Что делать, если правительство бросило, а единственный выход — убийство? Мысли о сериале «Пять дней после катастрофы»

Реальные события, случившиеся в США в 2005-м, жутко отзываются здесь и сейчас.

Власти, бросающие на произвол судьбы простых людей, врачи, убивающие пациентов из жалости, природная катастрофа, уносящая жизни. И просто ощущение полной беспомощности и безвыходности.

Это даже не совсем описание сериала «Пять дней после катастрофы», последняя серия которого вышла 16 сентября на Apple TV+. Это описание реальных событий, которые легли в основу сюжета. В русскоязычной прессе тоже писали о трагедии, произошедшей в больнице «Мемориал» в Новом Орлеане. Но всё же чаще ограничивались общими словами о катастрофических последствиях урагана «Катрина».

Возможно, поэтому и сериал «Пять дней после катастрофы» (на самом деле «Пять дней в «„Мемориал“») у нас обсуждают довольно мало. А вот в США эту историю пытались перенести на экраны уже давно. В 2009 году журналистка Шери Финк получила Пулитцеровскую премию за статью о мрачных событиях.

А в 2013 году она выпустила нон-фикшен книгу «Пять дней после катастрофы», права на экранизацию которой вскоре выкупил десятикратный номинант на «Оскар» продюсер Скотт Рудин. Затем о желании пересказать истории говорил Райан Мёрфи, как раз запустивший антологию «Американская история преступлений».

Но в итоге сериал снял сервис Apple TV+ под руководством Джона Ридли (лауреат «Оскара» за «12 лет рабства») и Карлтона Кьюза (соавтор «Остаться в живых»).

И получился он таким, что даже не хочется его подробно разбирать и писать полноценный обзор. Лучше я просто поделюсь эмоциями от просмотра. Потому что он очень страшный.

Но сначала вводная информация.

Что же произошло в больнице «Мемориал»

29 августа 2005 года на Новый Орлеан обрушился сильнейший ураган «Катрина». В это время в больнице находились пациенты, врачи и множество людей, которые просто укрывались от стихии. Первую ночь, когда бушевали самые сильные порывы ветра, они пережили относительно спокойно: старое здание выстояло.

Но на следующий день выяснилось, что в нескольких местах прорвало плотину и город затапливает. В больнице отключились генераторы, начала расти температура. Но главное: оказалось, что у руководства нет инструкций по эвакуации во время наводнения. Правительство пообещало вывезти всех пациентов и работников, но присылало помощь с запозданием и в недостаточном количестве.

К тому же, тяжело больных пациентов было практически невозможно доставлять на вертолётную площадку: их по полчаса тащили по коридорам и лестницам. И так продолжалось пять дней. Пять дней люди были буквально брошены на произвол судьбы. У врачей не оставалось ни средств ни сил, чтобы ухаживать за больными.

Когда стало понятно, что всех спасти невозможно, перед работниками встал выбор: кому помогать в первую очередь. С одной стороны, более здоровые пациенты имели больше шансов выбраться сами и дождаться помощи. С другой, тех, кто был при смерти или кому требовался постоянный уход, вывозить намного дольше и сложнее, а в итоге они всё равно могли не выжить.

В итоге врачи вводили самым тяжёлым пациентам смертельные дозы лекарства, чтобы облегчить их уход. Или, по сути, просто убили их.

После всех этих событий началось расследование: в больнице обнаружили 45 тел, провели анализы и нашли признаки интоксикации.

О дальнейшем лучше не рассказывать. Конечно, всю эту информацию можно считать спойлером. Но это известные и не очень давние события. А ещё важнее, что в сериале важны не сами факты, а характеры и эмоции.

Зачем же смотреть, если и так всё известно

А чтобы ощутить это. И испугаться. И понять, что такие события слишком реальны и понятны.

«Пять дней после катастрофы» позволяет понаблюдать за происходящим с нескольких точек зрения. Среди главных героев одна из врачей, работники, руководящие эвакуацией, сотрудник компании Tenet, которой принадлежит больница, сиделка из дома престарелых, который находится на одном из этажей здания, но формально относится к другой структуре. Словом, множество совершенно разных людей.

Каждый из них работает на своём месте, каждый старается делать свою работу хорошо. А потом наступает момент, когда ни один из них не знает, что делать. И ровно с этого момента в сериале вообще теряется разделение на положительных и отрицательных героев.

Есть, конечно, пара опереточных злодеев. Но на самом деле жёсткая критика здесь только в сторону властей. И эта часть больше всего бьёт по нервам: грубое напоминание, что в сложной ситуации люди всегда сами по себе. С экранов и по радио будут говорить о «необходимых и достаточных мерах», президент облетит окрестности (из-за чего остановят эвакуацию), а дальше… спасайте себя сами.

Второй удар — поступки героев. Потому что с определённого момента уже нет добра и зла. Каждое их действие, которое поможет одним людям — навредит другим.

Руководство больницы всеми силами хочет спасти своих пациентов, но из-за этого задвигает на второй план обитателей дома престарелых. Охрана не пускает на территорию людей, нуждающихся в помощи. Да потому что и тех, кто уже внутри, не вывезти. Врач требует не отключать кардиомонитор, заботясь о больном, но тратит ценную электроэнергию. Доходит даже до дележа воды между отделами и этажами.

Жестокая кульминация не берётся из ниоткуда. «Пять дней после катастрофы» как раз о том, как в жестоких условиях приходится выбирать между страшным и ужасным. Как попытка сохранить человеческий облик может привести к трагедии, а жестокие поступки спасают жизни.

И регулярные вставки документальных кадров лишний раз напоминают: это не художественная выдумка, которую можно обвинить в неправдоподобности. Это то, что случилось с реальными обычными людьми. Всего за пять дней.

Внезапный поворот

Каждый эпизод сериала рассказывает об одном дне. Вот только серий восемь, а не пять. Всё дело в том, что к финалу «Пять дней после катастрофы» меняет жанр. Из трагедии о катастрофе он превращается в детектив.

Если точнее, с первой же серии отрывочно показывают более поздние события с расследованием смертей пациентов, а последние три эпизода уже полностью посвящены этому.

Но не нужно думать, что это делает сериал скучным или просто растягивает хронометраж. Потому что и обвинения, и то, как люди сами вспоминают произошедшие события — не менее важна и неоднозначная часть истории.

Здесь главный вопрос (для зрителя, а не детективов) не в том, были ли сами убийства. А в том, можно ли это ставить в вину участникам событий. И некоторые диалоги меняют отношение к произошедшему буквально на противоположное. И важно не только то, что уже произошло, но и то, что может случиться в будущем, и то, как новые врачи будут работать с пациентами после этого расследования.

При большом желании я мог бы легко поругать «Пять дней после катастрофы». Некоторые линии здесь поданы слишком уж «в лоб», отдельные персонажи почти не нужны, а одни и те же ходы иногда утомляют.

Но об этом можно думать только при полном отсутствии эмпатии к экранным героям (которые, напомню, основаны на реальных людях). Мысли и вопросы, которые возникают во время просмотра, с лихвой окупают все немногочисленные недостатки сериала.

От этой истории очень страшно. «Пять дней после катастрофы» чётко напоминает, что в сложной ситуации чаще всего неоткуда ждать спасения. Что иногда человек сталкивается с самым жестоким выбором, к которому невозможно подготовиться. И в итоге в голове только одна мысль: «Только бы никогда не пришлось делать такой выбор».

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

#пятьднейпослекатастрофы #обзоры #appletv.

 

Источник

Читайте также