Вспоминаем фантастические боевики про виртуальную реальность и не только.
Вышедший в 1999 году фильм «Матрица» считается важной вехой в развитии массового кино. Здесь сыграли роль и революционные спецэффекты, например, популяризация приёма bullet-time, и сочетание динамичного экшена в духе азиатских боевиков с антиутопией и философским подтекстом.
После успеха трилогии франшиза на много лет затихла. Лишь в 2021 году вышла четвёртая часть, которая сильно отличалась от предыдущих фильмов.
Понятно, что 100% аналогов «Матрицы» в кино не найти, но есть множество фильмов, которые наверняка понравятся поклонникам этой франшизы.
Нирвана (Nirvana)
За пару лет до «Матрицы» итальянец Габриэле Сальваторес выпустил недорогой авторский фильм, который позже признали одним из лучших примеров киберпанка в кино.
Программист Джими (Кристофер Ламберт) живёт в мрачном мире будущего, где власть захватили корпорации, технологии развились, а качество жизни упало. Герой разрабатывает !!!!!!!!!! игры для «Окосама Старр». Когда Джими загружает в сеть программу «Нирвана», он быстро понимает, что главный герой — Соло (Диего Абатантуоно) — ведёт себя необычно. Выясняется, что игру поразил вирус, и теперь персонаж помнит свои предыдущие жизни и обладает самосознанием.
Соло не может выносить такое существование и просит Джими удалить его. Но для этого программист должен взломать базу данных «Окосама Старр».
В отличие от «Матрицы» в «Нирване» нет зубодробительного экшена, зато ярко отражён принцип киберпанка High tech, low life. Да и виртуальный мир показан более реалистично: как и в существующих играх, он довольно ограничен, а второстепенные персонажи вечно выполняют одни и те же действия.
Эквилибриум (Equilibrium)
Где посмотреть: «Кинопоиск», Okko, ivi
Кристиан Бэйл в стильном плаще играет борца с тоталитарным строем. Уже этого достаточно, чтобы обратить внимание на картину Курта Уиммера.
Действие разворачивается в антиутопическом будущем в городе-государстве Либрия. Здесь запрещены любые эмоции, ведь по мнению правительства именно из-за них происходят все беды. Конечно же, запрещено и искусство.
Для подавления эмоций все люди принимают препарат «Прозиум». А за выполнением законов следят клирики — особая полиция. Там и служит главный герой — Джон Престон (Кристиан Бэйл).
После того как его коллега совершает «эмоциональное преступление», Престон и сам задумывается о происходящем в мире. Он пропускает приём «прозиума» и вскоре восстаёт против системы.
«Эквилибриум» вышел в 2002 году и провалился в прокате — студия заранее сократила рекламный бюджет и дала картине не слишком много экранов. Да и критики по большей части разругали фильм.
Но, несмотря на некоторые сюжетные нестыковки, он до сих пор выглядит интересно: здесь есть антиутопическая основа и необычно поставленный экшен.
Джонни Мнемоник (Johnny Mnemonic)
С этим фильмом можно устраивать забавные квизы. Например, взять приведённый выше кадр и спросить у не слишком разбирающегося в кино человека, из какой он картины. Во многих случаях ответят «Матрица». Это понятно: Киану Ривз играет главную роль в киберпанковской истории.
На самом же деле «Джонни Мнемоник» вышел в 1995 году. В основу сюжета лёг одноимённый рассказ Уильяма Гибсона. А из этого рассказа когда-то вырос «Нейромант» — одно из основополагающих произведений киберпанка.
Фильм, как и оригинал, рассказывает о курьере, в голову которого загрузили ценную информацию, украденную у якудза. Джонни должен доставить её клиенту, но по его следам идёт наёмный убийца.
Изначально фильм, который поставил художник Роберт Лонго, должен был стать чёрно-белой артхаусной работой. Но когда на главную роль пригласили звезду молодёжных боевиков Киану Ривза (он как раз снялся в «Скорости»), всё изменилось. В результате картина стала более динамичной, но менее глубокой.
Тёмный город (Dark City)
Этот фильм роднит с «Матрицей» не только запутанный сюжет, посвящённый обманчивой реальности, но и визуальный ряд. Всё очень просто: из-за нехватки бюджета Вачовски использовали в своей картине некоторые декорации «Тёмного города». Из-за чего появилось множество роликов со сравнениями.
Действие разворачивается в городе, где никогда не светит солнце. Потерявший память Джон Мёрдок (Руфус Сьюэлл) приходит в себя в гостиничном номере. Ему звонит некий доктор Шребер и говорит, что нужно спасаться от полиции и бледных людей со сверхспособностями (да, почти как Морфеус уводил Нео от агентов). Постепенно герой разбирается в глобальном заговоре.
При некоторых сюжетных сходствах «Тёмный город» всё же отличается атмосферой. Фильм больше ссылается на классический нуар и немецкий киноэкспрессионизм. То есть это скорее мрачный фантастический детектив.
Тринадцатый этаж (The Thirteenth Floor)
Картина немецкого режиссёра Йозефа Руснака основана на книге «Симулакрон‑3» Дэниэла Фрэнсиса Галуйе, хотя сюжет и даже саму атмосферу сильно изменили (кто хочет более точную экранизацию — смотрите «Мир на проводе» 1973 года).
«Тринадцатый этаж» рассказ рассказывает о компании, в которой создали систему виртуальной реальности. Этот мир выглядит как Лос-Анджелес 1930-х и населён мыслящими людьми.
После смерти одного из разработчиков Дуглас Холл (Крейг Бирко), которого подозревают в убийстве, пытается разобраться в обстоятельствах преступления.
В «Матрице» герои из будущего жили в симуляции, похожей на наше настоящее. Здесь же герои перемещаются в мир прошлого. Но всё же это тоже полноценный виртуальный мир, неотличимый от реальности.
Начало (Inception)
Где посмотреть: ivi
Один из самых известных фильмов Кристофера Нолана вряд ли можно назвать аналогом «Матрицы». Но в нём есть две важные составляющие, которые радуют зрителей: необычный концепт, посвящённый иллюзорности мира, и крутая постановка экшена.
Леонардо Ди Каприо играет Доминика Кобба — вора, который крадёт идеи из глубин сознания жертвы. Для этого преступник проникает в их сны. Но однажды ему предлагают более сложное задание — внедрить идею в мозг человека. Для этого он должен собрать команду и проникнуть на третий уровень сна.
«Начало» ругали ровно за то же, за что и хвалили: в этом фильме важнее всего сам концепт «сна во сне» и попытка параллельно показать события на нескольких уровнях. А проработка персонажей и самого сюжета оказались для режиссёра вторичными.
Но зато картина превращается в захватывающий конструктор, который ещё и очень круто снят. В красоте постановки Нолану не откажешь.
Призрак в доспехах (Koukaku Kidoutai)
Эта подборка посвящена игровому кино, но не упомянуть культовое аниме просто невозможно. А вставлять вместо него американскую экранизацию было бы пошло (хотя поклонники Скарлетт Йоханссон могут посмотреть эту версию, сюжет там передан довольно близко).
Действие разворачивается в 2029 году, когда люди вовсю начали вживлять себе роботизированные конечности и всяческие импланты. В центре сюжета майор Мотоко Кусанаги, которая работает в 9-м отдел службы безопасности, занимающемся кибертерроризмом. Она расследует преступления, за которыми стоит хакер по прозвищу Кукловод.
Здесь можно сказать коротко. Когда Вачовски питчили идею «Матрицы» продюсеру Джоэлу Сильверу, они описали фильм как: «„Призрак в доспехах“, только вживую». В аниме даже есть знаменитые «текущие» по экрану символы, только горизонтальные.
Экзистенция (eXistenZ)
А если бы «Матрицу» снял Дэвид Кроненберг? Ведь ровно в том же 1999 году вышла картина «Экзистенция», посвящённая виртуальной реальности. Хотя не обошлось и без его любимого боди-хоррора.
Аллегра Гелла (Дженнифер Джейсон Ли) создаёт виртуальную реальность «Экзистенция», но прямо во время презентации на неё нападает убийца со странным органическим оружием. Разработчица сбегает, но единственная копия игры теперь находится в импланте в её теле.
Чтобы проверить своё изобретение, Аллегра подключает к «Экзистенции» своего помощника (совсем молодой Джуд Лоу). И вскоре они уже не могут отличить виртуальную реальность от обычной.
Если задуматься, «Экзистенция» отчасти переворачивает идеи «Матрицы». На главных героев здесь охотятся люди, которые отвергают прогресс, чтобы избежать изменений в восприятии реальности. Ну, то есть такие, как Морфеус с Нео.
Особое мнение (Minority Report)
Где посмотреть: «Кинопоиск», Okko, ivi
Конечно же, такая подборка не может обойтись без экранизаций книг Филипа К. Дика. Хотя «Особое мнение», как и многие другие фильмы по его произведениям, берёт от оригинала только основу. Стивен Спилберг сделал большую ставку на спецэффекты и динамику, немного упростив сюжет. Но зато получилось очень зрелищно.
В будущем человечество практически победило преступность. Всё дело в том, что мутанты-провидцы предсказывают, кто и когда нарушит закон, и полиция арестовывает подозреваемых ещё до трагедии. Джон Эндертон (Том Круз) работает в отделе «предпреступлений» и однажды узнаёт, что сам вскоре совершит убийство.
Традиционно для Спилберга и Круза в картине много экшена. С «Матрицей» же фильм связывает тема предопределённости судьбы. Жаль, что режиссёр упустил одну из главных мыслей Дика: знание будущего уже само по себе меняет это самое будущее.
Кстати, не все помнят, что фильм пытались продолжить в формате сериала. Он тоже называется «Особое мнение», Том Круз там, конечно, не появляется. В центре сюжета один из провидцев, который помогает полиции вести расследования.
Увы, сериал оказался провальным: выпустили всего 10 серий из 13 запланированных, после чего проект закрыли.
Город будущего (Naechureol siti)
Этот южнокорейский фильм называют неофициальным ремейком «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. Хотя легче представить, что это некий спин-офф: его сюжет сильно отличается, но действие словно разворачивается в том же мире.
Специальные отряды полиции отлавливают беглых андроидов. В одном из таких подразделений служит офицер R (Ю Джи-тхэ — он недавно сыграл Профессора в корейской версии «Бумажного дома»). Он влюблён в девушку-андроида, а для заработка тайно поставляет чипы памяти доктору Джира.
«Город будущего» проще всего описать как смесь «Бегущего по лезвию» с «Матрицей». Здесь вроде бы поднимается тема человечности андроидов, но роботы вылетают из воды, вовсю дерутся с полицейскими, совершая невообразимые кульбиты, и взрывают себя.
Апгрейд (Upgrade)
Где посмотреть: «Кинопоиск», Okko, ivi
Когда этом фильм добрался до российского проката, буквально все шутили на тему его сходства с «Веномом».
В человека вселяется некий высший разум, который даёт ему суперсилы, но при этом захватывает контроль над телом и проявляет неадекватную жестокость. Да ещё и исполнитель главной роли похож на Тома Харди (здесь играет Логан Маршалл-Грин).
Вот только бюджет «Апгрейда» меньше гонорара Харди за «Венома», а сам фильм при этом снят намного динамичней и остроумнее.
В данном случае речь идёт об автомеханике, который оказывается парализован после аварии. В его тело вживляют высокотехнологичный чип Стэм. Тот не только позволяет герою двигаться, но и помогает расследовать смерть жены, а заодно и дерётся за него.
В своей основе «Апгрейд» скорее ближе к темам «Чёрного зеркала». Но мир будущего, разумные машины и очень крутые драки позволяют добавить его в этот список.
День курка (Boss level)
Где посмотреть: «Кинопоиск», Okko, KION
Редкий случай, когда авторов локализации названия хочется похвалить за остроумие. В оригинале это просто намёк на уровень в компьютерной игре. А в русскоязычной версии — отсылка к известному кино о петле времени.
Фрэнк Грилло играет спецназовца Роя Палвера, который просыпается в семь часов утра, и его тут же пытаются убить. После смерти он возвращается в исходную точку — утро того же дня. Раз за разом Палвер избегает очередного нападения и пытается прожить как можно дольше, чтобы разобраться, где он, и что происходит.
Фильм поставил режиссёр «Козырных тузов» и «Команды А» Джо Карнахан. И его стиль чувствуется: в «Дне курка» много динамичного экшена и юмора. А вот над проработкой сюжета думали не слишком долго. Получился простой боевик на один раз.
Противостояние (The One)
Джеймс Вонг, когда-то помогавший Крису Картеру создавать «Секретные материалы», в 2001 году снял фантастический боевик про параллельные реальности.
Полицейский Гэбриэл Лоу (Джет Ли) работает в полиции Лос-Анджелеса. Он узнаёт о существовании других миров, а также о том, что его злая версия Габриэл Ю-Лоу (тоже Джет Ли) убила почти все свои аналоги в параллельных реальностях.
Герой должен противостоять самому себе. Причём у обеих версий персонажа появляются суперсилы.
«Противостояние» как бы смешивает подачу «Матрицы» и старых гонконгских боевиков. Джет Ли здесь вытворяет невообразимые трюки, бегает по стенам и ломает руками огнестрельное оружие. Радует и Джейсон Стейтем в роли его помощника. В кои-то веки он не самый крутой персонаж фильма.
Элизиум: Рай не на Земле (Elysium)
Где посмотреть: Okko, ivi, KION
Нил Бломкамп дебютировал в большом кино в 2009 году — он выпустил знаменитый «Район №9». Позже, уже получив больший бюджет, он снял фантастический боевик «Элизиум» с Мэттом Деймоном в главной роли.
Действие разворачивается в середине XXII века. Богатые люди живут на космической станции Элизиум, а бедняки остались на перенаселённой и загрязнённой Земле.
Бывший заключённый, а теперь простой рабочий Макс Да Коста получает смертельную дозу радиации. От безысходности он идёт к преступникам, получает там экзокостюм, дающий повышенную силу, и втягивается в противостояние с элитой.
Как и в большинстве фильмов Бломкампа, фантастика здесь идёт параллельно с критикой капитализма и социального расслоения. Причём режиссёр иногда высказывает свои идеи даже слишком прямо. Но при этом он единственный раз в своей карьере снял действительно зрелищное кино.
Пандорум (Pandorum)
Земля гибнет, выжившие люди погружены в анабиоз, а тем, кто проснулся, приходится бороться с чем-то неведомым. Правда в данном случае действие разворачивается не в виртуальной реальности, а на космическом корабле (кстати, он называется «Элизиум») со спящими колонистами.
Несколько астронавтов должны заступить на вахту, но тут их атакуют какие-то мутанты, а ещё говорят о некоей болезни под названием пандорум.
Главный плюс этого фильма — параноидальная атмосфера неизвестности. Каждый новый факт отчасти меняет восприятие сюжета. И понять, что же на самом деле произошло, получится только в финале.
Остров (The Island)
Перед тем, как взяться за бесконечную франшизу «Трансформеры», Майкл Бэй снял неплохой антиутопический боевик, да ещё и с Юэном Макгрегором и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.
Действие разворачивается в постапокалиптичном будущем. После катастрофы все обитают в изолированных бункерах, и только победители лотереи отправляются на некий остров — единственную уцелевшую часть суши. Главные герои, которых зовут Линкольн и Джордан, узнают шокирующую правду и пытаются выбраться на свободу.
Без спойлеров трудно сказать, чем удивляет этот фильм, но можно намекнуть, что он выворачивает наизнанку первый сюжетный твист «Матрицы».
А ещё, как оказалось, некоторые элементы сюжета скопировали с картины «Части: Ужас клонов» 1979 года. Из-за этого на DreamWorks подали в суд, и студии пришлось выплатить семизначную сумму, чтобы урегулировать вопрос.
Джон Уик (John Wick)
Где посмотреть: Okko, ivi, KION
Наверняка те, кто любил в «Матрице» именно крутой экшен с участием Киану Ривза, ждали от четвёртой части какого-то нового уровня постановки драк и перестрелок. Но авторы ушли в другую тему.
Поэтому фанатам остаётся довольствоваться франшизой «Джон Уик», которую придумал Чед Стахельски — бывший дублёр Ривза, выполнявший за него трюки всё в той же «Матрице». Кстати, забавно, что в новой «Матрице» именно Стахельски сыграл фальшивого мужа Тринити.
«Джон Уик» — история бывшего киллера, который давно отошёл от дел, но ему раз за разом приходится в одиночку сражаться со всей мафией.
В плане параллелей с «Матрицей» забавнее всего выглядит третья часть, в которой Уик дословно цитирует Нео.
Это даже заставило некоторых фанатов предположить, что действие франшизы происходит внутри мира «Матрицы». Такая теория, кстати, объясняет живучесть главного героя.
Газонокосильщик (The Lawnmower Man)
Где посмотреть: Okko, KION, more.tv
За просмотр этого фильма стоит браться с осторожностью. «Газонокосильщик» из тех случаев, когда фильм, особенно визуальные эффекты, не прошли проверку временем. Но зато для тех, у кого знакомство с виртуальной реальностью началось с этой картины, работа Бретта Леонарда станет отличной порцией ностальгии.
Сюжет рассказывает об учёном по имени Трэйс (Пирс Броснан), который проводит опыт над умственно отсталым газонокосильщиком Джоубом (Джефф Фэйи). Он колет подопечному специальный препарат и погружает его в виртуальный мир. Вскоре Джоуб становится практически гением. Но в дело вмешиваются военные.
Сюжет фильма отчасти ссылается на «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза, а своё название фильм получил только потому, что студия в то же время приобрела права на экранизацию одноимённого рассказа Стивена Кинга. Имя писателя даже сначала добавили в заголовок, но Кинг через суд добился, чтобы его убрали — фильм совершенно не связан с его произведением.
Кстати, у картины есть сиквел «Газонокосильщик 2: За пределами киберпространства», но его смотреть уж точно не надо, здесь никакая ностальгия не прикроет ужасный сценарий и постановку.
Робот (Enthiran)
Напоследок более оптимистичное кино. А именно, индийский аналог «Матрицы». Здесь тоже есть крутые драки и персонаж в чёрном плаще и тёмных очках. А ещё здесь много роботов могут собираться в одну огромную змею или шар. Заинтригованы?
Учёный Васигаран (популярнейший актёр Раджникант) создаёт робота Читти — свою точную копию, но обладающую чуть ли не всеми возможными суперсилами. Доктор даже даёт машине чип, позволяющий влюбиться. Но после вмешательства злобного профессора Читти становится опасным оружием. И теперь Васигарану нужно победить своё создание.
Фильм длится почти три часа, но они пролетают незаметно. Здесь есть всё, что должно быть в индийском кино: максимализм в каждой детали, полное игнорирование законов физики и логики и, конечно, танцы.
Дикий, дикий Запад (Wild Wild West)
И самый последний пункт — фильм, который вообще не связан с «Матрицей», да ещё и очень плох. Но не упомянуть его невозможно. Всё дело в том, что Вачовски звали на главную роль в свою картину Уилла Смита (если бы он согласился, Морфеуса играл бы белый актёр, возможно, Вэл Килмер).
Но тому не понравилось невнятное описание сюжета и съёмок. И он решил выбрать другой, более надёжный проект от проверенного режиссёра… «Дикий, дикий Запад».
Хотя на самом деле этот фильм относится к разряду «так плохо, что даже хорошо». Это история двух агентов из 1870-х, которые оснащены крутыми приспособлениями, и должны спасать то мир от злодея, то красотку от киберпаука.
Конечно, ни один из этих фильмов не сравнится с «Матрицей» в плане влияния на кинематограф. Но многие из них наверняка порадуют поклонников работы Вачовски.
А если у вас есть свой любимый аналог знаменитой франшизы, расскажите о нём в комментариях.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»