Что с вами сделали снег и морозы: рецензия на мини-сериал «Северные воды»

Лютая, депрессивная, натуралистичная экранизация книги о военном враче, примкнувшем к китобоям, — с отличными актёрскими работами Джека О’Коннелла и Колина Фаррелла.

Что с вами сделали снег и морозы: рецензия на мини-сериал «Северные воды»

Северная Англия, 1859 год. На корабль «Доброволец» нанимаются два человека. Первый — Патрик Самнер (Джек О’Коннелл), молодой военный хирург, служивший в горячей точке и при туманных обстоятельствах ушедший в отставку. Второй — опытный гарпунёр Генри Дракс (Колин Фаррелл), на пути у которого лучше не становиться.

«Доброволец» готовится отплыть в китобойную экспедицию, однако в успехе её многие сомневаются: кораблём командует капитан Браунли (Стивен Грэм), однажды уже потерпевший катастрофу во льдах, но отчего-то стремящийся вновь забраться на самый север.

Впрочем, ни Самнера, ни Дракса перспективы похода не особенно тревожат. Драксу нравится его работа, а ещё выпивка и шлюхи, на которых нужны деньги. Самнер печалится о чём-то своём и втайне прикладывается к запасам лауданума. К тому же ему поначалу кажется, что мореплавание будет полегче войны — ранам взяться почти неоткуда, выдавай матросам лекарства от запора, да и только — но потом он обнаруживает, что кто-то зверски изнасиловал подростка-юнгу.

«Северные воды» сняты по одноимённому роману англичанина Иэна Макгвайра, и читавшие первоисточник, надо думать, сойдутся на том, что экранизация всё же почеловечнее. Книга предельно натуралистична, полна вони и жидкостей из человеческого организма: мочи, спермы, гноя, рвоты. Кровь в ней выпускают из своих жил в ботинок, а потом пьют, чтобы согреться. Концентрация мерзости и телесности на страницу достигает таких значений, что книгу порой приходится откладывать, чтобы набрать свежего воздуха.

Но и от гуманного варианта этой истории, показанного в мини-сериале, вполне можно сомлеть. Некоторые сцены — нападение медведицы, флэшбеки о хирургических операциях на войне — убрали явно из-за их высокой стоимости и сложности, однако на остальное режиссёр-реалист Эндрю Хэй («45 лет», «Положись на Пита») смотрит ясным взглядом, не моргая. Потрошение в духе «Выжившего», отстрел и забой морских котиков, убийство гарпуном кита, свежевание туш — всё на месте. Свежую кровь тоже пьют, пусть и не человеческую.

Животных, конечно, в кадре не убивали, но в целом Хэй подошёл к материалу с парфёновской дотошностью. Съёмки проходили в настоящих северных водах — говорят, так далеко, куда кинематографисты ещё не забирались — на настоящих льдах, шлюпах и паруснике, с настоящими ружьями, фленшерными ножами. С такой фактурой и хорошим оператором (а он тут хороший) можно было пять часов снимать, как люди плавают в море и бродят по снегам, и это всё равно было бы захватывающим переживанием.

Впрочем, уже по эпиграфам к сериям, позаимствованным из «Илиады», Библии и эссе Шопенгауэра, можно понять, что перед нами не просто экскурсия по морю. На протяжении своих пяти часов «Северные воды» несколько раз неприметно сменят жанр.

В них выделено немного места для детектива (только в мини-сериале, в книге всё выдаётся в первых главах) с поисками насильника и убийцы. В середине показывают кино о выживании, и мы сразу примерно представляем, что именно там будет — крушение корабля, зимовка в ледяной пустыне, подошедший к стоянке медведь.

Наконец, ближе к финалу «Северные воды» вплотную подойдут, если угодно, к вестерну, к смертельному диалогу двух мужчин, к разговору о границе между человеком и зверем.

За человеческое в «Северных водах» отвечает Патрик Самнер. По крайней мере сначала — интеллигентный, образованный, с поэмой Гомера в багаже, грузом экзистенциальных проблем на уме и зависимостью от опиума в теле, он несколько раз у нас на глазах разваливается на части — и нельзя сказать наверняка, складывается ли из них заново тот же человек.

Не таков Генри Дракс. Он, что называется, цельный мужчина, на страдания, рассуждения и прочие глупости не разменивается. Решил — сделал, один раз отмерил — отрезал. С одинаковой лёгкостью он гарпунит кита и разбивает кирпичом голову моряку, нагрубившему ему в порту.

Дракс выступает в «Северных водах» главным антагонистом, но он, в сущности, такой же злодей, как и белый медведь. И так ли сильно отличается от него Патрик Самнер? Гомера он так и не откроет, большая часть проблем и мучений Самнера сводится к тому, что ему нужны деньги, а когда придёт время, он озвереет почти так же, как и его противник.

Мало-помалу, наблюдая за людьми в экстремальных обстоятельствах, «Северные воды» подводят к пессимистическому выводу: злом пропитан не только и не столько Генри Дракс, а цивилизация, в которой возможен Генри Дракс. Не зря едва ли не единственные положительные герои здесь — это встреченные во льдах эскимосы.

Колин Фаррелл, сыгравший Дракса, ни на миг не даёт усомниться, что это его роль. Актёр полностью отключил в себе всё интеллектуальное, оставил только физическое — и его огромная сопящая туша стягивает на себя почти каждый кадр, в который её пускают. Впрочем, молодой артист Джек О’Коннелл («От звонка до звонка», «Забытые Богом»), исполнивший роль Самнера, хорош не меньше — он как никто сейчас умеет играть отчаяние в его мужском, сдержанном варианте.

В общем, кажется, что ещё немного — и «Северные воды» были бы превосходным мини-сериалом. Но сказать, что все пять эпизодов пролетают в мгновение ока, было бы преувеличением, даже на такой короткой дистанции возникают запинки — возможно, проговаривать вслух отрывки из самнеровского дневника не стоило. И как к экранизации к «Северным водам» могут возникнуть вопросы (не только в части зверств, но и в концовке). И зрелище это мрачное, неутешительное, неприятное — но какое всё-таки зрелище.

#северныеводы #обзоры #мнения

 

Источник

Читайте также