Что, если? Фильм «Гладиатор» снял бы другой режиссёр

Что, если? Фильм «Гладиатор» снял бы другой режиссёр

«Гладиатор» с Расселом Кроу в главной роли стал культовым фильмом и перевернул страницу в истории пеплумов. А как бы выглядело это кино, если бы его снял не Ридли Скотт, а например, режиссёр «Они сражались за Родину» Бондарчук-старший? Или мастер кровавых сцен Тарантино? А каким предстал бы на суд зрителя «Гладиатор», снятый в Болливуде?

Наше, отечественное

Андрей Тарковский

Марк Аврелий во дворце вслух размышляет о чём-то умном — раб записывает за ним. Затем император едет в поход. В дороге, а также в палатке перед сражением диктует секретарю свои мысли. Само сражение в фильме не показано.

После битвы император бродит по полю, где римские воины добивают тяжелораненых германцев, а также безнадёжных легионеров, и рассуждает о тщете бытия.

Бондарчук-старший

Сергей Бондарчук снял эпическую битву с большой массовкой.

Для этого он привлёк несколько дивизий. Фабрики выпустили десятки тысяч бутафорских лорик (доспехов) и скутумов (щитов). И всё было как тогда: римские легионы совершали марши, месили грязь и сталкивались в схватках с клиньями германцев. Передвижением масс актёров руководили боевые офицеры.

Научный консультант потом написал диссертацию об управлении армией в бою без современных средств связи. Её засекретили и отправили в спецхран.

Фильм окупился только потому, что в кинотеатры на его просмотр организованно водили школьников. После выхода ленты Бондарчука пригласил к себе Голливуд.

Голливуд

Стивен Спилберг

Спилберг тоже снял эпическую битву, но вместо массовки использовал компьютер, который позволил убедительно нарисовать легионы — от настоящих не отличишь.

Сюжетной линией становится поиск и спасение небольшого римского отряда, который потерялся в германских лесах. К нему на помощь отправился легион, который понёс большие потери в схватках с германцами. В ходе спасательной операции погибло больше римских воинов, чем было в потерявшемся отряде.

Фильм отбился в прокате и получил несколько «Оскаров».

Мел Гибсон

Орды варваров вторгаются в империю и начинают грабить, убивать, насиловать. Их жертвами становится семья христианина, мирно жившего в Паннонии. Тогда он вступает в ряды римской армии — и храбро сражается с маркоманами и квадами. Рим побеждает…

После войны этого христианина бросают на арену, ко львам… Но он спасается.

Мораль красной нитью проходит через весь фильм.

Фирменная фишка Гибсона в том, что римские воины в фильме говорят на латыни, а маркоманы на древнегерманском.

После выхода картины историки заметят, что это средневековая латынь, то есть в римской армии II века н. э. говорили не так. Кроме того, эти германцы должны были говорить не на готском, а на другом диалекте. И вообще — варвары изображены недостоверно. В ответ Гибсон обвинит режиссёрскую мафию Голливуда в заговоре против него и кинематографа в целом.

Вспыхнувшие в СМИ битвы затмили фильм.

Филипп Кадельбах

Логично, что должен быть взгляд и с другой стороны. Например, такой фильм мог снять Филипп Кадельбах.

Спокойная жизнь в германской деревне. Жители занимаются сельским хозяйством, пасут скот, варят пиво, охотятся на зубров и оленей. Разворачивается роман лучшего охотника и местной красавицы….

Тут приходят злые римские завоеватели и всю эту пастораль рушат… Идёт война с захватчиками, много жертв с обеих сторон. Несколько германцев попадают в плен — кто-то работает на рудниках, а охотник становится гладиатором.

После войны выжившие германцы собираются и пируют — вспоминают довоенную жизнь и погибших. Вместе с ними за столом сидит и тот самый охотник. Он получил свободу и вернулся на родину. Ещё одного пленного германца из этой деревни обменяли на захваченного легионера.

Братья Коэны

Братья создали бы «чёрную комедию». Например, о том, как снимали фильм. Проблемы финансирования проекта, кастинга актёров, переписывания сценария под звёзд…

В итоге от первоначального замысла мало что остаётся.

Батальные сцены сокращают в пользу постельных. Они не менее зрелищны, но дешевле.

Роман на киноплощадке приводит к ссоре актёров, боровшихся за внимание кинозвезды. Научный консультант требует убрать стремена, так как во II веке их ещё не было. Как следствие, главный герой падает с лошади — съёмки приостанавливаются.

Через два месяца выясняется, что он не сможет продолжать. И вообще, ему предложили роль в другом фильме, где не нужно скакать на этой кобыле без этих fucking stirrups. И он великий драматический актёр, а не тупой ковбой. Приходится искать нового актёра на главную роль и переснимать всё заново.

Консультант протестует против чернокожего древнеримского сенатора, его клеймят как расиста и увольняют.

Требуется перемонтировать сцены в другом порядке. Режиссёр недоволен этим. Надев пурпурный плащ и водрузив лавровый венок, он ставит ультиматум: Aut Caesar, aut nihil! (лат. «Или Цезарь, или ничто»).

Чтобы прийти в себя, исполнительный директор, завернувшись в простыню, пьёт виски со льдом и читает Марка Аврелия. В общем, обычная жизнь Голливуда.

Дэвид Линч

Фильм Дэвида Линча состоит из двух частей. В одной из них главный герой — римский полководец, который воюет с германскими варварами. Во второй части фильма он — гладиатор, который сражается на арене против них же.

Зрителю предстоит разобраться, где здесь реальность, а где сон главного героя.

Фильм был показан на Венецианском фестивале и получил «Золотого льва».

Культовый режиссёр умеет удивлять, поэтому тут есть варианты. Например, «Гладиатор» в стиле вестерн. Нет, не спагетти-вестерн, а какой-то иной, принципиально новый.

Место действия — Декуматские поля на правом берегу Рейна, прикрытые лимесом и сетью кастеллумов (фортов). Германские банды вторгаются на римскую территорию… Отставной гладиатор приезжает в кастеллум. Он помогает отбивать набеги варваров, которые угоняют скот у колонистов.

Небольшой отряд германцев захватывает форт, который защищают несколько римлян.

Следует большая и красивая резня с наматыванием кишок на пилумы (метательные копья). И с прибиванием к деревьям черепов убитых врагов.

Хронология событий нарушена, во флешбэках раскрываются биографии героев.

Обязательно камео с Расселом Кроу.

Дэвид Линч

Культовый режиссёр умеет удивлять, поэтому тут есть варианты. Например, «Гладиатор» в стиле вестерн. Нет, не спагетти-вестерн, а какой-то иной, принципиально новый.

Место действия — Декуматские поля на правом берегу Рейна, прикрытые лимесом и сетью кастеллумов (фортов). Германские банды вторгаются на римскую территорию… Отставной гладиатор приезжает в кастеллум. Он помогает отбивать набеги варваров, которые угоняют скот у колонистов.

Небольшой отряд германцев захватывает форт, который защищают несколько римлян.

Следует большая и красивая резня с наматыванием кишок на пилумы (метательные копья). И с прибиванием к деревьям черепов убитых врагов.

Хронология событий нарушена, во флешбэках раскрываются биографии героев.

Обязательно камео с Расселом Кроу.

Мне кажется, «Гладиатор» в исполнении раннего Тарантино мог бы выглядеть, скажем, вот так: Максимус входит в маленький лупанарий, из которого доносятся дикие вопли. По дороге он видит стену, увешанную оружием. Попробовав гладиус, пилум и скрамасакс, берёт здоровенный друидский серп. Внутри сенатор Гракх и дюжий карфагенянин намазывают оливковым маслом вырывающегося Коммода. Максимус срубает карфагенянину голову, сенатор отпрыгивает в угол. Максимус: «Ты в порядке?» Коммод, уже подобравший пращу: «Нет, какое тут, к Аиду, в порядке». Максимус: «И что теперь?» — «Теперь? Я скажу тебе, что теперь. Теперь я приглашу двух пышнопоножных спартанских парней, любителей криптий, и они прямо тут устроят ему посвящение в жрицы Астарты». Спустя пару минут Максимус и симпатичная рабыня громоздятся на мула. «Чей это ослик, господин? — Это мул, детка. — Чей это мул? — Сенатора Гракха. — А кто такой сенатор Гракх? — Сенатор мёртв, детка. Сенатор мёртв».

Зак Снайдер

Римская армия ведёт тяжёлую войну с германцами. Но вот к императору приводят колдуна, у которого есть свои обиды на маркоманов.

Колдун проводит какой-то обряд.

Римские воины, погибшие в Тевтобургском лесу, встают из могил. Они становятся плечом к плечу с воинами Марка Аврелия — и разбивают германцев.

Император рассуждает о тщете бытия.

Пленные германцы сражаются на арене Колизея…

Кристофер Нолан

Он подошёл максимально точно. Пригласил в научные консультанты историков. Доспехи-лорики и калиги (солдатская обувь римлян) легионеров точно соответствовали римскому снаряжению из работ Коннолли и Бишопа. А боевые сцены ставили мастера-реконы из клубов, которые занимаются эпохой принципата.

Впрочем, историки обратили внимание на то, что Нолан некритически подошёл к описанию войны древнеримскими авторами. И, показав её отдельные сцены, не охватил всю картину и не раскрыл причины конфликта цивилизаций.

Индийский режиссёр

Римский воин Шиам, сражаясь с маркоманами, берёт одного германского воина в плен. И неожиданно узнаёт в нём своего брата-близнеца, которого ребёнком похитили германцы и, приняв в своё племя, воспитали как воина.

Пленённый оказывается на арене Колизея. Тогда его брат, бывший легионер, тоже идёт в гладиаторы, чтобы помочь тому спастись. Вместе на арене они дерутся со львами. Римский сенатор смотрит на двух гладиаторов-близнецов и узнаёт в них своих незаконнорожденных детей, которых он потерял много лет назад.

Играет музыка. Все — легионеры и гладиаторы, цирковые слоны и львы — танцуют и поют…

 

Источник

Читайте также