Заключительная, а по совместительству слишком запоздалая часть трилогии лонгридов о том, как зарождался тренд мультиверса в мировой культуре, в каком направлении нынче шествуют кинокомиксы, и каким образом решится их судьба в ближайшие десятилетия.
Мультивселенная, широко известная в мировой культуре не столько с точки зрения научной гипотезы, а в плане художественного тропа, содержит в себе выделительные черты, которые определяются безвозмездными выводами и безграничными сюжетными возможностями. Что особенно важно, современные студии, делающие основной упор на супергеройский жанр, отстаивают идею альтернативных измерений в период крайнего недоверия к технологическим монополиям.
Сегодня всем нам приходится развивать туннельное зрение, чтобы выжить в реальной мультивселенной, которой является интернет. Наш мозг вынужден долгое время осмысливать множество противоречивых данных, сопоставлять ресурсы, упираться в слишком размытые выводы. В конце концов, важно держать в голове мысль о том, мультивселенная — это не просто костыль для повествования, но и крайне эффективная метафора. Несмотря на то, что в ней содержится обещание некой глубины, всё, что эта идея делает, так это обманчиво успокаивает нас: если вы не живете своей лучшей жизнью здесь, то радуйтесь, что где-то там, за пределами естественной вселенной существует еще одна ваша версия, которая обрела счастье. Как и Ванда Максимофф из второго «Доктора Стрэнджа», многие из навсегда увязли в поисках другой реальности. Подобно Ванде, мы становимся равнодушными к боли других, чтобы оправдать свой собственный потенциал. Концепция помогает развлекательным компаниям, таким как Marvel Studios, перерабатывать старых персонажей, но она также может открыть новые виды повествования.
В 1941ому году ученый Хорхе Луис Борхес опубликовал рассказ, нацеленный на изучение бесчисленных сюжетных линий.
Мультивселеннский жанр, ныне активно заполонивший мировую арену всякими «Флэшами» и «Паутинами вселенных», проявляет себя в самой истинное красе — он демонстрирует нам болезненный, располагающий к творческому безумию концепт, который ранее навеивал чувство перспективных сценарных возможностей, а в сегодняшнем свете наше восприятие, само собой, кардинально меняется. Внутренний ребенок всякий раз желает получить шанс искренне порадоваться за вернувшегося на большой экран Майкла Китона в роли Бэтмена, словить ностальгический приступ от бодро сохранившегося Тоби Магуйара или же помечтать о встрече Хью Джекмана и Роберта Дауни-Младшего в будущих «Секретных Войнах».
Не стоит испытывать неловкость за подобные желания — это естественная игра не только ваших собственных ожиданий, но и усиленного, если даже не агрессивного маркетинга, намеренного продать всем частям аудитории очередной грандиозный камбэк культовых персонажей. Интерпретировать возможность существования параллельных миров как минимум занятно, поскольку авторы всякий раз предлагают нам сказочные трактовки вроде пророческих снов, соприкосновения миров, масштабной угрозы и поисков идеальной судьбы.
Запоздалый вопрос стоит следующим образом: каковы шансы, что на каждый мультивселенский сюрприз придётся достойная идея, имеющая право на существование. Ведь стоит очередному сюжету завершится, а нам увидеть воцарившиеся на экране титры, в мыслях гуляет единственное чувство: «Стоило ли вообще тратить столько сил и времени, рассказывая эту историю?»
Впрочем, ситуация с Зодом — верхушка айсберга. Далее последует несколько спойлеров касательно финала «Флэша», поэтому каждый, кто не успел оценить свежую картину Андреса Мускетти, но-прежнему желает взять за просмотр в ближайшее время, может пропустить скрытый абзац.
Содержание скрыто
Показать
Супермены Николаса Кейджа и Кристофера Рива, Джей Гаррик из телефраншизы Arroweverse, Джордж Клуни в роли Бэтмена из последних минут фильма, Темный Флэш: все эти эпизодические появления призваны надавить на идею мультивселенной и показать зрителю, что в современном кинематографе слова невозможно не существует. Также это показывает безыдейность и скудное мышление авторов, рассчитывающих, что если сказать что-то внезапное и шокирующее, то можно добиться положительного эффекта, а не смятения. Что знаменует собой появление Клуни как Брюса Уэйна в финале картины? Очередной хаос мультивселенной, вызванный действиями главного героя? Официальный рекаст персонажа для DCU Джеймс Ганна? Реинкарнация Шумахерверса? Шутка ради шутки, чтобы заполучить обсуждение в сетях после премьеры? Репрезентация мультиверса еще никогда так усердно не била по мозгам, заставляя пожалеть о потраченном времени.
Данные сюжеты отталкиваются исключительно от возможности завернуть все в обёртку мультиверса и в обозримом будущем натравить Зловещую Шестерку на Паука, притащив того из другой вселенной или наоборот, закинув злодеев в его мир. Сценарии таких лент пишутся буквально на коленке, ибо в приоритетах стоит задача заложить фундамент для возможного кроссовера, а что касается качество продукта, сильно заморачиваться не стоит. Вся киновселенная Sony — формальность, определяющая то, как студия относится к своей целевой аудитории. Стоит ли даже упоминать, что изначально триквел Человеке-Паука Тома Холланда должен был быть посвящен противостоянию с Крейвеном-Охотником, но небезызвестная Эми Паскаль настояла на мегакроссовере после колоссального успеха мультфильма «Через вселенные».
Не повезло и «Человеку-Муравью», который резко скакнул от приземленной атмосферы и азартного духа к вселенской угрозе, способной уничтожать целые таймлайны. Насколько комфортно себя чувствовали первые два фильма, не пытаясь залететь в чужую лигу, настолько же растерянно и притянуто за уши выглядит триквел.
Принцип постмультивселенной является ответом на сам культурный институт Marvel и DC. Например, вспомним «Пацанов», главный хит супергеройского жанра от Amazon Prime — он решительно выступает против альтернативных временных линий, закрепляя нас в единой, суровой реальности, и убеждая нас, что существует только одна жизнь, ценность которой снижается действиями супергероев. Это весьма приземленный и как бы то странно не прозвучало сдержанный рассказ, в котором трудно представить сюжетную линию мультивселенной: из-за угла никогда не выскочит двойники Билли Бутчера или Солдатика, которые в другой реальности обрели душевный покой и посвятили жизнь условному серфингу.
Отстранённость от глобальных тем и максимально личное противостояние на почве разнящихся мировоззрений превращает сериал в глоток свежего воздуха. Отрицать не получится, здесь также имеются свои клише и наблюдается фирменная растянутость стриминговых работ, где персонажи периодически откатываются назад, начиная борьбу по новой. Однако в героев веришь, их проблемы вызывают эмоции, их стычки мигом приковывают к себе всё наше внимание.
Реальный ставки — фундамент эмоциональной истории. Когда мы постоянно рассматриваем себя в контексте «что если бы», теряется весомость существующих конфликтов. По словам писателя Сэма Крисса, мультивселенная — это «гниющая культура».
Концепция бесконечных возможностей устраняет реальные ставки и не дает возможности для конечных изменений или роста. Мультивселенная препятствует представлению о том, что мы несем индивидуальную ответственность за наполнение нашей жизни смыслом. «Флэш» имел все карты на руках, дабы представить нашему вниманию моральный рост Барри Аленна на фоне скромной, но и по-своему эпической истории вместо того, что делать первую сольную картину персонажа вольной экранизацией Флэшпоинта с кучей действующих лиц.
То, что выглядит как открытие возможностей, на самом деле является организованной атакой на нереальное. Взаимосвязанные вселенные представляют собой окончательную коммерциализацию поп-развлечений. Происходит сдвиг в том, как потребляются развлечения. Все визуальные медиа теперь сериализованы. Как будто достигнута программная сингулярность. Мультивселенная — это пик проявления того, что Мартин Скорсезе назвал тематическим парковым кино. Сейчас как никогда раньше видно, что он озвучит те мысли не в качестве оскорбления, это было настоящее беспокойство или откровенный страх за будущее. Особенно это пугает, когда вспоминаешь, что та же «Мультивселенная безумия» собрала в мировом прокате 900 миллионов. Спрос реален, и вряд ли пойдет на спад со скорым выходом третьего «Дэдпула», где вернётся немалая часть каста оригинальной франшизы «Люди Икс».
Возможно, следующим шагом станет исследование сюрреалистического в нашем собственном мире. Истории из реальной жизни, пронизанные двусмысленным ужасом и тайной, показывающие нам, каково это — бороться против собственных принципов и убеждений, видеть во враге справедливое мышление и применять те решения, которые не помогут миру сразу, сперва заставив того полыхать в огне. Умрет ли вся супергероика в целом наподобие вестерна? Однозначно нет. Умрет ли интерес публики? Несомненно, но прежде жанр еще успеет довести до горячки каждого третьего зрителя, пока тот неунывающе будет топать в зал на премьеру каких-нибудь Годзиллы против Оптимуса Прайма.
Впереди новые фазы киновселенной Marvel, перезагруженный франчайзинг DC от Джеймса Ганна, но признаться честно, вся эта суматоха не внушает ни единой капли доверия, поскольку времена самобытных, олдскульных и тактичных кинокомиксов, знающих, как выстроить сильный сюжет и не увести всю историю в глубокие сценарные дебри, прошло, оставив за собой великое наследие. Многие хотят застать тот же эффект от новинок, хотя бы отдаленно схожую планку качества, но, так уж устроено в этом мире, что не у каждого желания и не у каждой проблемы есть свое решение — иногда надо просто отпустить былые идеи и двинуться в ином направлении, мозги целее будут.