Что почитать у Оноре де Бальзака: подтверждение, что классическая литература может быть захватывающей

Что почитать у Оноре де Бальзака: подтверждение, что классическая литература может быть захватывающей

Я подумал, что кому-то может быть удобнее читать пост в формате карточек, поэтому опубликовал его в telegram-канале

Зачем читать Бальзака в 21 веке?

Найдутся те, кто опять напишет: зачем читать этого динозавра Оноре де Бальзака в наш просвещенный век айфонов и биткоинов? Предлагаю, не спешить с выводами. Я уверен, что романы Бальзака — это идеальное руководство по выживанию в лабиринте культуры современной России.

Бальзак, как никто другой, понимал всю абсурдность и иллюзорность социальных игр, в которые вынуждены играть люди. Его герои, жаждущие богатства, власти и статуса, готовы на всё ради достижения своих целей. Они плетут интриги, предают, притворяются не теми, кем являются на самом деле. Разве не напоминает это нашу современную реальность?

Россия сегодня — это огромный маскарад, где каждый носит маску, соответствующую его амбициям и устремлениям. Политики притворяются радетелями за народ, олигархи рядятся в костюмы меценатов и филантропов, а обыватели изображают из себя успешных и довольных жизнью граждан.

Возьмем, к примеру, «Утраченные иллюзии» — этот шедевр Бальзака не просто история провинциала, пытающегося покорить Париж. Нет, это глубокое исследование природы человеческого желания во всей его противоречивости и неоднозначности.

Люсьен, герой Бальзака, думает, что знает, чего хочет — славы, денег, любви. Но реальность оказывается гораздо сложнее! Распутывая клубок желаний Люсьена, Бальзак дает нам ключ к пониманию механизмов современной культуры.

Вот почему его романы до сих пор актуальны — они учат нас ориентироваться в лабиринте современной культуры.

Гобсек (1830)

Представьте себе мир, где деньги — это новый Бог. Мир, в котором человеческие отношения сведены к холодному расчету, а любовь и дружба — лишь товары на рынке. Добро пожаловать в реальность Гобсека, ростовщика и циника, для которого золото — единственная истина.

Но не спешите осуждать этого старика. Возможно, он — лишь отражение нашей собственной сущности, скрытой за масками приличия и морали. В каждом из нас живет свой Гобсек, жаждущий власти и богатства. И чем больше мы отрицаем его существование, тем сильнее он становится.

Мне кажется, история Гобсека — это предупреждение всем нам. О том, как легко стать заложником своих желаний и амбиций. Потерять себя в погоне за призрачным успехом.

Конечно, времена меняются. Сейчас у нас не Париж XIX века, а Россия XXI. Вместо ростовщиков — олигархи и инста-блогеры. Но суть та же. Погоня за золотым тельцом никуда не делась. Просто приобрела новые формы.

У повести есть две экранизации, обе они вышли в Советском Союзе. Последняя из них, 1987 года, любопытна пожалуй лишь одним — дебютом юного Константина Богомолова, который играет в ней сына графини.

Евгения Гранде (1833)

В романе «Евгения Гранде» Бальзак показывает нам мир, в котором деньги правят всем. Главный герой, отец Евгении, помешан на богатстве. Ради него он готов на все, даже пожертвовать счастьем собственной дочери. Для него Евгения — это просто способ получить еще больше денег через удачный брак.

Сама же Евгения мечтает о настоящей любви, о чем-то возвышенном и прекрасном. Она влюбляется в своего кузена Шарля, но их чувствам не суждено сбыться. В мире, где все решают деньги, нет места для искренних эмоций.

На самом деле, через историю Евгении и ее семьи Бальзак критикует общество, в котором живет. Общество, где людей ценят только за их богатство и статус. Где человеческие отношения — это просто еще один способ получить выгоду. В таком мире люди теряют свою человечность, становятся похожими на машины для зарабатывания денег.

Бальзак как будто предупреждает нас: если мы будем продолжать жить по законам наживы, мы рискуем потерять самих себя. Мы превратимся в таких же холодных и расчетливых, как отец Евгении.

Так что этот роман — не просто история о несчастной любви. Бальзак приглашает нас посмотреть в зеркало и спросить себя: в каком мире мы хотим жить?

Произведение высоко оценили Ф.М. Достоевский и М. Горький. Его несколько раз экранизировали, в том числе в СССР (1960) и во Франции (2021).

Утраченные иллюзии (1843)

Люсьен Шардон — простой парень из провинции, который мечтает о высоком, но сталкивается с грязной реальностью большого города.

Париж в романе — это как большая игра, где все подчинено правилам денег и связей. Люсьен, поначалу очарованный этим миражом, постепенно разочаровывается в нем. Он понимает, что за блестящим фасадом скрывается пустота и продажность, что слава — это просто товар, а искренность — непозволительная роскошь.

Бальзак безжалостно показывает изнанку красивой жизни — циничный мир журналистики и рекламы, где все крутится вокруг денег и влияния. «Утраченные иллюзии» — это разоблачение иллюзий, на которых держится общество.

Но ирония в том, что сам Люсьен, даже разочаровавшись в иллюзиях, продолжает действовать так, словно они реальны. Он воплощает парадокс идеологического цинизма: субъект прекрасно осознает иллюзорность идеологических конструктов, но тем не менее продолжает подчиняться им в своей практической деятельности.

Возможно ли вообще вырваться из этой паутины лжи и иллюзий? Может ли человек обрести настоящую свободу в мире, где все подчинено деньгам? Бальзак не дает прямых ответов, но сама постановка этих вопросов наводит на размышления.

Критики высоко оценили роман. Марсель Пруст назвал его лучшим произведением Бальзака. В 2021 году вышла французско-бельгийская экранизация романа, номинированная на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Однако в фильме раскрыта только линия Люсьена, а линия его друга Давида отсутствует.

Блеск и нищета куртизанок (1847)

Если мы хотим понять скрытые механизмы буржуазного общества, нужно обратиться к Оноре де Бальзаку и его роману «Блеск и нищета куртизанок». Этот текст, своего рода сиквел к «Утраченные иллюзии», продолжает трагическую одиссею Люсьена Шардена, погружая нас в глубины социального и психологического анализа.

Бальзак работал над этим романом более десяти лет (1836-1847), создавая грандиозное полотно жизни Франции времён Реставрации (1824-1830).

Сюжет романа, наполненный любовью, скандалами, преступлениями и предательствами, раскрывает глубокую истину о буржуазном обществе: всё здесь покупается и продаётся, и каждый взлёт сопровождается падением. Бальзак демонстрирует, что блеск и нищета – это две стороны одной медали, неразделимые и взаимозависимые.

Бальзак показывает, что в буржуазном обществе личные достижения и падения неразделимы. Система, основанная на эксплуатации и манипуляции, неизбежно ведёт к тому, что каждый успех оплачивается нищетой – моральной, эмоциональной или социальной. Эта взаимозависимость успеха и падения – центральная тема романа – подчеркивает, что в мире, где всё покупается и продаётся, невозможно достичь истинного счастья или самореализации. Вместо этого каждый шаг вперёд ведет к ещё более глубоким компромиссам и разрушениям.

Самая достойная экранизация романа — одноименный 9-серийный фильм 1975 года для французского телевидения.

Отец Горио (1835)

В пансионе мадам Воке, что напоминает лабиринт извращённых человеческих судеб, обитает семь постояльцев. Среди них выделяется старик по имени Горио, некогда торговец вермишелью. В прошлом — успешный, почти мифический герой торговых хроник, ныне — измотанный жизнью тень. Его богатства испарились, словно иллюзия, оставив его в маленькой, холодной комнатушке, где зимой он даже не топит камин. Жители пансиона, словно насекомые, облепили его и сплетничают о том, что всё своё состояние он растратил на любовниц. Но истинная причина его падения — дочери.

В этом романе, как в зеркале, отражается безжалостное общество Парижа, где искренняя отцовская любовь не находит себе места. Горио, став богатым в вихре Французской революции, отдал каждой дочери по полмиллиона франков в приданое. Но, став частью высшего общества, они отвернулись от своего некогда обожаемого, но малообразованного отца.

Горио пожертвовал всем ради своих дочерей, но в ответ получил лишь холодное презрение и безразличие. В пансионе мадам Воке его любовь к дочерям становится предметом насмешек и издёвок. Он живёт в нищете и одиночестве, его сердце разрывается от боли, а его жертва кажется бессмысленной.

И вот появляется Растиньяк, молодой студент права, прибывший в Париж из провинции с надеждами и мечтами, как рыцарь, стремящийся покорить мир. Он погружается в жизнь пансиона, сталкиваясь с жестокими реалиями парижской жизни, где амбиции и корысть становятся более весомыми, чем моральные принципы. Деньги здесь важнее всего, и любовь — лишь товар, как акции на бирже.

Роман был неоднократно экранизирован, и последняя версия вышла в 2004 году. В ней роль отца Горио исполнил Шарль Азнавур, придав этому трагическому образу ещё больше глубины и страдания.

Шагреневая кожа (1831)

В светлый 1831 год выходит «Шагреневая кожа» — не просто книга, а философский этюд, будто трек, с которого Бальзак запускает свой творческий путь. Понимаешь, это формула жизни и нашего эгоизма, завёрнутая в бумагу. Главный герой, Рафаэль де Валантен, — обедневший аристократ, решивший покончить с собой. Но, как это бывает в жизни, он забредает в лавку древностей. Там старик-антиквар вручает ему талисман — шагреневую кожу с надписью: «Обладатель будет владеть всем, но жизнь его будет принадлежать коже». Желание за желанием, и кожа уменьшается, а с ней и жизнь Рафаэля.

Рафаэль заключает этот фаустовский договор с антикваром, и каждое его желание сбывается, но как цена — шагреневая кожа становится всё меньше. Чем меньше кожи, тем больше герой напрягается, словно каждый миллиметр шагрени вытягивает из него годы. Интрига здесь — как сложится жизнь этого бедолаги Рафаэля, сможет ли он обойти этот печальный финал?

Бальзак, как мастер алхимии слов, поднимает темы жизни и смерти, искусства и свободы, игры и любви, неразрывно связанные с деньгами. «Шагреневая кожа» — не просто роман, это социально-философская притча, где фантастика и реальность переплетаются, как два змеиных хвоста.

По мотивам этого произведения не раз ставили спектакли и снимали фильмы. Самая удачная экранизация — франко-бельгийский фильм 2010 года, где режиссёр словно достал из реальности саму суть романа.

Максим Горький в одной из своих статей вспоминает диалог с Львом Толстым, который рекомендовал ему читать французов, особенно Бальзака, ибо «у него все учились писать». И правда, Бальзак — это тот, кто открывает двери в тайны человеческой души.

Спасибо, что дочитали до конца! Кстати, у меня есть telegram-канал, где я пишу увлекательные карточки, которые помогут вам лучше понять суть книги и решить, подходит ли она вам. Буду очень рад, если вы заглянете ко мне. Присоединяйтесь по ссылке: https://t.me/pere_skaz

 

Источник

Читайте также