Чикатило — из маньяка в суперзвёзды

3 марта, в тот день, когда на свободу вышел скопинский маньяк Виктор Мохов после 16 с половиной лет тюремного заключения и произвёл фурор в обществе, на всех экранах страны транслировалась первая серия творения Сарика Андреасяна про каннибала и серийного убийцу из УСССР – Андрея Романыча Чикатило.

На сегодняшний день вышло уже восемь эпизодов нашумевшей картины. Ещё до премьеры многосерийного фильма зрители то и дело недоумевали и задавались вопросами – стоит ли вообще снимать о нём? О чём будет это произведение? Какую главную мысль донесёт сериал? Не станет ли он попыткой оправдать злодеяния преступника и, самое главное, не вызовет ли показ картины про Чикатило волну подражания среди подростков и душевнобольных?

Их опасения весьма понятны: память о тех событиях 1980-90-х годов и 53 жертвах, большинство из которых – дети, ещё жива и до сих пор заставляет содрогаться от ужаса, фамилия преступника же стала нарицательной, а сама тема – весьма щепетильна.

Так, в своё время, когда имя душегуба прогремело на весь мир, у Чикатило нашлось множество последователей в лице других серийных убийц – Владимира Муханкина, убившего восемь женщин и отбывающего пожизненный срок, Романа Бурцева, убившего пять детей и даже Александра Пичушкина, матёрого волка из Битцевского лесопарка, убившего молотком и иными предметами и сбросившим в колодец тела около 60 человек.

Также, как и Чикатило, он явился в суд в рубашке в клеточку в тот день, когда его поймали, признался следствию, что нашёл заметку о Ростовском душегубе и начал подражать ему, однако спустя годы лично опроверг какое-либо сходство с ним в интервью 2017 года:

– “Чикатило – это Чикатило, я – это я, – с явным презрением заявил преступник. – Я не состязался с ним, ничего такого. Чикатило – это сексуальный маньяк, людоед. Он жрал, рвал, что-то кидал да раскидывал. У меня же чисто сто пятая (статья УК РФ, прим.ред.), то бишь убийство. Мы разные – он всё делал на сексуальной подоплёке, я – по другим мотивам. Нас нельзя сравнивать. Если в чем мы и схожи, так в количестве (жертв, прим.ред.), да и то я перешёл его...

До недавних пор о маньяке, который за всю свою сознательную жизнь за свои преступления получил кучу разных прозвищ – от Ростовского Потрошителя до Красного Зверя в пределах Российской Федерации снимали исключительно документальное кино (“Криминальная Россия“. Выпуск – “По следу Сатаны“):

Все художественные фильмы, о которых я вам поведаю чуть позже, выходили в свет лишь за рубежом. Но с самого начала сериал Сарика Андреасяна, который и так имел плохую репутацию, зрители раскритиковали в пух и прах: глупые диалоги, неестественные персонажи, неуместная любовная линия между двумя следователями, которым поручили раскрыть преступления известного маньяка…

Но больше всего их покоробило то, что главную роль сыграл не кто иной, как Дмитрий Нагиев, известный в образе Физрука и иных брутальных персонажей. Создатели сериала долго держали интригу, прикрывая лицо сидящего в вагоне Чикатило темной пеленой и проговорились лишь за несколько дней до премьеры…

Актёр, исполняющий главную роль, по словам одних, совсем не подходил к ней. Другие и вовсе узрели в нём сходство с Малкольмом Макдауэллом из фильма “Эвиленко” 2004 года, третьи замечали, что Нагиев, изображая Чикатило, на протяжении всей картины корчил рожи… Недоволен игрой Нагиева оказался и следователь Амурхан Яндиев, который вёл дело Чикатило в прошлом.

Общество до сих пор в шоке от того, как реальные преступники становятся частью масс-медиа. Не так давно на экраны вышел детективный сериал «Хороший человек» режиссёра Константина Богомолова, затрагивающий тяжелые преступления бывшего милиционера из Ангарска – Михаила Попкова, совершившего около 90 убийств, в двух из которых серийный убийца признался в прошлом году, когда его этапировали в Торбеевский Централ.

Известно, что съемочная группа незадолго до выхода фильма лично встречалась с преступником и следователем, который вёл его дело. Причём сам Богомолов утверждал, что «история реального маньяка была в изначальном сценарии, но при подготовке к съёмкам была значительно изменена». Второй, менее известный сериал про Попкова – «Тень за спиной» вышел в 2019 году.

Интервью скандальной телеведущей Ксении Собчак со скопинским маньяком Виктором Моховым, который почти четыре года удерживал взаперти двух девушек в погребе своего гаража, также вызвало общественный резонанс в СМИ.

Людей смутило не только то, что Виктор после освобождения стал чуть ли не медийной личностью, в красках и с пикантными подробностями описывал интимную связь с девушками, а Ксения Анатольевна задавала ему весьма бестактные вопросы, использовала тюремный жаргон в своём лексиконе, но и то, что, расчищая снег у себя во дворе, Виктор заявил, что ему вновь нужно было “заняться” одной из своих жертв – Леной Самохиной, которая в плену дважды родила от него детей, но в день освобождения у девушки случился выкидыш.

Были ли его слова шуткой или реальной угрозой, неизвестно до сих пор. Вторая жертва Мохова – Катя Мартынова – после данного интервью обратилась в суд, который дал ей госзащиту, а самого маньяка обязал отмечаться не дважды, а четыре раза в месяц.

Ксению Собчак же обвинили в пошлости, неуместной спекуляции на подробностях сексуального насилия и создании рекламы преступнику. Также телеведущая опровергла информацию о том, что она якобы оплатила мебель в его доме и заплатила самому Мохову 50 тысяч рублей за участие в её шоу.

А теперь и сериал Сарика Андреасяна про серийного убийцу Чикатило набирает обороты и получает в основном негативную реакцию общества. Так, дочь психиатра Александра Бухановского, который составил психологический портрет преступника, – Ольга Александровна – назвала творение Андреасяна “кино для дебилов, у которых эмоциональный отклик может возникнуть только на мучительную насильственную смерть” и подчеркнула, что создатели сериала преследуют исключительно коммерческую выгоду и неправильно подают реальные события в отличие от документалок Каневского.

– “Некто, комментируя интервью Собчак со скопинским маньяком, сказал: «Ну Леонид Каневский в программе «Следствие вели» рассказывает ведь про маньяков, и ничего!». Но нет, Каневский не говорит о маньяках, в его фильмах подчеркивается значимость фигур следователей.

Преступник идет второй линией, а первой – как на преступление реагируют следователи, как они работают, какие версии отрабатываются, как проверяются, как они приходят к тому, кто же на самом деле преступник, как они его ловят. Это и надо показывать: на любое действие найдется противодействие, зло будет всегда наказано, пусть через год, 20 лет.

Вот что важно. Каневский обязательно рассказывает о том, как тяжело семье, близким жертв маньяков, это нужно показывать. Когда Каневский говорит о жертвах и показывает трупы, то раны всегда замазаны, а в сериале «Чикатило» мы видим натуралистичные сцены обнаружения трупов”, – отметила психиатр в интервью.

И со словами психиатра нетрудно согласиться, так как многие пытались в картине Андреасяна отыскать хоть какой-то смысл или предостережение от подобных вещей. Но нет. Мало того, что сотрудники правоохранительных органов выставлены в неприглядном свете, ничего не хотят слушать и доказывать, так ещё и сцены насилия и изображения изувеченных трупов жертв выглядят слишком натуралистично.

Обвиняли создателей и, судя по названию картины, в героизации и излишней романтизации преступника. Мол, он ничего великого и хорошего в жизни не совершил, ничего не изобрёл, не достиг и не постиг. Кроме того, родственникам жертв Чикатило, которым становилось плохо в зале суда, как заметила психиатр, придётся заново пройти через горечь невосполнимой утраты и они от переживаний могут сойти с ума.

Другое дело, если бы сняли детективную историю в духе Агаты Кристи или Шерлока Холмса, где преступник был бы полностью вымышленный а-ля Фредди Крюгер, не имел за собой реального прототипа.Таким образом, из истории маньяка искусство получиться не может.

Но есть и свои плюсы, но немногочисленные – детальный показ бытовых сцен – торгующие семечками старушки пересыпают их в стаканчики, дух советского времени чувствуется в одежде, магазине, домах, быте советской милиции и т.д.

Помимо нашумевшего сериала существует несколько других художественных фильмов, связанных с историей преступлений Чикатило. Причем два из них прямо повествуют о его злодеяниях, а другие созданы по мотивам. Давайте вспомним эти все картины.

1. Гражданин Икс (Citizen X), США-Венгрия, 1995 год

Фильм был снят по книге Роберта Каллена «The Killer Department». Конечно же, ожидать строгого следования истории и биографии не придётся, ибо это художественный фильм.

Да и само детство и юность Чикатило не показываются, не раскрывается, почему он стал таким. Акцент делается лишь на его преступлениях. Картину снял известный сценарист Крис Джеролмо, а главную роль душегуба сыграл Джеффри ДеМанн:

Завязка фильма начинается с истории знакомства следователя Виктора Буракова, который долго не мог поймать Чикатило, и это происходило вовсе не потому, что преступник был гением, а было связано с тем, что идеология того времени твердила о том, что в СССР маньяков быть не может по определению, и криминалисты ещё не имели дело с таким масштабом трагедии, с психиатром Александром Бухановским, в клинику к которому попал после нервного срыва из-за того, что сыщик не мог смотреть на изувеченные и разорванные, как лапой медведя, тела жертв.

Ранее в причастности к преступлению подозревали лиц, осуждённых по статье “Мужеложство”, но позже самим психиатром был составлен портрет обычного советского гражданина и семьянина, к тому же, полноправного члена общества – некоего Гражданина Х, как следует из названия фильма.

Снято было все потрясающе, с опорой на реальные факты. Однако, российский зритель возмутился обилию “развесистой клюквы” – то есть штампов, в которых Америка любит выставлять нашу страну.

Как и в сериале “Коломбо”, нам уже известно, кто является убийцей, и тут интересно, как будет продвигаться следствие и когда злодея поймают: либо он сам даст о себе знать, не успев уничтожить улики, либо один из подозреваемых сам “расколется” на допросе.

Но одно признание ещё не является доказательством вины. И тут зритель должен узреть, остались ли на уликах кровь/слюна или отпечатки пальцев, совпадают ли они с данными того человека, который подозревается в тяжком преступлении и многое другое.

Ничего подобного в данной экранизации нет. Как и в реальной жизни, так и в фильме советская криминалистическая лаборатория ошибочно сообщила, что группа крови Чикатило не совпадает с группой крови, обнаруженной при убийстве, и маньяк был выпущен на свободу, чтобы и дальше безнаказанно творить злодеяния вплоть до дня его окончательной поимки.

Самый сильный эпизод – пожалуй, сцена допроса Чикатило психиатром Бухановским, который детальным описанием чувств и эмоций заставил убийцу разрыдаться и сознаться во всём. Подобное мы видим и в американском сериале “Охотник за разумом” 2019 года, снятом на основе книги “Mindhunter: Inside the FBI’s Elite Serial Crime Unit” 1995 года:

Только здесь к словесным поединкам с маньяками прилагаются сцены следственной аналитики. Фильм заканчивается тем, что Чикатило ведут в безымянную тюремную камеру и показывают, как он в шоке смотрит на центральный слив в полу комнаты, когда солдат в форме производит пистолетный выстрел в затылок убийцы.

Особой похвалы заслуживает и игра актёра Дональда Сазерленда, который исполнил роль полковника Фетисова, который всеми силами добивается от руководства из Москвы разрешения продолжить расследование Чикатило, зашедшее в тупик. Благодаря Сазерленду фильм получил несколько крупных наград, в том числе «Эмми» и «Золотой глобус»

2. «Злодеенко» (Evilenko), 2004 год

Свою версию печальных событий изложил и итальянский режиссер и сценарист – Давид Гриеко. Фильм был также адаптацией его же романа “Коммунист, который ел детей“, написанного по мотивам злодеяний Чикатило.

Персонаж данного фильма носит не настоящую фамилию – от англ. – evil “зло”, с украинским окончанием “о”. Главную роль сыграл актёр Малкольм Макдауэлл, известный по фильму “Заводной апельсин” начала 70-х годов:

В данной экранизации из реальной истории был взят факт, что Чикатило работал школьным учителем, но не в 1984-1992 годах, как это было показано здесь, и что убивать он начал не только на сексуальной почве, но и обозлившись распадом Советского Союза.

Также Гриеко снабдил Чикатило некоей сверхспособностью – гипнотизированием своих жертв, что объясняет отсутствие у них сопротивления и его постоянное уклонение от властей.

Имена реального следователя – Виктора Буракова и психиатра Бухановского также были изменены на мирового судью Вадима Лесиева и Арона Рихтера. И, если в реальности психиатр составил психологический портрет убийцы и остался жив, в адаптации его ничуть не пожалели – заставили гоняться за маньяком по всему лесу, провести сеанс психотерапии, разрушить гипнотическое воздействие на одну из жертв, которая потом сбежала, и позволили Чикатило-Эвиленко расправиться с ним с помощью бритвы а-ля Суини Тодд. И за такого значимого персонажа становится даже как-то обидно…

3. «Номер 44» (Child 44), 2015 год

Мистический триллер снял шведский режиссер Даниэль Эспиноза, известный по криминальному фильму «Шальные деньги» и шпионскому триллеру Safe House («Код доступа „Кейптаун“»). Роли исполнили такие известные актёры, как Гэри Олдмен, сыгравший Дракулу в фильме Фрэнсиса Форда Копполы в 1992 году, который, в свою очередь, был основан на одноимённой экранизации Дэна Кёртиса 70-х годов, автора оригинальной вселенной Dark Shadows (“Мрачные Тени”), Венсан Кассель и Нуми Рапас.

Основой фильма послужил одноименный роман Тома Роба 2008 года, однако и он, и фильм слабо основаны на деле Чикатило. Экранизация скорее затрагивает эпоху украинского Голодомора, Второй мировой Войны, а сюжет вращается вокруг пережившего эту трагедию персонажа Льва Демидова, ставшего и Героем Советского Союза, и капитаном Министерства Госбезопасности.

История Чикатило вплетается в судьбу персонажа. Когда сына офицера Алексея Андреева обнаруживают мертвым на железнодорожной станции, Лев вместе с женой Раисой, осуждённой за диссидентские взгляды, отправляется в ссылку и лишается должности. Но убийства детей не прекращаются.

Да и убийцу зовут не Чикатило, а Владимир Малевич – явная отсылка к художнику. Но преступления, совершенные именно в Ростовской области, заставляют нас думать, что это был Чикатило. Да и умирает преступник ещё до суда, достаточно быстро – его случайно застреливают. И время убийств 44 детей изменили на 1950-е годы…

В России этот фильм был запрещён к показу Министерством Культуры в 2015 году, которое заявило, что показ фильма до 70-летия Победы недопустим и имеет несколько вопросов по содержанию фильма, в первую очередь касающихся “искажения исторических фактов, своеобразной трактовки событий до, во время и после Великой Отечественной Войны, образов и характеров советских людей той эпохи“.

Книга же Тома Роба, несмотря на некоторые недостатки, получила Премию Яна Флеминга от британской ассоциации авторов криминального жанра и массу призов как лучший дебютный роман.

4. “Упырь” (Ghoul), 2015 год

Ну, тут уже эдакий фильм ужасов с элементами мистики совместного производства Украины и Чехии. Здесь, как и в предыдущем фильме, затрагивается тема Голодомора, о котором съёмочная группа по сюжету снимает документальный фильм и берёт интервью у участников событий.

Также их интересуют истории о людях-каннибалах, живших в то непростое время. По справке, в одной из украинских деревень проживал один из таких людей, который под гипнозом сознался в ужасных преступлениях.

И тут участники съемочной группы с помощью доски Уиджи “случайно” призвали на спиритическом сеансе дух серийного убийцы Чикатило, которому нужна то ли помощь, то ли живая плоть. Эдакая смесь Лорда Воландеморта и Дракулы…

Название фильма в русском дубляже “Упырь” вообще не соответствует описанию, а тем более событиям на экране. Вообще, картина должна быть, как “Гуль” – типо мифического существа, больше подходящая к тому лысому персонажу, у которого Бильбо Бэггинс стащил Кольцо Всевластия.

Кроме того, критики отмечали у этого фильма весьма непроработанный сюжет. Так, судя по сюжету фильма, духов в глухой деревне вызывают именно по пьяни, готовясь к съемкам, журналисты толком не нашли информацию про Чикатило, которого создатели приплели сюда ни к селу ни к городу…

А какие экранизации про Чикатило знаете Вы, и стоит ли вообще снимать о нем фильмы?!

 

Источник

Читайте также

Меню