«В моих беспокойных снах я вижу эту деревню…»
«Топи» Глуховского можно разделить на две части: социально-политическую и мистическую. С первой всё понятно: это Глуховский, а «Топи» — его авторский проект. Поэтому здесь мы видим понятную историю о заводе и деревне, жителям которой, как скоту, нужен хозяин.
Но нам сейчас интереснее вторая сторона «Топей» — мистическая, пусть даже корни её кроются в социально-политической области. И здесь Глуховский придумывает концепции, сходные с теми, что были в Silent Hill.
Разумеется, это принципиально разные произведения, однако ключевые темы и даже мотивы в них общие. Об этом и поговорим.
Осторожно! В тексте есть спойлеры к «Топям» и некоторым частям Silent Hill.
Проклятый зов
У всего происходящего в сериале есть простое и логичное, но не слишком интересное объяснение: химзавод близ деревни Топи настолько отравил природу, что местные жители попросту галлюцинируют. Такой ответ искал один из персонажей — журналист Максим Кольцов, — и он его нашёл.
Есть другая версия, которой придерживается стартапер Денис Титов — что все они, москвичи, застрявшие в Топях, на самом деле умерли и оказались в посмертии. Это концовка сродни той, где Гарри Мейсон в первой Silent Hill на самом деле умер в машине в самом начале.
Ну и, наконец, третий сюжетный пласт «Топей», самый интересный. Герои попали в место, замкнутое само в себе, и выйти из него им предстоит совсем другими, очистившись. Либо же остаться тут навсегда. Ведь в Топях есть чудеса, которые невозможно объяснить отравленной водой, и они манят.
Как мы знаем, в Сайлент-Хилл просто так не попадают. Более того, если герой не может прийти в город сам, то город приходит к нему. Локальный Сайлент-Хилл может случиться где угодно, лишь бы в этом месте накопилось достаточно злобы и человеческих страданий. Одним из таких мест вполне можно считать деревню Топи.
Как вышло в случае с пленниками города в Silent Hill 2, главные герои «Топей» бегут от прошлого, и каждый по своим мотивам. У Дениса Титова, владельца популярного мессенджера, который может определять, лжёт человек или нет, опухоль мозга — в Топях он надеется излечиться любой ценой. Журналист Максим Кольцов отправляется в таинственную деревню ради репортажа и находит совсем не то, что ожидал.
Девушка Соня бежит от своего властного отца-священника, не успев попрощаться с умершей намедни сестрой. Катя — от неразделённой любви и суицида. Ну а Эля Мусаева спасается от жениха, которого ей «назначило» общество (и от случайного убийства заодно).
Все они попадают в Топи, деревню, из которой невозможно выбраться, в какую бы сторону ты ни поехал. Каждому из героев предстоит встретиться со своими страхами и очиститься. Или же наоборот, выпустить своих внутренних демонов.
Замени Топи на маленький туманный курортный городок Сайлент-Хилл и ничего не изменится. Обе эти точки на карте — сосредоточие мистической силы, созданной человеческой злобой, ложью, страданиями. Что деревня, что город, играют роль этакого чистилища, «вскрывающего» каждого, кто туда попадает.
Шерил Мейсон, она же Хизер, дважды оказывается в Сайлент-Хилле, чтобы принести себя в жертву и родить бога. Джеймс Сандерленд получает письмо от умершей жены, приезжает в Сайлент-Хилл, чтобы пройти страшные испытания и очиститься.
Разве что только Генри Таунсенд в Silent Hill 4 попадает в окрестности туманного городка почти что случайно. Только Генри Таунсенд из Silent Hill 4 попадает в окрестности туманного городка почти что случайно. Однако в сообществе считается каноном всё-таки версия из Silent Hill 2, где город выступает чистилищем — об этом рассказывают и все последующие части, которые делали западные разработчики.
Мотив один и тот же — мистическое место призывает самых разных людей, впитывает их и даёт возможность узнать себя получше. И просто так выбраться не получится.
Наказание за грехи
Герои игр серии Silent Hill в городе не одни — они встречают других людей, которые здесь застряли. Кто-то из них грешен, а кто-то — лишь случайный посетитель.
Так, например, Джеймс Сандерленд встречает в Сайлент-Хилле склонную к суициду Анжелу Ороско, мир которой полыхает ярким пламенем. Если сам Джеймс видит Сайлент-Хилл наполненным жуткими монстрами, то у Анжелы он горит. Девушка сожгла родной дом, чтобы расквитаться с насильником-отцом, но в пожаре погибла и мать героини — её-то Анжела в Сайлент-Хилле и ищет.
Гарри Мейсон на своём пути встречает доктора Майкла Кауфманна, который тоже не может выбраться из кошмарного Сайлент-Хилла — он напрямую связан с наркотиком, который распространялся среди туристов и культистов до событий игры. Не может уехать и медсестра Лиза Гарланд, плотно «подсевшая» на наркотик и буквально оказавшаяся между кошмаром и явью.
Почти каждый житель Сайлент-Хилла так или иначе грешен — кто-то, как Кауфманн, наживался на наркоте, кто-то, вроде Эдди Домбровски из второй части, попал в город из-за своей социопатии.
Игры серии Silent Hill устроены таким образом, что никогда нельзя с уверенностью сказать, какая из версий правдива. В той же Silent Hill 2 можно найти могилы с именами Анжелы, Эдди и самого Джеймса — ровно такой же приём применяет и Глуховский в «Топях».
И жители Топей тоже застряли в деревне не просто так — каждый из них грешен в той или иной степени.
Местный маньяк, имя которого не называется, всё ещё живёт на поле боя в Чеченской войне. Он упивался убийствами людей на войне, и война теперь навечно с ним. В его версию Топей попадает Эля — она видит вооружённых солдат, боевой вертолёт. Это реальность, в которой маньяк живёт за свои прегрешения.
Священник в местном храме не может покинуть деревню из-за того, что отмаливал грешников за деньги. Несколько раз он пытался повеситься, но неизбежно оживал. Девушка Арина застряла в Топях из-за ненависти к своей дочери — она буквально обменялась с ней телами, чтобы прожить ещё одну жизнь.