В честь выхода дополнения Necrom для The Elder Scrolls Online выведываем тайные знания древних свитков в эксклюзивном и весьма опасном интервью с самым образованным из даэдрических принцев.
Знания — сила, гласит известное выражение, максимально сильно подходящее для описания нашего сегодняшнего гостя. Встречайте — Хермеус Мора, даэдрический принц и живое олицетворение ужасов Лавкрафта из мира The Elder Scrolls.
— Здравствуйте, Хермеус!
— Здравствуй, смертный. Я рад, что ты решил поговорить со мной — это в новинку для меня, и опыт, судя по всему, будет впечатляющий!
— Прежде чем мы перейдём к основной части интервью, хотелось бы узнать, откуда произошло ваше имя и что оно значит?
— На этот вопрос сложно ответить даже мне — всесильному, всезнающему и всеобъемлющему покровителю Бумаги, Пера и Судьбы.
То имя, которое вы используете, всего лишь одно из многих сотен и тысяч. Атморанцы — выходцы из полярного континента Атмора, и их потомки, эти воинственные и порой весьма, кхм, банальные и скучные в своей ограниченности, норды, а также альтмеры и босмеры называли меня Херма-Мора, что есть «Лесной человек».
— А почему именно Лесной человек?
— Честно? Эта тайна — одна из немногих, что остаётся для меня закрытой за семью печатями. Самый логичный вариант: в те далекие тысячелетия, когда атморанцы мало чем отличались от диких зверей, их деревни зачастую располагались в лесах [«Мора» — «дерево», «лес» в переводе с эльфийского — прим. FunPay]. Ну, и не скрою, что те немногие, что пытались снять шоры с глаз и шли изучать окружающий мир, в какой-то момент попадали ко мне. Разумеется, по доброй воле, в поисках знания. [смеётся]
Что касается других народов, у кошечек-каджитов я Хермора, котёнок второго помёта Падомая [олицетворение Хаоса в мире The Elders Scrols, один из двух верхвных изначальных богов — прим. FunPay] — оригинальности им не занимать. А вообще, имена произошли от моей сущности: я храню и раскрываю все тайны бытия, и большинство имён отражает именно это: Демон Знаний, Садовод Людей, Князь Судьбы, Владыка Тайн, Хранитель запретного знания, Золотое Око, Ур-Даэдра, Цефалиарх Бездны, Старый Предшественник, Властитель Судеб, Провидец, Неизбежно Знающий, Повелитель знаний, Тот-Кто-Знает, Мистер Вселен… простите, перепутал с коллегой.
— Погодите, Садовод Людей? Серьёзно?
— Да, представляете, есть и такое имечко. Вероятно, связано с тем, что я храню людишек и представителей других разумных рас у себя в Апокрифе и ухаживаю за ними как садовод. Что может быть лучше, чем поутру вытащить своими щупальцами новые знания из мозга смертного.
— Как вы стали принцем Бездны и Знания?
— История этого события теряется в глубинах веков — как вы знаете, в начале начал существовал Ану [олицетворение Порядка в мире The Elders Scrols, один из двух верхвных изначальных богов — прим. FunPay] . Связь всего и ничего, воплощение порядка, света и всех прочих скучных вещей — и был Падомай, живой, вечнопеременный хаос. Что один, что второй не были врагами, но не были и друзьями — это инь и янь нашей вселенной, танец вечного и скоротечного, который трудно было направлять. Они хотели свободы — и начали делить себя на образы, части, аспекты.
Но и эти сущности оказались в клетке вечного танца Вселенной — они не могли выбраться из неё напрямую. Слишком большие, слишком сильные и неповоротливые, они приняли вполне логичное решение поделиться на ещё более мелкие фрагменты. Так возникли духи порядка, «анунианцы», и духи хаоса, «падомайцы». Конечно, я был в свите Падомая, как вы уже могли догадаться.
В итоге Лорхан и его собратья решили создать свой собственный мир. Я и мне подобные возразили против подобного — создание настоящего, физического и независимого от воли творцов мира требовало огромных ресурсов и сил. А ещё эти псевдо-божества должны были отдать часть себя, принести в жертву осколок своей «души», если можно так выразиться.
Мы создали низшие планы, Обливион, где наши вотчины — прямые продолжения наших тел и разумов. А боги-анунианцы создали Нирн.
— Что главное для вас в жизни?
— Как я уже неоднократно говорил — это знания и поиск их. Новейший рецепт сладкого рулета, массовое заклинание, вызывающие смертельный паралич у сотен и тысяч смертных — всё интересует меня в равной степени. Любое знание для меня важнее всего во всех мирах и планах.
— Можете рассказать, какие секреты вы храните в своей библиотеке? И как выглядит ваш личный план?
— К сожалению, я вынужден отклонить первый вопрос — вы же не будет спрашивать у стражника, когда ему стрела пробила колено, или сколько жён у каджита? Это немного нетактично и неэтично, как мне кажется. Если вам интересно — могу пригласить, но вы вполне можете остаться в Апокрифе навсегда. По доброй воле.
А насчёт моего родного дома я с удовольствием отвечу. Представьте себе безмерно широкий, бесконечно длинный и невероятно глубокий ядовитый океан. То тут, то там мелькают чёрные мои щупальца, снуют призраки и люркеры сквозь острова, буквально созданные из книг, чьи обложки одинаково черны.
— А кто такие призраки-искатели и люркеры?
— Те, кто приходят в мои библиотеки, нередко не могут найти нужный им фолиант. Ищут, бродят, рыщут словно заправские гончие — и постепенно их «смертное» начало выветривается из души, они приобретают облик хранителей знаний Апокрифа, каталогизаторов моих книг, призраков. Ещё один вариант превращения — контракт с великим и всезнающим Хермеусом Морой. С тебя — душа и тело, с меня — вечный доступ к тысячам тысяч книг.
А люркеры — не более чем стража моих сокровищниц. Упрямые и верные до фанатизма рыболюди.
— Может, поведаете о своём самом известном артефакте?
— Я бы сказал, что их два — это так называемые Чёрные книги и физическое вместилище знаний всех миров, живое воплощение моих Библиотек — Огма Инфиниум. Первые храняться в Апокрифе и представляют собой буквально чёрные фолианты без опознавательных знаков и названий — приятная мелочь, что сводит людей с ума. Они ищут что-то конкретное, но в конечном итоге либо теряются среди миллионов Чёрных Книг, либо в определённый момент запретные знания сводят их с ума.
А Огма Инфиниум — самый любимый даэдрический томик в моей коллекции. Написанный Зарксом или Ксарксом, величайшим поборником знаний у альдмеров, он переплетён в стильную обложку из кожи разных рас Тамриэля — даже двемеры удостоились этой чести! Книга раскрывает избраннику моей воли один любой секрет мироздания — а потом исчезает, бум [показывает взрыв щупальцами], возвращаясь в моё царство.
— А как его получить?
— Смертные могут получить Огма Инфиниум, выполнив для меня задание. Обычно я требую от них собрать какие-то редкие или запретные знания, которые меня интересуют, меняя их на уже известные и скучные. Дайте вспомнить.
Например, где-то в 4-й эре я дал Огма Инфиниум Довакину, который помог моему последователю Септимусу Сигнусу открыть двемерский ларец. Для этого Довакину пришлось прочитать Старинный Свиток, собрать кровь разных эльфийских рас (за этим было очень весело наблюдать) и принести её Септимусу.
А когда ларец был открыт, я убил Септимуса и предложил Довакину стать моим новым последователем — уже тогда я имел определённые виды на этого поборника чести и доблести.
А во времена бунтов Мерунеса Дагона (в вашем мире их почему-то назвали компьютерной игрой Oblivion) я заключал сделку с главным героем этих событий, попросив принести по душе каждой из разумных рас.
— Как вы относитесь к другим даэдрическим принцам?
— Между всеми нами всегда существует некая недосказанность, холодность — но лично я обычно нахожусь в стороне от склок противоборствующих даэдра. Мой путь — поиск знаний, а не борьба за влияние или Нирн. Этому помогает и соглашение, которое заставило всех небожителей отказаться от прямых притязаний на смертные души. Мы вольны лишь незначительно двигать пешки по шахматной доске судьбы.
Дайте вспомнить, да — это произошло в 2920 году Первой Эры, когда засранец Молаг Бол снова сошёл с цепи и разрушил целый город. Мой старый знакомый Сота Сил собрал всех нас в Хладной гавани и решил предложить кое-что, чтобы мы больше не лезли в Нирн напрямую. Дары, кхм, были весьма ценны, и я уважаю договор с Силом.
— Дары?
— Я предпочту не называть, что входило в сделку. Сами понимаете, конфиденциальные данные!
А вообще, я отношусь к другим собратьям по-разному. Некоторых из них я уважаю, некоторых презираю, иных игнорирую: ту же Азуру я обожаю и не понимаю одновременно — великий знаток судьбы, она слишком уж добра и наивна. Можно отдельно сказать и о старине Шеогорате — с этим непредсказуемым болваном я не хочу иметь дел никогда.
— Как вы влияете на жителей Нирна?
— Я делаю это очень по-разному в зависимости от их желания познать мир и моих личных целей. Как я уже говорил, я могу дать им доступ к моему Апокрифу, где они могут найти все запретные знания, но за это потребовать их службы или жертвы.
Впрочем, иногда я могу вмешиваться в судьбу Нирна, если это соответствует моим интересам. Например, когда я помог Довакину победить Мирака. Но чаще я наблюдаю за жителями Нирна издалека, собирая знания для своей бесконечной библиотеки.
Вся эта смертная мельтешня немного не для меня.
— А что можете сказать про служителей и то, какие существуют культы в вашу честь? Смертные расы же стопроцентно ищут у вас поддержки.
— Действительно, моей поддержки ищут те, кто жаждет знаний, или те, кто хочет изменить свою судьбу. Они обращаются ко мне через Чёрные Книги или ритуалы в мой «день вызова» — пятое число месяца Первого зерна.
А по поводу культов… Культы в мою честь — это группы людей или нелюдей, которые поклоняются мне как принцу знания и судьбы. Они обычно ищут запретные или тайные знания, которые, как им думается, я могу дать. Ох уж эти смертные! Верят, что я могу повлиять на их судьбу или дать им особые способности просто так.
Конечно, эти сборища различны в разных регионах и культурах, но все они связаны со мной — и у них, и у меня общая цель: узнать больше. Некоторые из этих культов имеют древнюю историю и традиции, а некоторые возникли совсем недавно. Отношение к моей дражайшей особе также различно: кто-то испытывает величайшее почтение, а кто-то словно бы стыдится и скрывается от глаз на небесах и на земле.
Думаю, смертность — признак недалёкого ума. Представляете, объединённые общей целью, они частенько враждуют! И более того, часть из них пытается использовать меня для своих целей! Меня, принца судьбы и знаний.
— Назовёте навскидку самый интересный такой культ?
— Ну, например, Первоискатели. Они были основаны в 1-й эре высшим жрецом Улускантом, который был буквально одержим мной и моими тайнами. Собрав группу последователей в айлейдском городе Бисненсель, Улускант с сообщниками сверг короля Лалориарана Динара, который правил городом, и посвятил местный алтарь мне. Было весьма приятно.
Первоискатели продолжали служить мне в течение нескольких эр — по моему зову они защищали мои знания от Дождевых Учеников или Адептов Дождя, культа, который поклонялся нереиде Лорелии,пытавшейся использовать запретные библиотеки для своих целей. Причина её глупости была проста — родное озеро высыхало и она пыталась создать Водный Камень, способный воспроизводить, что логично, воду. Первоискатели были неплохими ребятами, да… Верили, что я являюсь единственным истинным источником всех знаний и судьбы.
— Ранее вы упоминали про Мирака, а какие у вас отношения с ним? И кто это вообще?
— Можно сказать, что они досрочно прекращены. [смеётся]
Мирак, как, впрочем, и Довакин — драконорождённый [существо с телом смертного и душой дракона — прим. FunPay]. В их распоряжении величайшая сила — Голос, или Ту’ум, что хранит в себе слова древнего и мощного языка. Обладая этим навыком, вы с лёгкостью откините великана на пару километров, просто шикнув на него. Разнообразие фраз и ситуаций для их использования просто умопорчает!
Мирак был одним из первых драконорожденных в истории, живших в Меретической эре — и первым из них, кто повернулся против хозяев-драконов. Разумеется, успех его бунта был предрешён — ведь я помог ему, научив крику «Подчинение воли».
Бывший драконий жрец организовал охоту на дракончиков, и много кто из его собратьев пал от руки предателя, пока не появился Валок, герой местных жителей, свергнувший самозванца-властителя Солстехейма при помощи одного из Древних Свитков. Я в каком-то роде спас Мирака, перенеся в Апокриф, но предатель один раз — предатель на всю жизнь. Коварный мерзавец решил поднять руку и на меня, а потому мне не было нужды больше прикрывать его пятую точку. Очень уж он мне надоел.
Я заручился поддержкой Довакина, дав ему всё тот же крик «Подчинение воли». Мирак был весьма недоволен таким исходом, особенно после того, как моё щупальце пробило его гнилую грудную клетку — а я вот вполне, ведь по пути приблизил сильнейшего смертного четвертой эры к себе и раскрыл мучавший меня много веков секрет скалов.
И даже не просите меня раскрыть его вам — это знание только моё.
— Какие игры вы бы порекомендовали прочитать тем, кто хочет узнать больше о вас и вашей биографии?
— Первое моё полноценное появление произошло в The Elder Scrolls III: Morrowind. К сожалению, как и в Oblivion, я там очень мало появляюсь (всё никак не сойдёмся графиками с разработчиками). Но хоть что-то.
В Skyrim мне уделено куда больше времени — помимо истории двемеров и Септимуса, о которых мы говорили ранее, вы можете открыть для себя дополнение Dragonborn и узнать историю падения Мирака. Экскурсию по Апокрифу я вам обещаю!
Ну и как можно оставить без внимания The Elder Scrolls Online, где буквально недавно вышло целое DLC, посвященное мне любимому? В Journey to Necrom добавили полуострова Телванни и Апокрифы, двух новых спутников, новое испытание для 12 игроков. А ещё вы сможете сразиться с теми, кто угрожает самым опасным секретам моего любимого Апокрифа!
— Большое спасибо за интервью! Надеюсь, в конечном итоге вы узнаете всё, что вам нужно!
—Пожалуйста! Я рад, что вы проявили интерес ко мне и надеюсь, что вы также узнали что-то новое и полезное. Главное, не забудете о нашей сделке и служите мне верой и правдой.
— Погодите, что?…
Текст написал cr01100001ig для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать😉 Подписывайтесь в VK и Telegram!