Что отличает режиссерскую версию фильма Донни Дарко от стандартной? Рассказ об истории величайшей кинопремьеры

Осторожно, спойлеры.

Что отличает режиссерскую версию фильма Донни Дарко от стандартной? Рассказ об истории величайшей кинопремьеры

Когда “Донни Дарко” впервые вышел на экраны в октябре 2001 года, он провалился в прокате. Отчасти это можно объяснить событиями 11 сентября. Сразу после террористических атак никому не хотелось смотреть что-либо, связанное с падением самолетов. Весь мир буквально находился в состоянии шока, и американских зрителей не привлек мрачный нигилизм и запутанный научно-фантастический сюжет «Донни Дарко». Фильм заработал всего полмиллиона долларов при бюджете в 4,5 млн.

Финансовый успех “Донни Дарко” пришел после премьеры фильма в Великобритании, которая состоялась на год позже американской, в 2002 году. Зрители были очарованы талантливым актерским составом, ностальгическим саундтреком и сложным сюжетом. Картина принесла 7,5 млн долларов и вошла в список 500 лучших фильмов всех времен по версии журнала Empire. А после выхода фильма на домашних носителях он заработал еще 10 млн долларов. В ответ на финансовый успех и оставшиеся вопросы по сюжету в 2004 году вышла «Режиссерская версия Донни Дарко», которую мне и посчастливилось посмотреть.

Далее расскажу об основных отличиях между режиссерской и обычной (или, как ее еще называют, “театральной”) версиями фильма и порассуждаю, какая версия лучше.

Путешествия во времени и альтернативные вселенные

Режиссерская версия «Донни Дарко” длиннее обычной на 20 минут. Расширенные сцены более подробно раскрывают отношения Донни с его родителями, больше показывают героиню Дрю Бэрримор. Появились там и абстрактные кадры с крушением волн и крупными планами глаз Донни. Кто-то скажет, что они символизируют изменяющуюся психику героя, а кто-то подумает, что это просто растягивание хронометража. В целом я не удивлена, что эти сцены вырезаны — особой смысловой нагрузки они не несут. Также в фильме раскрывается, что лекарство, которое Донни принимает для лечения своего психического заболевания, это на самом деле плацебо.

https://youtu.be/9-mUGvv316o

Самое главное изменение заключается в том, что на протяжении всего фильма на экране показываются страницы из книги «Философия путешествия во времени», написанной вымышленным автором Робертой Спэрроу, также известной как бабушка Смерть. Эти страницы, по сути, предназначены для того, чтобы объяснить и раскрыть лор фильма — зритель может прочитать то, что на них написано, и узнать больше о путешествиях во времени во вселенной “Донни Дарко”.

Согласно «Философии путешествия во времени», большая часть сюжета фильма происходит в нестабильной Тангентной Вселенной — дубликате Первичной Вселенной, из которой происходит Донни. Время в Первичной Вселенной обычно стабильно, но иногда четвертое измерение нарушается, создавая Тангентную Вселенную — именно в ней и происходят события фильма.

Тангентная Вселенная возникла спонтанно — вихрь временной петли привел к тому, что самолет в небе потерял один из двигателей и упал в комнату Донни. Двигатель был выброшен из Первичной Вселенной и застрял в Тангентной Вселенной, которая, согласно вымышленной книге, может существовать только несколько недель, прежде чем рухнуть и вызвать черную дыру, которая уничтожит и Первичную Вселенную. Чтобы предотвратить это, двигатель нужно вернуть в Первичную Вселенную. И эта задача возлагается на Донни — в книге он называется «Живым Приемником».

Некие загадочные силы наделяют Донни сверхспособностями (силой, телекинезом и предвидением, которые несложно перепутать с шизофренией) и подсылают к нему “помощника” — жутковатого кролика Фрэнка (на самом деле это парень старшей сестры Донни в костюме кролика). Миссия Фрэнка заключается в том, чтобы направить Донни так, чтобы тот вернул двигатель (который в книге называется «Артефактом») обратно в Первичную Вселенную.

По книге Донни окружают «Манипулируемые Живые» и «Манипулируемые Мертвые» — другие персонажи фильма. Фрэнк — один из «Манипулируемых Мертвых»: он мертв, и его телом управляют внешние силы. Что это за внешние силы, в книге не объясняется. Есть там и более шизовые моменты — например, истории о том, что вода и металл это ключевые элементы путешествия во времени. Полностью изучить содержание книги можно в этом посте.

Решение с книгой показалось мне не очень изящным — они бы еще зачитали текст закадровым голосом или пустили титры в стиле «A long time ago in a galaxy far, far away….») Ну а что я думаю про сам этот сюжет, расскажу в конце статьи.

Музыка: никакой Killing Moon

Песня The Killing Moon группы Echo & the Bunnymen, играющая в начале фильма, стала его ярчайшим символом. До сих пор, слыша эту песню, я сразу вспоминаю Донни Дарко — настолько крепкую ассоциативную связь она вызывает. Да и сама песня очень крутая — меланхоличный пост-панк очень круто подчеркивает настроение фильма. Но на самом деле режиссер Ричард Келли хотел вставить в начало совсем другую песню.

Оказывается, изначально планировалось, что “Донни Дарко” будет открывать песня Never Tear Us Apart группы INXS. А в сцене с танцевальным номером на шоу талантов должны были играть Pet Shop Boys — знакомый нам по саундтреку GTA хит West End Girls. Однако авторские права на эти песни оказались “не по карману” создателям фильма, и они заменили их на более бюджетные варианты — уже упомянутую ранее The Killing Moon и Notorious группы Duran Duran.

В режиссерской версии у создателей, видимо, нашлось немного денег, поэтому они все-таки добавили в начало фильма Never Tear Us Apart. Я люблю INXS, но выбор песни кажется мне абсолютно неудачным — она гораздо хуже подходит под настроение истории Донни. Без легендарной The Killing Moon фильм воспринимается совсем иначе.

https://youtu.be/AIBv2GEnXlc

Какая версия лучше

Для чего вообще нужны режиссерские версии фильмов? В большинстве случаев они предлагают дополнительные сцены, которые расширяют мир картины. Обычно фанаты рекомендуют сразу смотреть режиссерскую версию, но в случае с Донни Дарко я бы не стала давать такой совет.

Большую часть обаяния оригинального «Донни Дарко» составляет то, что фильм оставляет многое на усмотрение зрителя и к концу вызывает больше вопросов, чем ответов. В режиссерской версии есть слишком много подсказок и объяснений, что лишает фильм таинственности.

Мне не очень понравилась вся эта история с черной дырой и концом света — она уводит фильм от постмодерна и иносказательности в банальную научную фантастику. Для меня “конец света”, о котором говорил Фрэнк, всегда воспринимался не как смерть всего сущего, а как смерть Донни. Ведь каждого из нас ждет свой персональный конец света — смерть, после которой конкретно для нас мир перестанет существовать. Чем не конец света? Очень интересная концепция, которой ни к чему все эти истории про черные дыры и спасение мира.

Я всегда воспринимала “Донни Дарко” как фантасмагорическую притчу о страхе смерти — такое впечатление вполне может сложиться после просмотра обычной версии фильма. Но если вы никогда не видели ее и сразу посмотрели режиссерскую версию, может показаться, что это просто фильм об альтернативных вселенных и путешествиях во времени. Впрочем, конечно, ничто не мешает ему быть и тем, и другим.

Но несмотря на все, мне было очень приятно посмотреть хороший старый фильм на большом экране. Сама идея показывать в кинотеатрах именно режиссерские версии старых фильмов мне нравится — сразу хочется сходить и узнать, чем же режиссерская версия отличается от обычной.

Вообще удивительно, как эволюционирует этот тренд на показ старых фильмов в России. 5-10 лет назад старые фильмы тоже показывали, но в двух-трех кинотеатрах на всю Москву. Сейчас выбирала, куда сходить на “Донни Дарко” — показало 15-20 вариантов. Понятно с чем это связано — надо же кинотеатрам что-то показывать в наши непростые санкционные 2022-2023. Когда во всем мире смотрят Барбигеймера, а до нас он пока так и не добрался.

Цены на билеты тоже подняли, немного спасает кэшбэк 15%, если покупать через Тинькофф Город. Ходила в Иллюзион, там не самые дешевые билеты, но шикарный зал и само здание, куда приятнее чем в кинотеатр в ТЦшке идти. Просто совсем другой опыт.

 

Источник

Читайте также