Что мы делаем в темноте: вампиры в кино

Быть вампиром фигово. Так что не верьте рекламе, ребята.

С начала прошлого века тема вампиров в кино не переставала быть актуальной. Экранизировали романы, новеллы, комиксы, писали собственные сценарии. Роль вампира на себя примеряли многие известные актёры, а режиссёры искали свой уникальный стиль и старались сделать повествование ярким и шокирующим.

Разумеется, кто-то паразитировал на вампирской тематике, используя штампы и клише дешёвых любовных романов и ужастиков. В этой подборке собраны хорошие картины разных жанров, стран и периодов. И все они про вампиров.

«Реальные упыри», 2014

«Пусть сначала ещё расскажут про технику безопасности, а потом убьём».

Новозеландская комедия Тайки Вайтити и Джемейна Клемента стала настоящим хитом в 2014 году и собрала неплохую кассу. Вияго, Владислав и Дикон обитают в халупе на окраине Веллингтона. Вместе с ними живёт еще и Питер, престарелый необщительный носферату, предпочитающий дрыхнуть в своём склепе в подвале.

За упырями таскается съёмочная группа, делающая документальный фильм о вампирском быте. Умело сочетая жанры комедии и ужасов, Вайтити, рассказал очень забавную историю про глуповатых ретроградов-упырей в жанре мокьюментари. Режиссёр высмеивает «вампирские» штампы: как одеться, если не отражаешься в зеркале, как сходить в клуб, если не можешь войти без приглашения? Можно ли выпроводить полицейских, если у тебя два трупа в подвале, а пожарной сигнализации нет? Нужно ли стелить газеты на пол, если собрался отобедать милой барышней?

Одна из лучших экранизаций романа Брэма Стокера. Картина Френсиса Форда Копполы, с прекрасным актёрским ансамблем: Дракулу играет Гэри Олдмен, Ван Хельсинга — Энтони Хопкинс, Мину — Вайнона Райдер, а Киану Ривз исполняет роль Джонатана.

Фильм интересен не только хорошо адаптированным и поставленным сценарием, но и удивительными спецэффектами. Коппола не хотел использовать компьютерную графику, и решил снять ленту с помощью приёмов, которыми пользовались режиссёры начала двадцатого века. Съёмка старой камерой Pathe, рирпроекция, дорисовка кадров, искажённая перспектива и обратная съёмка, цейтрафер, субъективная камера. Роману Копполе, отвечающему за визуальные эффекты картины, пришлось пойти на множество ухищрений, чтобы избежать использования компьютерной графики.

Как создавались эффекты в фильме

Интересна и работа над костюмами, за них художник и дизайнер Эйко Исиока получила «Оскар». Используя мотивы Востока и Запада, она создала уникальные, запоминающиеся образы героев. Выразительный визуальный стиль, пронзительная игра Гэри Олдмена, прекрасная режиссёрская работа. Весь фильм — признание в любви к кинематографу, который каждому зрителю запомниться чем-то своим.

«Жажда», 2009

«Мы втроём жили счастливо, пока ты не заразил нас. Ты — вирус».

Пак Чхан Ук («Олдбой», «Служанка») известен своей любовью к жестокости и насилию в кино, а также склонностью к экспериментам в жанрах и страстью экранизировать необычные произведения. На сей раз он решил перенести героев «Терезы Ракен» Эмиля Золя в современную Корею и превратить их в вампиров. Любовники Сан Хен и Тэ Чжу решают избавится от мужа Тэ Чжу, чтобы жить вместе и больше не скрываться от других людей.

Вампиризм здесь работает на двух уровнях: с одной стороны, это нечто потустороннее и пугающее, а с другой — аллюзия на жажду жить свободно. Изначально равнодушные и бесстрастные, герои становятся поистине кровожадными до жизни и любви в финале. Бытовуха, затхлость мира, ограниченность окружения, всё передано чётко и понятно, под «олдовую» корейскую эстрадную музыку «а ля Кобзон».

Вампирская сторона жизни более размыта: фоном звучат струнные, в кадре крупные планы героев, необычные планы города. Пак, с присущей ему жестокостью, рассказывает, на что способны люди, загнанные в угол обществом.

«Выживут только любовники», 2013

«Я будто песок на дне песочных часов».

Тягучая и меланхоличная картина Джима Джармуша об уставших влюбленных вампирах, видевших на этом свете всё. Образы Адама и Евы словно выдолблены из мрамора. На руку режиссёру играет внешность Суитон и Хиддлстона. Холодные, высокие и тонкие, они выглядят как усталые небожители, сошедшие со своего пьедестала, чтобы немного отдохнуть в мире смертных.

Джармуш использует «вампирский» антураж, чтобы передать связь между влюбленными и культурой, в которой они существуют, их оторванность от времени. Старые пластинки, воспоминания — это рассказ об ощущениях, а не пересказ конкретной истории каких-то определённых людей. Ночной Детройт и Танжер, неспешное повествование, всё это гипнотизирует, но совсем не делает фильм скучным. На мой взгляд, один из немногих фильмов Джармуша, который может понравиться каждому, другое дело, что просмотр требует определённого настроения.

«Интервью с вампиром», 1994

«Мир меняется, мы нет. Ирония, которая в конце концов нас убивает».

Мистическая драма Нила Джордана, снятая по мотивам одноимённого романа Энн Райс. В центре сюжета фильма — Луи, вампир, обращённый в 1791 году, который рассказывает молодому журналисту историю своей жизни. Фильм запомнился зрителям ярким актёрским составом, прекрасными декорациями и костюмами. Автор оригинального романа Энн Райс то и дело вмешивалась в производство картины, предлагая и отвергая актеров. В результате режиссеру все равно удалось правильно экранизировать роман, не скатившись в «ванильные» штампы, и сделать персонажей увлекательными. Несмотря на неоспоримую красоту и талант молодых Питта, Круза, Бандероса, больше всего восхищает игра совсем юной Кирстен Данст, которой удалось передать надрыв героини.

Если зрителя не увлечет актерская работа, то уж точно понравится операторская работа француза Филиппа Русло. Восхищает и работа художника – Данте Ферретти, известного участием с таких картинах как «Репетиция оркестра», «Гамлет», «Банды Нью-Йорка». Его индивидуальный стиль, внимание к деталям и приметам времени, украшает картины, в которых он работает.

От заката до рассвета (From Dusk Till Dawn) 1996

«Что это? – Это хук правой»

Ироничный боевик Роберта Родригеса по сценарию Квентина Тарантино, сыгравшего одну из главных ролей. После оглушительного успеха «Криминального чтива» Тарантино продолжил сниматься у своего друга, а также писать для него сценарии. По сюжету Сет и Ричард, братья грабанувшие банк, едут к мексиканской границе. Они останавливаются на ночь в баре, где сталкиваются с вампирами. Первая часть ленты это классический «тарантиновский» боевик, с длинными диалогами (после премьеры их растащили на цитаты) и зрелищными перестрелками.

Во второй же раскрывается «вампирская» тема, и, складывается ощущение, что написана она для того чтобы дать режиссеру большую свободу в выразительных средствах. Впрочем, это на пользу фильму, за счет такого «деления» на две части нарастает темп повествования. Вампиры «уравнивают» преступников и заложников, и раскрывают героев с иной стороны. Морали не ждите, это сочный, гротескный боевик. Почему стоит смотреть? Как сказал классик: «Мясо, матюки, убийства и голые сиськи». А еще тут отличная музыка.

Пропащие ребята (The Lost Boys) 1987

«Мне нужен Бетмен №14. – Это очень серьезная книга»

Американский фильм Джоэла Шумахера частенько вспоминают, говоря о фильмах про вампиров. Черная комедия про кровососов оставила след в культуре 80-х. Братья Майкл и Сэм со своей мамой переезжают в Санта Карла, тихий, калифорнийский городок. Несмотря на умиротворяющие пейзажи и милые домики, в городе повсюду расклеены объявления о пропаже детей, и по округе шныряет банда байкеров. Вообще, в кинофильме ярко показаны рокеры, панки, готы, картина является своеобразным гидом по субкультурам подростков Америки 80-х. Считается, что фильм способствовал популяризации готической и «вампирской» культуры в США. Колоритные вампиры-байкеры вдохновили разработчиков Vampire: The Masquerade на создание клана Бруха в игре. А «Реальных упырях» цитируется сцена из фильма, в которой Майкл ест рис и видит вместо него личинок, а в лапше червей, и всё из-за гипноза вампира. Несмотря на подростковую направленность, к финалу фильм скатывается в сказку для самых маленьких, хотя изначально акцентирует внимание на вполне обыденных подростковых проблемах и неплохо их раскрывает.

Впусти меня (Låt den rätte komma in) 2008

«Бей их сильнее, чтобы самому стало страшно, и они остановятся»

В 2010 году вышел ремейк ленты, снятый Мэттом Ривзом с Хлоей Грейс Морец в роли Эли. Получилось хуже или лучше судить зрителю, обе ленты достойны внимания. Если вы вдруг зададитесь вопросом, что же случилось дальше, после финальной сцены, то Линдквист написал рассказ «Пусть старые мечты умирают», повествующий о судьбе Оскара и Эли.

Носферату. Симфония ужаса (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens) 1922

«Как только взошло солнце, Хуттер почувствовал, как его отпустили ночные страхи»

Ленту Фридриха Мурнау принято считать родоначальницей фильмов о вампирах, хотя это и не совсем так. До него были «Дракула» и «Смерть Дракулы», несколько фильмов с вариацией слова вампир в названии, но большинство кануло в Лету, в отличие от произведения Мурнау. Как и в вышеперечисленных фильмах, в этом за основу взят роман Брэма Стокера. Но, так как вдова писателя Флорен Стокер права на экранизацию продавать отказалась, а после премьеры поспешила в суд, желая, чтобы все копии «Носферату» были уничтожены как плагиат, Мурнау изменил и имена, и место действия ленты.

Кстати, в отличие от романа Стокера, где Граф Дракула не боялся солнечного света, вампир Мурнау от него погибал в финале картины. Смерть от солнечного света стала распространенным сюжетным элементом в последующих фильмах о вампирах. Фильм вдохновлял не только кинематографистов, в видеоиграх образ Носферату также нашел отражение: клан в Vampire: The Masquerade, шутер Nosferatu: The Wrath of Malachi. Этот образ также широко использовался в литературных и музыкальных произведениях.

Тень вампира (Shadow of the Vampire) 2000

«Слава богу, с фальшью покончено»

Если «Носферату» смотреть лень, или немое кино вы не любите, есть «Тень Вампира», Эдмунда Элиаса Мериджа о съемках «Носферату». Это не документалка, как может показаться сначала. За основу взята легенда, что Макс Шрек сам был вампиром, вот и сыграл так убедительно графа Орлока. Эксцентричного Фридриха Мурнау играет Джон Малкович, а Уиллем Дэфо исполняет роль Макса Шрека (игравшего Носферату). Также в касте неподражаемый Эдди Иззард и меланхоличный Удо Кир.

Отличные диалоги и очень «реалистичное» отображение того бардака, что обычно творится на съемочной площадке по-настоящему захватывают. Но если вначале фильм больше похож на биографическую комедию о создателях «Носферату» и тех проблемах, с которыми они сталкиваются в процессе производства ленты, то к финалу все превращается в притчу о создателе и его произведении.

Византия (Byzantium) 2013

«Я пишу её снова и снова, где бы мы не находили убежище»

Еще один фильм про вампиров Нила Джордана (Интервью с вампиром). Лента начинается как подростковая драма, но постепенно раскрывается как история людей нашедших вечную жизнь, да так и не сумевших по достоинству оценить этот подарок судьбы. Клара и Элеонора выдают себя за сестер, хотя на самом деле они мать и дочь. Два столетия назад они стали бессмертными и так и скитаются по миру, перебиваясь случайными заработками. Все меняется, когда они сбегают в родной город и встречаются с прошлым лицом к лицу.

Первый полнометражный фильм Кэтрин Бигелоу изначально задумывался как вестерн. Но в 80-е жанр не пользовался популярностью, и режиссер решила снимать ленту в жанре ужасов. Фильм, в котором смешались романтика, роуд-муви, ужасы и вестерн повествует о юноше, ставшем вампиром и пытающимся влиться в вампирскую общину. Картина была положительно встречена зрителями (хотя и провалилась в прокате, но после релиза на видео стала очень популярна), а после и вовсе обрела культовый статус. Причины смотреть? Неспешная, медитативная история, достоверные, искренние персонажи и саундтрек от Tangerine Dream, а также режиссура Бигелоу, у которой, без сомненья, есть свой уникальный стиль.

Девушка возвращается одна ночью домой (A Girl Walks Home Alone at Night) 2014

«Я Дракула»

Черно-белый фильм ужасов режиссёра Аны Лили Амирпур вышел с прокат под слоганом: «Первый иранский вампирский вестерн». Если коротко о сюжете, то тут история иранского городка кишащего наркоманами, проститутками и вампирами, а единственная, кто вершит справедливость – девушка в хиджабе и тельняшке (да, вот так).

Честно говоря, воспринимать фильм как историю про вампиров трудно, это фестивальное кино, в котором сложно уловить смысл диалогов, и «что хотел сказать автор», но уж больно хороша операторская работа Лайла Винсента, хоть весь фильм на скриншоты нарезай. Да еще и эстетика 60-х и 80-х, стараниями художника и с помощью музыкального оформления, здорово вписывается в странное произведение Амирпур.

Блэйд (Blade) 1998

«У меня теперь две новых руки, Блэйд. Только я никак не могу определиться какой из них убить тебя»

Фильм про темнокожего охотника на вампиров не видел только ленивый, тем не менее, без него невозможно представить себе ни одну киноподборку на «вампирскую» тематику. Основанный на одноимённой серии комиксов Marvel 70-х годов, фильм породил два киносиквела, пару самостоятельных видеоигр, появление персонажа в файтингах (и не только) от Marvel и аниме. По сюжету Блэйд, получеловек-полувампир, мстит кровососам за смерть своей матери, укушенной вампиром во время беременности. Технократический мир, в сочетании с забойным саундтреком, очень убедительной игрой Снайпса и Дорффа, сложились в отличный фильм, ставший культовым. Крутые экшен-сцены, увлекательные персонажи, стильная картинка — это классный фильм по комиксам.

Ночь страха (Fright Night) 1985

«Пока все идет как в моих киносценариях»

Один из самых кассовых летних блокбастеров 1985 года, который снял Том Холланд (Байки из склепа, Лангольеры). Фильм о Чарли, школьнике вдруг осознавшем, что по соседству с ним поселился настоящий вампир. За Чарли начинает охотиться целый клан упырей и тогда он обращается за помощью к Питеру Винсенту, ведущему передачи «Ночь страха». Кроме ремейка 2011, у фильма есть сиквел 1988 года, по мотивам ленты появилась серия комиксов, а в 1988 вышла видеоигра Fright Night.

Ночь страха (Fright Night) 2011

«Я лучше сдохну, чем буду смотреть Сумерки»

Ремейк ленты 1985 года. Фильм снял Крэйг Гиллеспи (Тоня против всех). Сюжет все тот же: подросток по имени Чарли обнаруживает, что его новый сосед вампир, а школьные друзья пропадают без вести. В отличие от оригинала тут больше юмора, хотя персонажи остались все теми же клишированными картонками, их образы вытягивают хорошие шутки и диалоги, а также отличная актерская игра. В главных ролях Колин Фаррел и Антон Ельчин, а также Дэвид Теннант.

Пугать фильм не умеет, все спецэффекты и скримеры заточены под 3D, и, если честно, выглядят довольно посредственно, но лента может здорово развлечь, если не ждать от нее никаких откровений и морали. Это классное попкорн-кино, в котором много хорошей сатиры на «вампирскую» тему и подростковые ужастики.

Воины света (Daybreakers) 2010

«Мне десятый раз исполняется тридцать лет»

Австралийский фантастический фильм Питера и Майкла Спириги, с Итаном Хоуком и Уиллемом Дефо, рассказывает о том, как после эпидемии человечество превратилось в вампиров, а уцелевшие смертные, коих на Земле осталось совсем немного, либо прячутся, либо выступают в роли корма для упырей. Вампир-гематолог Эдвард, человеческую кровь не пьет, и ищет возможность создать кровозаменитель. Атмосфера, проработка мира — все, вплоть до рекламных роликов, подземных переходов для передвижения днем и тюнингованых машин, сделано с безумным вниманием к деталям. Несмотря на ограниченный бюджет, картина действительно работает, следить за сюжетом интересно, Хоук и Дефо не умеют плохо играть, а технократический мир, в котором они существуют, органично вписывается в рамки сюжета. Философский подтекст ленты не напрягает, режиссеры смогли не свалиться в морализаторство, но тонко раскрыть посыл, заложенный в фильме. Здесь нет места романтике «Сумерек» или готике «Другого мира», «Воины света» скорее «Эквилибриум» от мира вампиров.

Невозможно не упомянуть и «Другой мир», породивший множество сиквелов, в которых сам черт ногу сломит, «Ван Хельсинг» с весьма запоминающимся Дракулой, и, почему-то невыразительным Хью Джекманом и постапокалиптическую драму «Я легенда». Фильмы про вампиров уже целый век являются частью нашей культуры, а образ вампира в кинематографе каждое десятилетие меняется, обрастая все новыми чертами.

 
Источник: DTF

Читайте также