Откуда в кино появилось понятие «субъективная камера»? Для этого нужно начать с самого начала…
(текстовая версия ниже)
Начало
Эксперименты с киноязыком начались сразу же с появлением кинематографа. Ученики брайтонской школы решили поставить кадр так, чтобы зритель воспринимал себя полноценным участником событий. И в картине «Каково это, когда тебя переехали» прямо на героя, соответственно и на зрителя, наезжает автомобиль.
В 1920-х Абель Ганс был одним из главных экспериментаторов в области субъективной камеры. В этот раз режиссер решил показать полет снежка в картине «Наполеон».
1930 -1950 гг.
В 30-е и 40-е начинается расцвет этого приема. Однако его все же используют не так часто. Фриц Ланг в картине «М» с помощью субъективной камеры приглашает зрителя взглянуть на мир глазами маньяка. А чуть позже отец саспенса, он же Альфред Хичкок использует субъективную камеру в финале фильма «Завороженный», чтобы показать самоубийство героя.
В середине столетия студия MGM выпустит на экраны революционную в то время картину «Леди в озере». Это первый фильм в истории кино, снятый полностью от первого лица. Такой опыт повторится только уже в ХХI веке.
Что же с советским кино?
С началом периода оттепели пришло новое поколение кинематографистов, переосмысливших весь киноязык, Субъективная камера появляется в фильме Михаила Калатозова «Летят Журавли», показывая последние минуты жизни героя. Это прием использует Андрей Тарковский в «Ивановом Детстве», а также Марлен Мартынович Хуциев в «Июльском дожде».
Современность
Конец двадцатого столетия становится апогеем развития приема субъективной камеры. Концепция мнимой документальности, выросшей в жанр мокьюментари, удивляет широкую аудиторию фееричным успехом фильма «Ведьма из Блэр». (подробнее в видео)
В начале второго тысячелетия видеоигры обрели большую популярность среди масс. Это не могло не отразиться на самом кинематографе. Начали появляться экранизации. В фильме Doom 2005 года одна сцена снята от первого лица, отсылая нас к одноименной серии видеоигр. Боевик был весьма посредственным, однако данный вид субъективной камеры станет основополагающим. Ведь уже в 2010-х возрастет спрос на экшн-камеры, что приведет к появлению таких экспериментов как «Хардкор», полностью снятый на камеру GoPro.
Зачем вообще нужна субъективная камера?
Без этого приема можно спокойно обойтись, но кино станет беднее, ведь он уже стал незаменимой частью криминальных фильмов и фильмов-ужасов. Эксперимент из прошлого превратился в важную часть киноязыка и даже породил целый жанр – мокьюментари.
С помощью камеры зритель становится участником событий фильма, вовлекается в сюжет, получая незабываемые эмоции. Ради эмоций мы и смотрим кино.