать цветными точками. После первой же выставки их ждал всемирный успех, родился новый жанр живописи. А они просто следовали инструкции.
Прошло двести лет и наконец вышла книга полностью описывающая всю зрительную систему. Она не только даст вам понимание как работает мозг, как вы видите мир и почему так происходит, но еще и незаметно заставит вас пройти полный курс по искусствоведению. Причем сугубо через аппаратную сторону вопроса — большая часть книги разбор логики нейросеток и их топологии в мозгу. С работой этих сетей по миллисекунде. Вот одна из сотни таблиц, показывает как человек видит обычную гайку по милисекундам:
Какие виды живописи родились из этой таблицы определите сами.
Или вот вкусняшка, описание математики используемой мозгом для развертки круглого изображения с глаз в прямоугольник 16:9. Да, у формат наших экранов на поверку оказывается форматом нашего воображения. А если вы знакомы с технологией MPEG то будете просто в восторге от главы, как этот формат сжатия придумали на основе такого же у вас в мозгу — вся визуальна информация очень умно и эффективно сжимается с помощью т.н. «латерального торможения».
А вот максимально практические знания. Зрительна кора всю картинку разбивает на отрезки строго определенных степеней наклона. Именно по этому все комиксы и реклама имеют четкую контурную рисовку — в таком случае мозгу не нужно тратить усилия на обработку картинки, она уже готова. На втором фото вы можете видеть «идеальную кошечку» — вашему мозгу доставляет особое удовольствие такой стиль — используйте это при подготовке визуальной информации.
Но самое круто конечно в третьей части книги, она так и называется — физиология любви и дружбы. Пожалуй не буду рассказывать, что пишут, но про любовь и дружбу я из этой книги понял больше чем из всех книг по психологии и драматургии вместе взятых. Один разбор брачных танцев Стерхов стоит всего Фрейда, имхо конечно, но все же надеюсь я вас достаточно заинтриговал для покупки книги. ИМХО будь эта книга переведа на английский — Макки бы точно сделал ее своим настольным руководством.
Замечу только, что тираж книги минимальный и она уже превратилась в библиографическую редкость, остается только надеяться что авторы прочтут этот текст и решатся на допечатку тиража.
Источник