Что короны из кино, игр и сериалов могут рассказать о своих владельцах

В кино и сериалах короны, их дизайн и внешний вид — это важный прием визуального повествования. Силуэт короны сразу погружает нас в атмосферу средневековья, дает мощный вектор дальнейшего восприятия сеттинга в ключе прошлого, зачастую сказочного или фентезийного. В конце концов, редкая сказка обходится без доброго или злого короля. Разбираемся, о чем рассказывают короны и диадемы из “Игры престолов”, “Властелина колец”, “Хроник Нарнии” и других известных кинопроектов.

Корона может многое поведать о персонаже — о его характере и привычках, моральных ценностях, политических и религиозных взглядах. Этот головной убор носили как монархи, так и религиозные лидеры, встречаются «боевые» короны или короны мирного времени. Их внешний вид во многом зависит от назначения. Корона занимает некое пограничное положение между ювелирным украшением и значимым аксессуаром в костюме, так как может иметь вид венца, соединенного с шапкой (Корона Святого Эдуарда, Шапка Мономаха) или митрой (Корона Австрийской империи). Все это даёт необычайно широкий спектр возможностей для дизайнеров, создающих визуальный ряд для игр или кино.

Игра корон, игра престолов

В сериале «Игра престолов» сюжет вертится вокруг борьбы за власть над семью королевствами. Разные благородные дома носят свои специфические короны, которые могут немало рассказать нам о характере притязающих на Железный трон. Даже короны разных персонажей внутри одного дома отличаются, ведь каждый герой ведет себя по-разному, что подчеркивается в атрибутах власти.

Баратеоны, в начале сериала правящая династия, имеют короны с дизайном в виде рогов оленей. Похожие короны были у короля Роберт, его преемника и «сына» — Джоффри, младшего брата Роберта, Ренли (другой брат, Станнис, короны на экране не носит), у Томмена и у супруги обоих младших королей — Маргери Тирелл.

Несмотря на схожую тематику, есть и различия, выдающие характеры персонажей и их амбиции. У Роберта рога в короне большие, массивные, как у взрослого оленя. В противовес ему у Ренли рога молодого оленя, они тоньше, но в них чувствуется амбициозность. Джоффри также носит корону с оленьими рогами, чтоб подчеркнуть свою принадлежность к правящему роду, ибо по стране ползут слухи о его незаконрожденности.

В короне Маргери сочетаются распустившиеся бутоны роз с небольшими рожками в честь рода мужа, да и у Джоффри на свадьбе в оленьих рогах короны прорезаются и оплетают всю конструкцию нераспустившиеся бутоны роз, символизирующие родство двух благородных домов. Маргери амбициозна, вкрадчива, осторожна, ее ползучее влияние сродни стеблям, опутавшим корону мужа. А распустившийся бутон по центру ее собственной короны — как торжество скрытой экспансивной политики Тиреллов над правящей династией. Правда, уже у Томмена, пришедшего на смену брату, в короне бутонов нет, влияние Тиреллов в этом случае очень ограничено.

Впрочем, как только Серсее удается избавиться от всех соперников разом, выкорчевав розы Тиреллов под корень и избавившись от ненавистых религиозных «воробьев» , она больше не скрывает свои политические амбиции. Ланнистеры становятся новой правящей династией. И в дизайне короны Серсеи (до этого она редко носила короны) это изменение заметно. Пусть лев читается не буквально, но однако абстрактные хитросплетения зубцов нового королевского венца дают представление о том, кто здесь реальный хозяин.

Что короны из кино, игр и сериалов могут рассказать о своих владельцах

Интересна и самобытна «корона» правителей Железных островов. Она сделана из деревяшек, выброшенных морем на берег (лес-плавник). Такие «короны» являлись символом монаршей власти на Железных островах в дни Сотни королевств. Все железнорождённые и подвластные им территории подчинялись верховному «железному королю», которого избирали на вече «короли соли» (флотоводцы) и «короли камня» (правители отдельных островов). Согласно легендам, каждый новоизбранный железный король ломал корону предшественника и делал себе новую из плавника. Бейлон Грейджой был первым королем, носившим такую корону за несколько веков. А после захвата щитовых островов Эурон Грейджой сменил Корону из Плавника на новую, из железа с зубцами из акульих зубов (вероятно, по подобию Серого короля, носившего по легендам, корону из зубов убитого им морского дракона Нагги).

Примечательно, что главная соперница Серсеи, Дейенерис, короны не носит (в книгах, впрочем, у нее имеется венец, подаренный Турмалиновым братством — в виде трехглавого дракона). Нет ее и у оспаривающего трон Станниса Баратеона (у книжного Станниса корона имеет вид языков пламени, так же, как и у показанного ненадолго в сериале безумного короля Эйриса). По всей видимости, корону они хотят надеть официально, как только займут Железный трон. А правителям, живущим за стеной, на далеком Севере, корона и не нужна — Манс-налетчик вообще не носит царственных головных уборов, а у Короля Ночи корона, в общем-то, неотделима от хозяина (речь о тех самых стильных шипах на голове, похожих на «головной убор»).

Единственный церемониальный венец на Севере можно увидеть только в самом конце сериала, когда Санса становится королевой этих земель. Серебристый обруч из двух асимметрично расположенных оскалившихся морд лютоволков с корнями чардрева сзади показывает нам лаконичный дизайн, согласующийся с простым и суровым северным нравом.

Ставший королем Бран также лишен короны — монархия в ее традиционном виде упразднена, и корона уже не выглядит адекватным атрибутом в новых реалиях.

Так через короны мы получаем немало сигналов о происходящем вокруг, о настроениях и намерениях персонажей, чья жизнь вращается вокруг Железного трона.

Властелин колец — история 19 и одного кольца и пяти корон.

Властелин колец — благодатная почва для разговора о коронах. Начнем с эльфов, представленных в мире Толкина многочисленными племенами и лагерями.

Владычица Лориена, Галадриэль, носит изящную диадему в стиле ар нуво. Венец выдержан в природных формах — тех, что окружают эльфов Лориена повсюду. Какому другому стилю, как не модерну, подчеркивать это единство? В переплетающихся стеблях диадемы есть отсылки к кельтским узорам, что дает необходимое ощущение «древности» и связи с землей Средиземья, в котором Галадриэль задержалась дольше остальных нолдор.

Венец Галадриэль немного различается во «Властелине Колец» и в «Хоббите». В последнем в нем присутствуют цветы, причем бутоны лишь немного раскрыты и в них проглядывают бриллианты. Полностью раскрытые бутоны были бы слишком большими и утяжелили дизайн, а промежуточное состояние позволило привнести в дизайн эффект мерцания, придающий облику еще больше загадочности и внеземной силы.

Работая над венцом, создатели реквизита, конечно, не копировали чужие дизайны, но очевидно вдохновлялись украшениями выдающегося ювелира эпохи ар-нуво Рене Лалика. Именно ему принадлежат наиболее утонченные и изощренные украшения, славящиеся изысканной линией, причудливым переплетением тонких гибких элементов, и, конечно же, преклонением перед красотой природы. Лалик умел чувствовать ее совершенство и грацию как никто другой.

Это же изящество и грацию линий можно увидеть в творениях Жоржа Фуке, работавшего совместно с выдающимся художником модерна Альфонсом Мухой. И, конечно, аналогичной эстетики придерживались такие ювелирные бренды с Британских островов, как Марл, Бэннетт энд Ко.

По сравнению с нежным, изящным дизайном украшений Галадриэль даже украшения Элронда смотрятся чуть грубее. Однако и его венец сохраняет изящество, недоступное произведениям других народов. Формы тоже взяты из ар-нуво и сдобрены щепоткой кельтского, и, можно даже сказать, в чуть большей степени скандинавского.

Корона короля Лихолесья Трандуила, по эльфийским меркам, можно сказать, варварская, но это слово не должно смущать, ведь она сделана руками эльфов, а значит, так же искусно. Да, фактура грубее и здесь нет трепетных линий, читающихся в лаконично-невесомом венце Галариэль или упругих изгибов диадемы Элронда, но корона очень природна и продумана. Ее причудливые линии прекрасно соотносятся с корягами и изогнутыми ветками деревьев Лихолесья, а рябиновые веточки придают удивительной живости и непосредственности, заодно сообщая определенный градус «дикости» данному артефакту.

Корона Гондора — еще один прекрасный пример тонкой работы, на этот раз человеческих рук. Ее формы массивнее и основательнее ажурных венцов перворожденных, в ней больше плотности, весомости, она уверенно сообщает нам о том, какой народ будет править в наступающую Четвертую эпоху, чье начало эта корона и символизирует. «Стремительные» мотивы крыльев, взятые из дизайна стражей Белого древа, чем-то перекликаются с эстетикой ар-деко, однако общие формы короны и ее узоры вновь отсылают нас к наследию кельтов и викингов. Правда, в более приземленном виде. Есть в ней и другие элементы, напоминающие об эльфийской работе, например деталь с белым деревом Гондора, выполненная достаточно тонко. Традиции народов, сходящих со сцены, переплавленные в горниле человеческой культуры, преемственность, уверенная основательность людей, их «универсализм» — все это дает нам контуры новой эпохи, отраженные в таком небольшом элементе реквизита.

Говорящий дизайн корон из “Хроник Нарнии”

Прекрасные короны с символическим подтекстом можно найти в экранизации «Хроник Нарнии» — в конце первого фильма четверка братьев и сестер коронована красивейшими венками. Создатели фильма раскрыли смысл, который они заложили в дизайн головных уборов. У Питера основательная корона с дубовыми листьями. Дуб — символ силы и мудрости. У Сьюзи диадема с нарциссами (красота и весна) и рябиновыми листьями (рябина — дерево лучников, из него изготавливают луки). Серебряная корона Эдмунда украшена березовыми листьями, ибо береза — символ защиты, обновления, перерождения. У Люси в тонком обруче лавровые листья (символ победителя и королевской крови) и цветки тысячелистника — указание на целительные силы, храбрость, любовь.

У злодея Мираза, равно как и у принца Каспиана из второй части «Хроник Нарнии» можно увидеть ажурную золотую корону, украшенную большими синими и зелеными камнями. Она чем-то напоминает корону датского короля Кристиана IV, хотя говорить о полной схожести не приходится. Возможно также сравнение с короной Изабеллы Кастильской — она даже больше подходит, учитывая средиземноморский и конкистадорский флёр в образе тельмаринов.

А вот концепт-арты к фильму демонстрируют более явные параллели с реальным миром. Например, на скрине снизу мы видим (слева направо): корона Людовика XVIII (или же корона Вюртемберга), венгерская корона Св.Иштвана с височными подвесками, широкий граненый венец Людовика Святого, иранские шахские короны Киани и Пехлеви, и румынская железная корона Кароля I (с добавлением большого лучистого элемента типа медальона).

Русские короны в Majesty: The Fantasy Kingdom Sim

Русские коронационные регалии редко цитируются где-либо, тем более необычно было заметить их пусть даже в эпизодическом виде в фэнтезийном сеттинге. В заставке для интерфейса в дополнении к игре Majesty: The Northern Expansion ясно читается знаменитая Шапка Мономаха. Действие игры перенесено на север, в холодные заснеженные земли, так что корона получила соответствующий окружению вид. Меховая оторочка и плотный купол шапки Мономаха подошли идеально, оставалось только подправить дизайн под реалии мира игры.

А вот в оригинальной Majesty: the Fantasy Kingdom Sim определить реальный прототип сложно — корона достаточно стандартна по своей форме (обруч и зубцы). Среди реальных корон можно подобрать относительный аналог — корону Маргариты Йоркской (супруги герцога Бургундского Карла Смелого).

Короны злой ведьмы из “Белоснежки и Охотника”

Злая королева-ведьма Равенна предстает перед нами в шипастой железной короне, сразу подсказывающей, кто здесь главный антагонист. Учитывая общую готичность киносказки, стоит признать, что корона прекрасно вписывается в окружение. Ее геометрические формы и тревожно-холодное синяние металла отлично сочетаются с символами смерти (такие как черепа и маленькие кости) в общем наряде злодейки, создают вокруг нее жесткий, ощетинившийся опасными острыми формами ореол. В целом, интересно заметить, что корона похожа на вершину башни Саурона и шпили Барад Дура из совсем другой истории.

В другом случае мы видим смягченный вариант образа злодейки, где корона вполне отвечает традиционному дизайну, с крупными полированными (не огранёнными) камнями по обручу и лучами в виде геральдических лилий. Как ближайший пример можно вспомнить корону польских королев (как на этом портрете королевы Ядвиги), либо корону Рудольфа II (Австрийской империи), только без дуги и митрообразных элементов в верхней части. Либо же корона Елизаветы Боснийской или же Святого Генриха.

Чудо-Женщина и ее диадема

Диадема Чудо-женщины выдержана в формах ар-деко. Конечно, в реальную эпоху ар-деко у женщин были популярны совсем другие дизайны. Лучше всего они показаны в «Великом Гэтсби» с его бриллиантовыми украшениями, столь популярными в ту эпоху, когда основным лейтмотивом была показная роскошь.

Однако давайте вспомним, что было характерно для направления ар-деко в целом. Здесь венец Чудо-женщины вполне отвечают стилю — жесткие линии, ступенчатость, мотив расходящихся лучей. Дизайн одновременно и современен, и обладает каким-то «древним» ощущением. Собственно, сам стиль ар-деко этим и ценен — своей специфической пограничностью, которую удобно использовать, что показать продвинутую, но очень древнюю цивилизацию.

Короны из «Звездной пыли»

В конце фильма главные герои примеряют изысканные аристократические венцы. Спиралевидные мотивы в коронах, вставшие на дыбы животные, патетический настрой композиции, перекликающийся с окружением (те же троны, на которых сидят герои), наконец избыточность декора и инкрустаций — все говорит о барочной стилистике. Звездная пыль имеет динамичный сюжет, а время действия — нечто среднее между средними веками, классическим временем для сказок, и Новым временем, что хронологически ближе расположенной за изгородью реальной Англии XIX века. В таком временном «пограничье» выбор барокко был вполне оправдан. Короны отвечают этой логике.

Короны не из золота. В разных сюжетах

Не все короны изготавливались из золота или покрывались им. Почему бы короне не быть железной? Помимо уже упомянутой короны Равенны, к железным царственным венцам безусловно относится и корона Мелькора-Моргота, главного антагониста Толкиновского «Сильмариллиона». Собственно, в этот венец и были вставлены знаменитые драгоценности, давшие название всей эпопее. Дальнейшая судьба короны незавидна — помимо того, что Берену удалось вырезать из нее кусок с одним из Сильмариллов, впоследствии, уже после падения Мелькора она была разбита и превращена в железный ошейник, соединённый с цепью Ангаинор, которыми и был скован Мелькор.

Есть венец и у некоронованного короля Севера из уже упомянутой «Игры Престолов». В сериале этого не показали, однако в книжной версии у Робба Старка имеется бронзовый венец с железными зубцами в виде мечей. Сам венец покрыт рунами. Корона эта очень похожа на ту корону, которую носили Короли Севера.

Тиары и диадемы из «Гарри Поттера»

Королей и королев в эпопее про мальчика-волшебника не наблюдается, однако знаковые головные уборы здесь имеются. Нет, речь вовсе не о распределительной шляпе. Есть во вселенной Роулинг воистину знаковые вещи. Например, диадема Кандиды Когтевран — это не просто исторический артефакт, принадлежавший одному из основателей Хогвартса, но по совместительству еще и один из крестражей Темного Лорда, сделанный им в Албании. Впоследствии диадема была уничтожена в Выручай-комнате.

Хотя диадема описана скупо, предположительно она связана с мотивом орла, являющегося также символом факультета Когтевран (да, на самом деле символ Когтевран/Рейвенкло — орел, не ворон). Распростертые крылья образуют дуги этой диадемы. Найти реальное соответствие непросто, здесь можно вспомнить лондонского ювелира Карло Джулиано, сделавшего в 1895г. тиару «Солнечный диск» с похожим мотивом крыльев. Птицу можно обнаружить и у уже упоминавшегося Рене Лалика, правда его «петушиная» диадема все же сильно отличается видом и конструкцией от того, что мы видим в кино.

Еще одно головное украшение, которое мы видим в фильме — тиара Муриэль, тетушки Молли Уизли. Флёр Делакур одела ее на свадьбу с Биллом Уизли. Асимметричное украшение сделано (гоблинами) с использованием лунных камней и бриллиантов. В фильме украшение напоминает дизайном викторианское кружево и выполнено в темных тонах, что несколько приглушает мерцание камней.

Отчасти положение украшения на голове напоминает русские кокошники, а вот асимметричным дизайном — интересную реальную диадему «Бриллиантовая пена» в виде морской волны, блестящими брызгами разбивающейся о берег. Она состоит из тонких бриллиантовых арок, в конце каждой из которых закреплены крупные бриллианты.

Франко-немецкий ювелир Лоренцо Баумер сделал это украшение для княгини Монако Шарлен специально к балу в честь ее венчания с князем Альбером, сыном Грейс Келли. «Алмазная пена» должна была отразить любовь Шарлен к воде — в прошлом она профессионально занималась плаванием. Тонкая тиара будто соткана из «волн» белого золота, украшенных на концах бриллиантами. Вес самого крупного из них составляет 8 карат, а в общей сложности украшение весит 60 карат. Интересно, что тиара разбирается на отдельные украшения: броши и плюмажи для волос.

Продолжение следует. Далее поговорим о поясах, кольцах, брошках и других украшениях.

Автор Альберт Габдуллин.

Минутка саморекламы

Вас влекут кино, игры и анимация? Хотите создавать ярких персонажей, необычные пропсы или волшебное окружение в 2D или 3D? Ждем вас!

В Smirnov School готовят концепт художников, левел артистов и 3D моделеров для игр и анимации. Наши преподаватели — все практикующие специалисты, уже успели поработать над такими проектами, как Divinity, Darksiders, Pathfinder, Remnant и т.д. Наши выпускники работают в CD Project Red, Sperasoft, Ubisoft, Room8Studio и на других крутых проектах.

Работы студентов

Отзывы выпускников можно прочитать тут. Мы их не редактируем!

Хотите тоже так уметь? Пишите нам прямо сейчас! Мы будем рады помочь и советом, и курсом. Не забудьте сказать, что пришли с DTF, и мы предоставим вам приятную скидку!

 

Источник

Читайте также