Прошло три дня с долгожданного релиза игры нашего детства, юности, отрочества, молодости, зрелости, старости. Полгода ожидания выхода — а до этого, долгих двадцать лет ожидания ремейка. Именно ремейка, потому что два ужасающих сиквела явно продемонстрировали, что серия проклята и ничего хорошего, кроме первой части, нас уже не ждет. И что же, стоило ли тешить себя надеждами и тратить 40 долларов? Разберёмся.
И да, ребята, текст содержит спойлеры.
Offer u can’t refuse.
Начнём, пожалуй, с оригинала. В отличии от большинства утят, я прекрасно помню игру 2002 года. Я играл в неё и в 2002, и в 2010, и в 2020: специально обновил воспоминания в августе, чтобы максимально объективно сравнить с новой версией.
Для 2002 года игра была, безусловно, настоящим прорывом, да и на многие годы вперёд оставалась непревзойдённой. Но давайте взглянем правде в лицо: игра состарилась и играть в неё сейчас — настоящее мучение.
Это вовсе не вина разработчиков. Игра выходила в самом начале становления жанра. Ещё никто не умел делать эти ваши 3д-экшоны с машинами и открытыми мирами. На тот момент, повторюсь, игра была настоящим прорывом, была куда более взрослым и серьезным и качественным произведением, чем прямой конкурент от Рокстар.
И тем не менее, сейчас она выглядит уставшей. Дальность отрисовки в двадцать метров: здания буквально вырастают перед вашими глазами. Низкополигональные модельки персонажей. Стародавние спецэффекты. А, самое главное, режиссерская постановка: бОльшую часть времени ваши напарники молчат. Вы молча едете из одного конца карты в другой и слушаете прекрасную музыку. Затем катсцена и вот вы молча едете в другой конец карты. Или пытаетесь застрелить кучу врагов, ползая на карачках, еле-еле прикрываясь стенами и ящиками.
О, стрельба! Прекрасная стрельба была в первой части. Прекрасная до тех пор, пока на тебя не вываливаются толпы врагов. До тех пор, пока тебе не приходится имитировать прилипание к укрытиям вручную — да, в 2002 году их ещё не изобрели, но играть в такое в 2020 больно. Стрельба прекрасна до тех пор, пока тебе не нужно следить за здоровьем своих напарников — а напарники твои вовсе не ссыкуны, отсиживающиеся в укрытиях, а настоящие камикадзе. На миссию на парковке я потратил несколько часов своего времени, выучил расстановку и скрипты каждого нпс и все равно прошёл ее лишь чудом. В ремейке я прошёл парковку с первой попытки.
Running man.
С первых же секунд ремейк погружает нас в тёплую атмосферу детства. Вступительный ролик, довольно, кстати, похожий на оригинальный (или это он и есть?) демонстрирует нам все красоты переработанного Lost Heaven под ту самую музыку, от которой по коже бегут мурашки. Тут и там встречаются оригинальные музыкальные композиции. Карта города переделана каким-то очень хитрым способом: все выглядит по-новому, но география будто бы осталась прежней. Умилительно выглядят лужи: отражения получились настолько роскошными, что разработчики от души напихали луж даже в миссии с солнечной тёплой погодой.
Что ещё изменилось? Первое, с чем мы сталкиваемся — это физика автомобилей. И она здесь ужасающая. Не знаю, то ли в этом виноват движок, то ли разработчики хотели сделать погони более кинематографичными, но получилось прямо скажем плохо.
В оригинале мы катались на стареньких машинах тридцатых годов. С маломощными двигателями, тяжелыми кузовами, так себе управлением (ну а как ещё на рамных американских автомобилях). Это был довольно своеобразный экспириенс, но машины ощущались аутентично. Они управлялись плохо — но они и должны были так управляться. Они управлялись плохо, но понятно.
В оригинальной игре была поддержка контроллера типа руль с педалями и несколько раз я проходил игру именно с ним. И модом на включение поворотников. Игра была неспешной и ты ездил неспешно, как солидный человек, а вовсе не из-за норовящей поймать тебя полиции.
В ремейке же.. все машины имеют физику из Need For Speed 2016. Это натурально дрифтовые корчи. Ты либо поворачиваешь со сносом задней оси, либо не поворачиваешь. Не важно, в каком автомобиле ты едешь — они все поворачивают одинаково, а руль перекладывается так быстро, будто бы ты участвуешь в топ-32 РДС, а вовсе не спокойно едешь на Шуберт Люксе собирать дань.
Этот момент очень обидный. Физика в первой части была потрясающая. Физика во второй части тоже была на уровне: к игре специально привинтили модный на тот момент PhysX, у машин даже давление в шинах визуально менялось! А, главное, из-за такой странной управляемости, тебе больше неинтересно ездить медленно. Ты не можешь чинно курсировать по району, потому что на ближайшем повороте тебе придётся снова комплекта Кена Блока.
Это при том, что сами машины сделаны восхитительно. Потрясающие модельки, воссозданные по трехполигональным оригиналам, выглядят шикарно. Добавленные в игру новые машины, в т.ч. балдёжные кабриолеты, абсолютно уместны. В гараже вы даже можете менять цвет автомобиля и его салона! Все сделано тщательно и с любовью. Все, кроме физической модели.
Это, к слову, аукается в той самой миссии. С гонкой. Если обычные автомобили управляются как гоночные болиды, то гоночные болиды управляются.. никак. Добраться вовремя до мастерской Бертоне и вернуться назад (кстати, на обратном пути поведение машины реально отличается и это прекрасный штришок) ещё можно, хотя сделать это намного труднее, чем в оригинале, где у тебя было больше времени. Но вот сама гонка..
ИИ противников ужасающ, они поворачивают и таранят тебя с такой железнобетонной настырностью, будто бы в соревнованиях участвуют не профессиональные гонщики, а московские таксисты. Болид, как я уже говорил, управляется так себе, постоянно норовит уйти в занос. Ставшей уже стандартом для жанра гонок перемотки времени тут тоже нет: не вписался в поворот — изволь начинать все сначала. А вишенкой на торте, конечно, является урезание кругов: вместо пяти кругов нам даётся только три, а, значит, проехать спокойно и тактично нам не позволено, будь добр рашить и мчать на всех порах вперёд. Если к середине первого круга вы не пятый — можете начинать переигрывать, вырваться на второе место у вас уже не хватит времени.
Вишенкой на торте, конечно, является то, что гонку.. нельзя пропустить. Напомню, что в оригинале вы могли заабузить баг с восстановлением машины перед финишной чертой, после патча — выбрать сложность либо просто пропустить гонку. В ремейке нет ни того, ни другого, поэтому вы несколько часов обречены страдать и кидаться геймпадом в телевизор.
А если вы думаете, что хуже уже не может быть, то дальше вам придётся покататься на мотоцикле.
Two in a head.
Что ж, перейдём ко второму столпу геймплея, к стрельбе. Стрельба в первой части была своеобразна, но производила впечатление реалистичности. Стрельба здесь..
Поймите меня правильно. Она не плоха. Наконец-то герой прячется за укрытиями сам. Ящики разлетаются в труху. Коктейли Молотова кидают не только в тебя, но и ты можешь кидать их в ответ. Но стрельба..
Выпускать экшен с такой стрельбой после того, как мир увидел The Devision 2? На легких уровнях сложности, возможно, это работает. Но точно не на классике. В игре просто нулевой — это не фигура речи, не преувеличение — в игре НУЛЕВОЙ импакт. Враги реагируют на попадания никак. Если у нас по плану стрельба из Томпсона, то происходит стрельба из Томпсона, не важно, стреляем ли мы в ответ, попадаем ли в ногу, руку, плечо. В итоге все перестрелки превращаются в кошки-мышки с роботами. Черт, даже в оригинале было лучше. Там враги орали и сгибались от боли. Тут же против вас воюет армия терминаторов.
Особенно больно это потому, что разработчики намеренно увеличили количество врагов и даже встреч с ними. В переработанных миссиях вам придётся вступать в перестрелки в тех местах, где раньше вы просто спокойно шли по лестнице. Миссия в тюрьме превращается из забавной экскурсии в сраный Вьетнам. Позже Том будет переживать по поводу кражи груза сигар — но в 1933 году он убил с десяток полицейских только за один день!
Я понимаю, зачем это сделано. Видимо, разработчики решили, что игрокам в 2020 будет скучно просто ходить. Нужно добавить драйва. Драйва действительно добавили, вот только с убогой стрельбой и толпами ваншотящих врагов весь этот драйв превращается в непереносимый поток боли и страданий.
The death of art.
Казалось бы, что же мы получаем в итоге? Физика безвозвратно испорчена. Стрельба — тоже. Ремейк не удался? Бракоделы из Hangar 13 испортили как последнюю часть франшизы, так и первую?
Слава богу, нет. Не смотря на все перечисленные недостатки, ремейк вышел.. хорошим. Во многом тут заслуга графики. Игра выглядит потрясающе и я очень надеюсь, что в грядущем поколении нам завезут еще какой-нибудь патч, который поправит проблемы с яркостью или дальностью прорисовки. Графика, конечно, не главная — но очень важная часть игр. Только за счет графики Red Dead Redemtion 2 полюбился стольким игрокам по всему миру — если разбирать игру в отрыве от поражающей визуальной составляющей, мы сразу обнаружим и пустой мир, и тупейшую систему полиции, и отроквенно идиотический сюжет и даже лень аниматоров. Но сейчас не об этом.
Игра красива и очень кинематографична. Так же не будем забывать, что она сделана на основе прекрасной истории. Сюжет оригинала перенесен почти дословно, Hangar 13 лишь слегка сместил акценты, прописал некоторые моменты чуть более детально, добавил персонажам мотивации и глубины. Не всем эти изменения пришлись по нраву — но переносить оригинал без изменений вообще точно было бы ошибкой. Поверьте, я проходил оригинал месяц назад.
Кроме того, игра явно сделана с большой любовью к оригиналу. Эту трудно выразить словами или привести конкретные примеры, но я ощущал это всем сердцем. Те же самые машины, воссозданные дворики, миссии.. Это точно не механическая работа. Зачем было добавлять в игру мотоциклы, присутствовавшие в оригинале только в качестве вырезанного мусора глубоко в архивах? Перерабатывать короткие моменты так, чтобы они укладывались в цельную логическую цепочку происходящего? Только от большой любви. В игру добавлена куча деталей: лишние кат-сцены, разговоры, собирашки (collectibles). В то же время, игра сфокусирована на цельной непрерывающейся истории еще пуще, чем оригинал: миссии Луки Бертоне фактически вынесены в режим Прогулки и события ни на секунду не сбавляют темпа.
Мы ждали эту игру 18 лет. Нас обманывали и с сиквелом, и с третьей частью. Но с ремейком нас не обманули. Это отличная игра и настоящий подарок всем фанатам. Она стоила и 18 лет ожидания, и 40 долларов в магазине.
А теперь нам снова ждать — доверят ли Hangar 13 сделать достойное продолжение и дадут ли им достаточно денег и творческой свободы для этого. Но судьба серии пока что в хороших руках и может быть все эти мучения длиной в жизнь совершеннолетнего человека наконец-то закончатся.
P.S. Как я с удивлением выяснил в обсуждениях игры, некоторые миссии (в т.ч. миссия с тюрьмой) сохранили или даже приобрели дополнительную вариативность и проходить их рашем вовсе не обязательно. Что ж, придется играть второй раз.