Одна из самых запутанных историй в Голливуде.
После того, как Джеймс Кэмерон снял две культовые части «Терминатора», началась череда сиквелов и перезапусков, которые, в идеале, должны были превратить его в масштабную голливудскую франшизу. Но всё это время за кулисами происходила не менее интересная история — погоня за правами на «Терминатора». За 35 лет они успели, например, перейти от Кэмерона к малоизвестным хедж-фондам и вернуться обратно.
В связи с недавним релизом «Терминатор: Тёмные судьбы» вспоминаем непростую судьбу франшизы и отвечаем на вопрос, кто в итоге будет отвечать за её будущее.
Первая трилогия
Предпосылки того, что с правами на серию могут возникнуть проблемы в будущем, появились ещё до выхода самой первой картины.
После того, как Джеймс Кэмерон снял свою первую картину «Пиранья 2: Нерест» в 1982 году, ему в кошмарном сне пришла идея следующего фильма. Режиссёру приснилась часть туловища металлического создания, державшего в руках кухонные ножи и пытавшегося отползти от огня. Вдохновляясь «Хэллоуином» Джона Карпентера, Кэмерон решил использовать эту концепцию для создания слэшера.
С помощью сценариста Билла Фишера он со временем переработал историю: она превратилась во всем известного «Терминатора». Однако голливудские студии не спешили запускать в производство рискованный фильм о роботах и путешествиях во времени от начинающего режиссёра. К счастью для Кэмерона, идеей заинтересовалась продюсер Гейл Энн Хёрд, работавшая в студии New World Pictures.
Кэмерон решил продать ей права на «Терминатора» за один доллар, но с условием, что именно он поставит картину: другого способа запустить фильм в производство и остаться режиссёром у Кэмерона тогда не было. Впоследствии он признавался, что неоднократно жалел об этом решении.
После этого дело сдвинулось с мёртвой точки. Распространять фильм согласилась студия Orion Pictures, а финансировали производство компании Hemdale Film Corporation (самые большие вложения), Pacific Western Productions и Cinema ’84 — боссы Orion не хотели рисковать даже шестью миллионами долларов, необходимыми для съёмок «Терминатора».
При своём мизерном бюджете картина собрала в 1984 году больше 78 миллионов долларов и приобрела культовый статус. В тот момент правами на франшизу поровну владели Carolco Pictures, Hemdale Film Corporation и Хёрд.
Разговоры о сиквеле начались сразу после релиза оригинального фильма, но производство затянулось. Не последнюю роль в этом сыграли технические ограничения того времени, не позволяющие убедительно показать робота, меняющего свою форму. Кроме того, в конце 80-х Hemdale Film Corporation испытывала финансовые проблемы, и глава Carolco Pictires Марио Кассар, после уговоров Арнольда Шварценеггера, распорядился выкупить права на «Терминатора» у своих коллег за пять миллионов долларов. Только после этого производство началось.
«Терминатор 2: Судный день» собрал в 1991 году 517 миллионов долларов при бюджете около ста. Интересно, что половина затрат на производство ушла на зарплаты съёмочной группе: сам фильм стоил примерно 50 миллионов.
Дистрибьютором выступила компания TriStar Pictures — ей достались, соответственно, и права на прокат фильма во всём мире. Но в основном владели ими по-прежнему Carolco и Гейл Энн Хёрд: последняя к тому времени уже успела выйти замуж за Кэмерона и развестись с ним.
После релиза все участники съёмочного процесса рассчитывали, что третья часть за авторством Кэмерона выйдет в течение пяти-семи лет. Но всё пошло не по плану в ноябре 1995 года, когда Carolco Pictures стала банкротом, и все её активы оказались на аукционе. Тогда главным претендентом на покупку считалась студия 20th Century Fox: Кэмерон снимал для неё «Титаник» и хотел, чтобы третий «Терминатор» также стал фильмом компании.
Планировалось, что за все активы Caroclo Fox заплатит 50 миллионов. Однако неожиданно в дело вступила компания Canal Plus, предложившая на восемь миллионов больше. Интересной деталью оказалось то, что боссы Canal Plus не были заинтересованы в сиквелах фильмов Carolco: поэтому права на «Терминатора» после этого должны были уйти в суд по делам банкротства США для дальнейшей продажи на ещё одном аукционе.
Они включали в себя не только право снимать сиквелы, но и распространять любую соответствующую продукцию по мотивам серии: игры, комиксы, мерчендайз. Руководители Fox, не желая платить больше 50 миллионов за активы Carolco, планировали стать хозяевами франшизы именно тогда.
Чтобы обеспечить студии преимущество в суде перед конкурентами, председатель Fox Билл Механик (Bill Mechanic) провёл следующие девять месяцев в переговорах с Кэмероном, Шварценеггером и Хёрд об их участии в грядущем третьем фильме. Если с последними двумя проблем не возникло, то режиссёр сомневался в том, что поставит картину: но он всё-таки пообещал заняться её сценарием и продюсированием.
Боссы студии начали прикидывать стоимость производства «Терминатора 3» и поняли, что эту часть не удастся снять за те же деньги, что и предыдущую: за права предстояло заплатить около 10 миллионов, а Шварценеггер требовал не меньше 25 миллионов за участие в фильме — из-за подобных трат бюджет уходил далеко за 100 миллионов. Чтобы немного снизить затраты, они пытались предлагать суду заниженные суммы за права на франшизу, но это ни к чему не привело.
На «Терминатора» были и другие претенденты, но самыми неожиданными из них оказались Марио Кассар и Эндрю Вайна. Они вместе основали Carolco Pictures, но позднее разошлись во взглядах на ведение работы. Кассар буквально разбрасывался деньгами во время производства фильмов: он, например, купил Арнольду Шварценеггеру самолёт за 14 миллионов долларов во время съёмок «Терминатора 2».
Такие решения, разумеется, не нравились Вайну. В конце концов последний ушёл из компании в 1989 году, продав свои права на неё за 107 миллионов. Впрочем, оба бизнес-партнёра сохранили связь друг с другом и с Джеймсом Кэмероном: режиссёр даже пригласил их на просмотр ранней версии «Титаника» в сентябре 1997 года.
Именно тогда Кассар и Вайн узнали, что права на «Терминатора» до сих пор никем не приобретены: они были удивлены, но не выразили интереса в их покупке. Тем неожиданнее было для Кэмерона узнать через несколько дней, что Кассар и Вайн заключили с судом США предварительный договор о приобретении половины прав на франшизу за 7,5 миллионов долларов: оставшиеся права до сих пор находились у Гейл Энн Хёрд. Партнёры хотели основать новую компанию C2 Pictures и планировали сделать «Терминатора 3» её дебютным проектом.
Эта ситуация испортила отношения бизнесменов с Кэмероном. Билл Механик также был неприятно удивлён сложившейся ситуацией. Он спрашивал у режиссёра, хотел ли бы он, чтобы студия перебила предложение Кассара и Вайна, но Кэмерону уже было всё равно: он не хотел участвовать в продолжении «Терминатора». В то же время режиссёр не был против работы Хёрд и Шварценеггера над картиной. Актёр ещё несколько следующих лет пытался уговорить Кэмерона передумать, но тот оказался непреклонен.
В октябре 1997 года Кассар и Вайн приобрели половину прав на франшизу за восемь миллионов. Руководители Fox ещё раз попытались перекупить их за большую стоимость, но сделка сорвалась. В марте 1998 года бизнесмены заплатили дополнительные восемь миллионов за часть прав Хёрд: она впоследствии стала продюсером «Терминатора 3». В то же время они по-прежнему пытались уговорить Кэмерона снимать фильм, но режиссёр отказывался. Эндрю Вайна позднее называл его поведение «странным».
После этого последовало несколько лет работы над сценарием, поисками актёров и режиссёра: должность постановщика в итоге занял Джонатан Мостоу. В 2001 году права на распространение фильма получили Warner Bros. (США) и Columbia TriStar (международный прокат): общая сумма сделок — 145 миллионов долларов. Бюджет картины составил 187 миллионов — «Терминатор 3: Восстание машин» оказался самым дорогим на тот момент фильмом в истории.
Несмотря на то, что фильм получил неплохие отзывы критиков (рейтинг Rotten Tomatoes — 69%), ему не удалось удачно выступить в прокате: он собрал 433 миллиона долларов, что оказалось на 17 процентов меньше, чем у «Судного дня». Прибыль фильм принёс, но очень маленькую. После этого франшиза на некоторое время исчезла из поля зрения общественности.
Отмены и перезапуски
Кассар и Вайна изначально планировали снимать третьего и четвёртого «Терминатора» одновременно, но от идеи отказались из-за боязни, что «Восстание машин» провалится в прокате. Первая информация о продолжении появилась в 2005 году, когда стало ясно, что роли главных героев исполнят другие актёры.
Однако производство фильма не продвигалось, а в мае 2007-го выяснилось, что руководители C2 Pictures продали все права на франшизу за 25 миллионов частной медиакомпании The Halcyon: кредит на эту сумму она получила от хедж-фонда Pacificor.
Стоит отметить, что ещё до продажи компания C2 в сотрудничестве с Warner Bros. сняла первый сезон сериала «Терминатор: Битва за будущее» («Хроники Сары Коннор») с Леной Хиди в роли Сары Коннор. Вторым сезоном занималась уже The Halcyon.
Новые владельцы тут же запустили следующий фильм в работу: на главную роль был подписан Кристиан Бэйл, а режиссёрское кресло занял Макджи (дилогия «Ангелы Чарли»). Права на прокат фильма вновь были поделены: между Warner Bros. (США) и Sony Pictures (международный показ) — студии совместно заплатили за них около 160 миллионов долларов. Бюджет «Терминатор: Да придёт спаситель» составил 200 миллионов — самый крупный в истории франшизы.
Фильм вышел в мае 2009 года и собрал 372 миллиона долларов в прокате — почти на 60 миллионов меньше, чем предыдущий. В этот раз критики разгромили фильм (рейтинг Rotten Tomatoes — 33%), отмечая, что в нём, помимо визуальных эффектов, нет практически ничего хорошего. Ситуация для новых владельцев оказалась не очень благоприятной: производство продолжения оказалось под вопросом.
Осенью того же года у The Halcyon начались финансовые проблемы, к которым добавились судебные разбирательства с Pacificor: руководители The Halcyon обвиняли инвесторов в недобросовестной работе и навязывании плохих бизнес-решений. После этого они подали заявление о банкротстве.
В The Halcyon начались поиски способа избежать закрытия: вместе с реструктуризацией, боссы компании решили продать и права на «Терминатора» за 60-70 миллионов долларов. Правда предложение о покупке тогда прислал только режиссёр Джосс Уидон («Светлячок», «Мстители»).
В шуточном письме он попросил хозяев франшизы продать ему права на многострадальную серию за десять тысяч долларов. Одной из его идей по реанимации «Терминатора» оказался кроссовер с «Властелином колец».
В феврале 2010 года права на франшизу вновь попали на аукцион. Главными претендентами были Lionsgate и Sony, но их обошёл неожиданный конкурент — компания Pacificor, во многом ответственная за финансовые проблемы The Halcyon. Права в итоге обошлись фонду в 29 миллионов. Для The Halcyon в этой сделке оказалось много плюсов: все кредитные долги оказались прощены, а сама компания должна была получать по пять миллионов долларов за каждый следующий фильм во франшизе.
Однако Pacificor не торопилась использовать полученное активы. В 2010 году ходили слухи, что следующий «Терминатор» окажется 3D-мультфильмом и перезагрузит франшизу: даже название у него было подходящее — Terminator 3000.
В начале 2011 года в Голливуде говорили, что пятый фильм поставит Джастин Лин («Форсаж 5»), а Universal, Sony и Lionsgate боролись за право профинансировать картину. Впрочем, если переговоры и были, то они наверняка закончились на раннем этапе, потому что в мае того же года права на франшизу вновь оказались на аукционе.
В этот раз все крупные студии опередила Меган Эллисон — глава Annapurna Pictures. В Голливуде она стала известна после того, как начала финансировать среднебюджетные фильмы, основав свою киностудию на деньги отца — миллиардера Ларри Эллисона. В 2010-х её компания стала настоящим спасением для многих режиссёров, которым не удавалось получить деньги на производство от крупных студий. Среди фильмов Эллисон есть «Железная хватка» братьев Коэнов, «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу, «Она» Спайка Джонса, «Афера по-американски» Дэвида О. Рассела и многие другие картины.
На «Терминатора» Эллисон потратила 20 миллионов долларов: она хотела выпустить как минимум два сиквела. Оформление сделки заняло полтора года, поэтому окончательно права перешли к Annapurna Pictures только в декабре 2012-го. Продолжением франшизы Эллисон планировала заниматься вместе со своим братом Дэвидом Эллисоном — основателем и CEO своей киностудии Skydance Productions, тесно сотрудничавшей с Paramount Pictures.
Ещё на ранних этапах производства Меган Эллисон перепродала права своему брату, так как он принимал большее участие в процессе и лично встречался с Джеймсом Кэмероном для обсуждения будущего фильма. Картина получила название «Терминатор: Генезис», а его режиссёром стал Алан Тейлор («Тор 2: Тёмный мир», «Игра престолов»).
Цель фильма была в том, чтобы перезагрузить вселенную и в очередной раз дать старт новой трилогии, действие которой происходило бы в параллельной вселенной. Впрочем, и этим планам было не суждено сбыться. Критики разгромили нового «Терминатора» (рейтинг Rotten Tomatoes — 27%), а в прокате он выступил не очень успешно: сборы составили 440 миллионов. Несмотря на то, что это был лучший результат для франшизы со времён второй части, раздутые траты на производство (150 миллионов) и маркетинг (100 миллионов) не позволили фильму выйти в плюс.
Одной из причин творческого провала фильма аналитики называли активное участие Дэвида Эллисона в производстве. Если раньше он предпочитал наблюдать и учиться вести кинобизнес у своих коллег из Paramount, то во время работы над «Генезисом» продюсер неожиданно вышел на первый план: давал интервью, постоянно находился на съёмочной площадке и рассказывал, что хочет сделать из своей компании новую Marvel, а «Терминатору» была уготована центральная роль в этом процессе.
CEO студии Paramount Брэд Грей даже говорил, что именно Эллисон главным образом отвечал за креативную сторону производства. Так или иначе, молодой продюсер пропал из поля зрения СМИ после провала фильма.
Несмотря на провал, студия Skydance не планировала избавляться от «Терминатора». Вместо этого её руководители пересмотрели стратегию. Раньше Эллисоны планировали выпустить ещё два сиквела в 2017 и 2018 году, теперь же следующая картина должна была стать прямым продолжением «Терминатора 2», снятым с участием Кэмерона и делающим задел на очередную трилогию. Только снимать новый фильм требовалось быстро, ведь осенью 2019 года права на франшизу должны были вернуться обратно к Джеймсу Кэмерону и Гейл Энн Хёрд.
Это стало возможно из-за особенности в законе США об авторском праве: авторы могут получить права на произведение назад от студии, если с момента первоначальной публикации прошло 35 лет. Начиная с ноября 2020 года Skydance больше не сможет снимать фильмы по франшизе, а Кэмерон и Хёрд будут поровну контролировать права. Впрочем, представители студии ещё до выхода «Терминатор: Тёмные судьбы» говорили, что у них есть договорённость с Кэмероном о дальнейшем сотрудничестве.
Однако теперь не совсем понятно, захотят ли Эллисоны в третий раз снимать фильм по «Терминатору». Несмотря на то, что новая картина получила довольно высокие оценки критиков (рейтинг на Rotten Tomatoes — 71%), её возненавидели фанаты (рейтинг на Metacritic — 4 балла), а стартовые сборы получились крайне слабыми. Всё это приведёт к потерям десятков миллионов долларов для всех участников производства: Skydance, Paramount и Disney (через 20th Century Fox). Скорее всего, «Терминатор: Тёмные судьбы» станет третьим фильмом за последние десять лет, которому не удалось запустить новую трилогию.
История с правами на франшизу «Терминатор» — одна из самых запутанных в современном Голливуде. За 35 лет они побывали в руках многих, даже случайных, людей. Но почти все владельцы скорее думали о том, чтобы заложить фундамент для многочисленных сиквелов, а не снять хороший фильм, способный вернуть веру зрителей в серию.
Возможно, что-то изменится после того, как права вернутся к Джеймсу Кэмерону. У режиссёра будет незавидный выбор: пытаться переосмыслить историю, с которой он не работал почти 30 лет, или заморозить её. И не очень понятно, что из этого лучше.