Разбираю нынешнее состояние худшей игры 2013-го года
Сказать мне есть достаточно, поэтому:
1. Введение
3. Сложность
4. Геймплей
7. Особенности
8. Сюжет
9. Итоги
Многие помнят, какой ненависти удостоилась «Aliens: Colonial Marines» в момент выхода — за несоответствие рекламы итоговому продукту, за бессчётные баги, за поломанных врагов, за графен, за всё, что только можно. Мне, например, сквозь года запомнились кадры из консольной версии игры, где яйца Чужих взрывались в один неприметный спрайт, а по стерильной комнате, где велась картонная перестрелка за укрытиями, летала одинокая коробка, провозглашающая собой величие Nvidia Physics или вроде того.
Это сейчас аудитория присуждает звание «худшей видеоигры в истории» по 10 раз в год, будь то скудный ремастер или Free to play-дрочильня, но тогда казалось, что «Aliens: Colonial Marines» навечно войдёт в историю как эталон низкосортной видеоигры. Хотя главное наказание это, конечно, забвение. В последующем разработчик наштамповал для «Colonial Marines» технических патчей размером с новую игру, но игровое сообщество не даёт второго шанса опозорившемуся проекту. Если это не «No Man’s Sky», конечно.
Возможности лично опробовать оригинальную версию 2013-го года у меня нет, желания тем более, потому предлагаю послушать, в каком виде эта несчастная игра добралась до настоящих времён, что представляет собой сейчас, и стоит ли сегодня вообще играть в «Aliens: Colonial Marines».
«Colonial Marines» по итогу оставила у меня очень двоякое впечатление, при чём впечатление, кардинально меняющееся после условного отрезка времени. Как это происходит обычно — вначале видеоигра демонстрирует все свои лучшие идеи и решения, интригует и обещает большее, после чего в какой-то момент скатывается в разочаровывающее уныние, будто сам разработчик не планировал, что кто-то будет проходить его продукт до конца. Однако, «Colonial Marines» оставила у меня строго противоположные чувства. Вплоть до определённого момента «Colonial Marines» была мне чуть ли не отвратительна, и проходил её я без всякого интереса, зато, миновав этот самый Рубикон и точку моего наивысшего к ней, игре, презрения, я неожиданно для себя нашёл, за что её любить, и прошёл до конца уже с удовольствием. И вроде бы все вводные остались какими и были, и играл я в ту же самую «Colonial Marines», вот только как игра она стала компетентнее раз в пять. И я могу сказать, что изменилось в игре, но не понимаю, почему.
Мы ещё поговорим о сюжете, о стрельбе, обо всём, но пока я начну со сложности, потому что для восприятия мной игры это оказалось очень важным. Не знаю, зачем я это сделал, но я совершил большую ошибку, решив проходить заведомо посредственный шутер на высокой сложности. Есть игры, где высокая сложность оправдана тем, что позволяет более сурово испытать реакцию, знание и мастерство игрока, создать для него новый вызов, требующий большей самоотдачи и напряжения, а есть игры, где со сложностью враги просто становятся более жирными и сильными, и как следствие гнобят тебя вдвое сильнее. «Colonial Marines», как можно понять, про второй вариант, и это вообще не стоит того.
Чужие, которые жрут по пол магазина и просто топчут тебя ногами как футбольные фанаты. Наёмники «Weyland-Yutani», которые и так стреляют очень болезненно, а здесь у них резко возрастает меткость и они прошивают тебя за пол уровня. «Colonial Marines», скажем честно, является однобокой пострелушкой, «шутерком на вечерок», веселье от игры в который зависит ровно настолько, насколько игроку комфортно, собственно, играть. Здесь нет ничего, чтобы адекватно ответить на возросший со стороны игры вызов, а потому игровой процесс превращается в фестиваль бесконечного терпения.
И, в общем-то, я терпел. Терпел без всякого удовлетворения, потому что, опять же, игра сложная не потому, что может побудить тебя думать, использовать особые возможности, предлагаемые игрой — нет, игра сложная потому что сложная, ты сам это выбрал, так получай.
Больше десяти попыток ушло у меня на то, чтобы оборонять типа, колдующего с дверью. Помимо него нас там было три человека — надо сказать, напарники очень даже полезный элемент «Colonial Marines» — но страшилок под конец набегало так много, что я света белого не видел за их чёрными шкурами, не то, что своих братанов. Душно, иначе и не скажешь. В последний раз я уже спиной таранил эту дверь, выкидывая весь свой боезапас в неумирающих ксеноморфов. Они даже в нарративном смысле не должны быть такими прочными, это кажется просто неправильным и убивает интерес к стрельбе.
Затем был ещё эпизод, уже с противниками-людьми, и там тоже под десять перезапусков, просто потому, что если в условиях укрытий ты ещё можешь терпеливо регенерировать за углом, то вот когда тебе приходится бегать по открытому навесу, чтобы активировать штуки — это там, где вы пытаетесь улететь с «USS Sulaco» — то враги, мотивированные высокой сложностью игры, стреляют тебе прямо в жопу, и ты должен не то стрелять на опережение, что здесь тоже ни разу не просто, не то вовсе молиться, чтобы твои друзья отвлекли вражеский огонь на себя.
Между этими выматывающими моментами шёл обычный такой малоинтересный геймплей. В чём была проблема местных Чужих, помимо того, что они непробиваемые? Они вообще не реагировали на попадания — никакого импакта от выстрелов, ни от какого оружия. То есть, бежит на тебя эта мразь, ты ей в ответ всаживаешь, из винтовки ли, из дробовика — ей вообще плевать, она никак не реагирует. И вместе с тем, насколько Чужой крепкий, это вызывает глубочайшее отторжение игры. Знаете эти убогие старые игры, где надо двадцать хедшотов поставить, чтобы уложить врага — «Colonial Marines» настолько же разрушает любую попытку к достоверности.
Что происходит от попадания из дробовика по зубастому красавчику? Его отбрасывает? Он морщится от боли? Может он хотя бы замедляется? Он просто покрывается зелёными пятнами, и продолжает бежать, не теряя скорости, пока ты не выстрелишь ещё раз. В итоге же Чужие либо просто падают на землю, либо взрываются, как воздушны шар. К этому следует добавить, что не смотря на горы выпущенных патчей это самые хреновые Чужие, которых индустрия видела со времён первого «AvP», а то и раньше. Изредка они запрыгивают на потолок, но быстро понимают, что им там неуютно, и маршруты путей в голове сбиваются, потому ксеноморфы быстро спрыгивают обратно и бегут до морпехов уже по земле. Ещё они прыгать умеют на два метра вперёд, бегут такие и как прыгнут вплотную к тебе, игнорируя выстрел из дробовика, и лапкой такие тебя цапают потом.
В случае с противниками-людьми всё немного интереснее, хотя казалось бы, в игре-то про Чужих. Да, они наносят серьёзный урон в дальнем бою, но их успех в этом деле опять же зависит от их меткости. Надо сказать, приятно видеть как вражеская дробь ударяет где-то в стороне от тебя — действительно ли так работает баллистика в «Colonial Marines» или промахиваются враги тоже по скрипту, но восприниматься перестрелки начинают честнее. Тем более, что и сам морпех-протагонист, имя которого я так и не запомнил и которого буду звать Реем, потому что он очень похож на Рея из «GTA 4», сам испытывает иммерсивные сложности при стрельбе. Мало того, что прицел пошатывает из стороны в сторону, так и разброс у пуль во всё перекрестие. Как не странно, но это не воспринимается как недостаток, даже напротив — если Чужие не хотят изображать какое-либо жизнеподобие, то кто-то же должен. Проблема лишь в том, что на большой дистанции убить из стандартной винтовки кого-то становится очень трудной задачей, что больше характерно для второй половины игры, где на смену коридорам космических кораблей неожиданно приходят относительно открытые полигоны LV-426.
Насколько интересно перестреливаться с людьми, вопрос неоднозначный. С одной стороны, это те самые плохие враги из мусорных видеоигр, в которых надо всаживать и всаживать, и реагировать на попадания они тоже при этом не хотят. С другой же стороны есть что-то приятное в этих тупых коридорных пострелушках, когда вся твоя тактика это обойти ящик слева или справа, и ты с врагом ведёшь некую позиционную войну. Ну и порцию риска «Colonial Marines» в эти поединки тоже вносит, поскольку для успешной ликвидации противника требуется идти с ним на сближение, открываться для ответного удара. В идеальной ситуации ты пытаешься завалить их быстрее, чем они открывают огонь по тебе. Во всех этих казалось бы унылых перестрелках за ящиками при адекватном уровне сложности в какой-то момент неожиданно обретается своя динамика, свой азарт и напряжение. Ну или это мои вкусы очень специфичны. Но пока я не понизил уровень сложности, перестрелки доставляли боль, а не удовольствие.
Пора поговорить о том, почему я сдался и понизил-таки сложность до «заурядной», чего делать совсем не намеревался, хоть геймплей и казался неинтересным и немного садистским. Дело в том, что в какой-то момент «Colonial Marines», будучи не слишком компетентным шутером, решает учинить, не много не мало, битву с боссом на особых условиях. В подвалах колонии «Hadley’s Hope», которые и знать не знали о взрыве какого-то там ядерного реактора, живёт, значит, очень странный ксеноморф, которого игра зовёт «Ворон». Ворон этот в несколько раз больше обычных Чужих и, по идее, является преторианцем — элитным, но всё-таки стандартным подвидом ксеноморфов, и никакими другими уникальными особенностями не отличается. И нет бы расстрелять его как всех прочих, но игра водит пальчиком у моего лица, приговаривая «нет-нет-нет, вы так его не убьёте, мистер Рей, здесь нужен особый подход». Приходится на манер Рипли лезть в чёртов погрузчик, чтобы драться с Вороном на кулаках. И это абсолютно отвратительный босс-файт.
Битва с Вороном это отличная демонстрация того, почему я терпеть не могу любые бои с боссами в видеоиграх. Она настолько же однозадачная, насколько при том нервирующая. Значит, есть этот Ворон и есть толпа постоянно набегающих Чужих поменьше, и пока Рей в погрузчике намерен надавать преторианцу по лицу, его коллеги должны отстреливать бегущих на них ксеносов. План надёжный как решения Ридли Скотта по франшизе Чужих, что могло пойти не так.
Ну, начнём с того, что Синди ещё не успел сесть в грёбаного робота, а его уже кусают за задницу набегающие ксеноморфы. И эти ксеноморфы, это какой-то бред. По идее твои напарники должны провоцировать Чужих на себя, ну а некоторых ты раздавишь сам своей огромной клешнёй, но в действительности эти сукины дети кусают тебя во фланги и в спину, и ты никак не можешь на это ответить, потому что в просто развернуться в сторону, будучи в погрузчике, это как общаться о чём-то с тиктокером — просто непосильная задача. Сам Ворон и на десятую часть не такой опасный противник как эти мелкие паршивцы, что бегают вокруг Рея, обгладывая его ноги, пока он чем-то там управляет. И самое отвратительное, что эту битву по сути определяет рандом. Побегут Чужие на тебя или на твоих друзей, перестреляют их или они будут невозбранно тебя жрать — у тебя нет никакого контроля над происходящим, ты либо бьёшься с боссом, либо пытаешься оглядеться в этой инвалидной коляске кто там опять залез тебе за спину. Битва непосредственно с Вороном это тоже эталон геймдизайнерской бездарности — Рей должен буквально надавать огромному монстру по лицу, раз двадцать или вроде того. При чём бой строится по принципу «кто ударит первый», и если замешкался, ну, по причине того, что ксеноморфы уже обгладывают твоё тело со всех сторон, то всё, получай. Это был бы простейший босс на в истории видеоигр, если бы не кишащие вокруг паразиты.
Чёрт знает, сколько раз я пытался пройти этот эпизод. В конечном итоге, игра меня выбесила и я забросил её на неделю. Учитывая все предыдущие впечатления — этих тупых и непробиваемых ксеноморфов, хитсканящих за километр корпоратов и общую бедность всего и вся — возвращаться к «Colonial Marines» уже не было никакой причины. Но что-то побудило попробовать снова, но на сей раз я уже не колеблясь снизил неадекватную для сей игры сложность. И всё равно раза с пятого только заборол этого большого ублюдка. Но хоть заборол. А ведь «ветеран», на котором я до этого играл, это только третья сложность из четырёх, во что там превращается игра на последней и подумать тошно. Мне было проще «Max Payne 3» на «хардкоре» пройти, чем играть в этот второразрядный консольный шутерок на «ветеране».
Я действительно не знаю, как это объяснить, но после отвратительной первой половины и битвы с Вороном как её апофеоза «Colonial Marines» неожиданно для меня преобразилась в сносную и даже приемлемую видеоигру. Будто по завершении столь ущербного босс-файта в разработчиках взыграла совесть, и если раньше им было вообще плевать на качество продукта, то начиная с этого момента они постарались сделать что-то компетентное. Может уровень сложности таким неординарным образом преобразует игру, может какие-то глубоко поломанные скрипты поведения, но начиная с этого момента враги начинают реагировать на попадания. Серьёзно, в «Colonial Marines», оказывается, так было можно, она просто не хотела. Оружие начало оказывать на Чужих останавливающее действие, те языком тела наконец-то сообщают, что им неприятно получать повреждения. В игре-то оказывается есть расчленение, ксеноморфам можно отстреливать ножки, и даже какое-то подобие выстрела в голову есть, которое вырубает их куда быстрее. А раньше они лишь взрывались как гнойная пустула. Это точно та самая «Colonial Marines», в которую я играл?
Если за отмеченные изменения несёт ответственность понижение сложности, то играть в «Colonial Marines» иначе как на «солдате» вовсе противопоказано. Да, не всякий Чужой начинает повиноваться новым правилам, но насколько же это преображает игру — из картонного отстрела хитбоксов она превратилась в хоть какое-то иммерсивное приключение, где враги хоть как-то реагируют на тебя и твои действия. Но «Colonial Marines» этим не ограничилась, внезапно здесь начала появляться какая-та режиссура, какие-то катсцены, какие-то интересные моменты, как когда мы бежим по комплексу, в стёкла которого бьётся головой Королева Чужих. Где это всё было прежде? Единственный режиссёрский момент всей предыдущей игры заключался в той абсолютно кривой и идиотской сцене, где мужик со своим новым сожителем взрывали стыковочный шлюз.
И да, в дальнейшем я с удивлением для себя обнаружил, что «Colonial Marines» начала мне нравиться, я стал получать от игры удовольствие. При том кардинально в игре ничего не поменялось, враги стали менее душными и прочными, и стали как-то резонировать с попаданием по ним, добавилось немного жизни на экране, какая-та минимальная постановка, солдаты-люди начали кричать вещи вроде «обходи эту шелупонь». Где это всё было раньше? Почему игра становится приличной и интересной только спустя часа 3-4 от хронометража? Вопросы на уровне тайны происхождения Космических Жокеев.
На такой ноте можно и о других особенностях игры поговорить. Ещё вначале, до поединка с Вороном и последующих преображений игры, я отмечал, что если что-то в «Colonial Marines» и сделано хорошо, то это дизайн помещений. До «Alien: Isolation» оставался ещё год, и до того, как она вышла, именно в «Colonial Marines», пожалуй, была лучшая репрезентация ретрофутуристичного сеттинга фильмов о Чужих. Все эти бессчётные монохромные компьютеры, инженерные помещения и стерильные коридоры с раздвижными дверьми — эклектика и граница между уже минувшим прошлым и предполагаемым будущим, по-своему обаятельное сочетание стилей, которое мало где есть. Всё, что касается людей и их анимации в игре, это просто стыдно, но вот в части создания окружения «Colonial Marines» справляется очень даже пристойно.
Вся игра проходит примерно в тех же декорациях, что и первые два фильма о Чужих. Вначале, учитывая техническое состояние игры, я счёл это скорее паразитизмом на серии, фан-сервисом, и если игровой «USS Sulaco» с кораблём из фильма роднит, по сути, лишь то, что возле шлюза валяются оторванные ноги Бишопа, то вот, например, «Hadley’s Hope» по части реконструкции это лучшая локация в игре, где наиболее удачно отображены разруха и запустение.
В качестве ещё одной особенности, имеющей больше фансервисный характер, можно привести то, что Рей не только перемещается по локациям из фильма, но и находит оружие персонажей оттуда. Дробовик Хикса, винтовка Хадсона и прочее именное оружие. Самым примечательным является, пожалуй, кустарный автомат-огнемёт самой Рипли, и да, он имеет два режима использования — стрельба и, собственно, огнемёт. И эти вещи можно спокойно использовать в игре на свой выбор, они всегда с игроком. Вообще же главный герой носит с собой какое-то неадекватное количество пушек, как именных, так и стандартных. Как, например, в распоряжении Рея есть целых четыре дробовика, которые все делают примерно одно и то же, только патроны потребляют разные. Но есть и действительно полезные стволы, которые не грешно даже менять от случая к случаю — снайперская винтовка против людей, пистолет-пулемёт против Чужих, дробовик против всего.
Куда более странной выглядит идея того, что стандартные стволы можно ещё и улучшать. При чём прокачиваются они не по ходу сюжета или за какие-то ресурсы, а за выполнение челленджей. И это никак не вписано в контекст игры. Выполнил челлендж в духе «убей десять киборгов на одной ноге» и получи возможность прикрутить к винтовке увеличенный магазин или коллиматорный прицел. Конечно, странно воспринимается типичный коллиматор на ретрофутуристичной импульсной винтовке, но так действительно удобнее.
У «Colonial Marines» был мультиплеер, который на сегодняшний день закономерно мёртв, а жаль, мне было бы интересно на него посмотреть. Так же к игре прикручен кооператив, но компьютерные союзники и сами неплохо справляются, и действительно оказывают Рею поддержку, отвлекая на себя врага, а то и расстреливая его без посторонней помощи. Соратники не могут умереть, что смотрится несколько забавно в ситуации, когда их грызут сразу несколько Чужих, но уж лучше так, чем если бы это вело к перезапуску.
Ну и осталось о багах поговорить. Не смотря на прошедшие годы их здесь с избытком. Я уже приводил в пример Чужих, которые теряются на потолке — на открытых местностях они, кстати, ведут себя куда адекватнее. Критических багов, к счастью нет, однако чем дальше я шёл по игре, тем чаще соратники отказывались идти за мной, после чего совершали варп-прыжок прямо перед моим носом. Застревания врагов в дверях и стенах тоже не редкость для «Colonial Marines». Смешнее всего лицехваты, застревающие в собственных яйцах. Кстати, Рей настолько крут, что хватает их голыми руками в момент, когда они пытаются в него вцепиться.
Ещё, кстати, в игре был стелс-хоррор эпизод, закономерно нелепый и поломанный. После детонации ядерного реактора в канализации «Hadley’s Hope» поселился не только Ворон, но и обугленные слепые ксеноморфы, которые теперь покрыты кислотными волдырями и взрываются при контакте с чем угодно. Буквально с чем угодно, потому что для того, чтобы их миновать, нужно открывать паровые задвижки, и тогда эти дегенераты бегут взрываться на шум пара. Этот уровень, разумеется, не мог быть сделан технически надлежащим образом, и потому создаёт довольно комичные ситуации — предполагалось, что слепые твари проходят аккурат возле тебя, что очень страшно, тревожно и так далее, но в моей ситуации они воткнулись лбами в морду Рея и стоят, ждут от него чего-то. Может денег хотят, не знаю.
Ну и о сюжете стоит поговорить. Многого сказать мне не удастся, в игре очень много фабулы — герои постоянно куда-то бегут и что-то делают, но при этом происходит очень мало каких-то значимых событий. Экспозиция сюжета тоже никакая — куда летим, чё происходит, почему напали, что будем делать? Хорошо, если смотрел фильм и сообразил, что «USS Sulaco» это тот самый корабль, на котором Рипли и друзья улетали в конце второго фильма, но вопросов это создаёт только больше — откуда здесь ксеноморфы, и что здесь делают солдаты «Weyland-Yutani», и если мы уничтожили «USS Sulaco», то как спаслась Рипли, почему погибших на LV-426 морпехов в течение полугода никто не искал и прочее, откуда взялся лицехват на Рипли и прочее, и прочее. К ответу на некоторые вопросы можно будет прийти, но что касается сюжета в целом, то он с одной стороны продолжает и развивает ту самую историю из фильма, но с другой стороны многократно её запутывает. К примеру, «Colonial Marines» частично отменяет сюжет «Чужого 3», потому что Хикс не то, что не погиб за кадром, а он тут чуть ли не главное действующее лицо, и настрадался он тоже изрядно. Не обошлось и без откровенного абсурда, ведь Хикс в ходе своих приключений успел добраться до тюремной планеты из фильма и своими глазами увидел как Рипли прыгает в расплавленный металл.
По итогу, сценарно «Colonial Marines» выглядит очень просто и схематично её можно представить как «прилетели спасать — чуть не погибли — нашли Хикса — улетели», но в части всего того сюжета, что там наворотили вокруг этой истории, без бутылки уже не разобраться.
Помимо основной кампании у «Colonial Marines» есть очень даже приличное дополнение «Прерванный стазис» хронометражом часа на три. Вначале оно даёт немного «Alien: Isolation»-впечатлений, потому что играем мы за беззащитную девчонку-колонистку, корабль которой злые корпораты из «Weyland-Yutani» намеренно заразили ксеноморфами, не знаю, зачем. Там есть очень интересный с точки зрения игры момент, когда героиня и ещё один мужик прячутся от ксеноморфа в шкафу, тот протагонистку естественно чувствует по следу феромонов, но не нападает, потому что она уже заражена эмбрионом Чужих. Что, впрочем, не мешает ксеноморфам нападать на девку толпами когда она таки раздобудет себе оружие. С одной стороны упущенная возможность, потому что смена роли с бесстрашного морпеха на хрупкую девушку хотя бы на время это интересно, но к этому моменту я уже полюбил стрелять в игре и прошёл предложенные дополнения с удовольствием. Можно было бы сказать, что беззащитная колонистка убивает ксеноморфов успешнее любых профессиональных военных и это ломает погружение, но да чёрт с ним. Женщине даже «ванлайнеры» прикрутили, она кричит врагам разные обидные вещи вроде «я вас всех завалю» и подобное. Опять же, почему этого нет в оригинальной игре?
Подводя итоги, что можно сказать? Да, игра крупное разочарование своего времени, и даже спустя десятилетие, не смотря на все попытки залатать многочисленные изъяны, их здесь предостаточно. Но плоха ли «Colonial Marines»? Если не знать контекста вокруг выхода игры и оценивать её беспристрастно, в том виде, в каком она добралась до аудитории сегодня — вовсе нет. Да, это шутерок на вечерок, по-прежнему деревянный и примитивный, но «Colonial Marines» и не пытается быть чем-то ещё, являясь именно что путеводителем по фильмам о Чужих с возможностью стрелять без лишних раздумий. И это неплохо.
Вначале я игру ненавидел, но после случившихся в ней перемен я закончил прохождение с большим удовлетворением, и DLC пришлись очень к месту, даровав больше времени в игре. Если бы «Colonial Marines» издали в год выхода в нынешнем техническом состоянии, это всё равно была бы проходная игра, в лучшем случае 6 из 10, но это не отменяет того факта, что в игре бывает интересно, она нетребовательна к игроку и в ней постоянно что-то происходит, сменяются локации, нарастает сюжетное напряжение. Ну и стрелять здесь тоже по-своему увлекательно, но даже думать забудьте о сложности выше «солдата» — за честным вызовом и проверкой на прочность не сюда. Давно мне не случалось испытывать такой противоречивый опыт знакомства с видеоигрой, а может не случалось и вовсе. В этом смысле «Colonial Marines» действительно уникальный экземпляр.
#aliens #alienscolonialmarines #shooter #fps #games #long #longread #yakor.