Четыре лекарства Эпикура. Философия освобождения

Пара слов о книге Джона Селларса

«Философия безмятежности. Тетрафармакос Эпикура»

Развенчивающая обывательские представления об эпикурейцах как о порочных гедонистах или изнеженных сибаритах, книга Джона Селларса привлекла мое внимание в первую очередь по следующей причине. Видный психолог Альберт Эллис причислял древнегреческого философа Эпикура к основоположникам когнитивной психотерапии. Меня, посещающего сеансы психотерапевта, который придерживается в своей работе когнитивно-поведенческого подхода, не могли не заинтересовать истоки этого направления в лечении психических заболеваний.

«Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека», — говорит Эпикур, и Джон Селларс сразу дает нам понять, что собирается писать об эпикуреизме преимущественно как о форме терапии. Автор книги немедленно разоблачает карикатурные образы эпикурейцев, всплывающие в умах филистеров при упоминании этой философской школы. Джон Селларс даже проводит параллель между Эпикуром и Буддой, утверждая, что конечной целью эпикуреизма было избавление от страданий.

Центральное понятие эпикурейства, то, к чему стремятся приверженцы эпикурейской философской школы, это атараксия. Атараксия — состояние невозмутимости, внутренней безмятежности, свободы от тревог, страхов и волнений. Любопытно, что первый назначенный мне транквилизатор назывался «Атаракс». Назначил его странный, как теперь я понимаю, психотерапевт, хотя в общем-то неплохой человек, использующий в своей практике китайскую акупунктуру и имеющий право выписывать рецептурные препараты. Я был у него на сеансах два раза, после чего отказался от его услуг.

В подзаголовке книги значится: «Тетрафармакос Эпикура». Что за слово такое, тетрафармакос? Тетрафармакос — «четверолекарствие», квинтэссенция философии Эпикура, сформулированное эпикурейцем Филодемом следующим образом:

Бог не внушает страха

Смерть не внушает опасений

Благо легко достижимо

Зло легко претерпеваемо

До нас дошли письма Эпикура о физике и метеорологии. Зачем философу размышлять о таких вещах и учить им? Джон Селларс пишет: «Эпикур настаивал: знание того, как устроен мир, освобождает». Красной нитью эта идея проходит через всю поэму «О природе вещей» самого известного последователя Эпикура, римлянина Тита Лукреция Кара. Другой автор, Стивен Гринблатт, в своей работе «Ренессанс. У истоков современности» (так ее перевели у нас, в оригинале на английском название у книги другое) полагает, что поэма Лукреция сыграла важнейшую и определяющую роль в возникновении современной западной цивилизации.

Лукреций, как и Эпикур, был материалистом-атомистом. Устройство мироздания и социума Лукреций объяснял, обращаясь к атомистической теории. Он заявлял, что облек свою философию в форму поэмы, как врач заключает горькое лекарство в сахарную оболочку. Основным злом Лукреций полагал многочисленные предрассудки и боролся с ними, опираясь на материалистическое представление об атомах, мельчайших частицах, из которых состоит абсолютно все. С тех пор наука продвинулась существенно вперед в своем понимании устройства вселенной, но, как мы видим теперь, эпикурейцы-атомисты избрали верное направление мысли.

«…многие наши страхи и заботы произрастают из неполных или ложных представлений о том, как устроен мир. Изучая природу, понимаешь, что все происходящее во вселенной является результатом обычных физических процессов. Нет ни трагедий, ни несчастий, ни наказаний; есть только движение бесстрастной материи, которая сама по себе не представляет ничего страшного», — заключает Селларс.

Итак, знание того, как устроен мир, освобождает. Что же выходит? Изучение современной науки — квантовой физики, астрофизики, эволюционной биологии, нейробиологии etc. — является формой терапии и способно освободить человека от тревог и страхов, привести его к атараксии? По Эпикуру, получается, так; по крайней мере, это поможет избавиться от страхов перед загробной жизнью, богом или богами.

«Философия безмятежности» Джона Селларса — небольшая книжица, скорее брошюра. Из нее вы узнаете и об именитых античных приверженцах эпикурейства, и о разных типах наслаждения и желаний, и о том, как следует относиться к физической боли и смерти, и о значении дружбы. Кто знает, быть может, эта маленькая книга станет вашим первым шагом на пути к освобождению от страхов перед смертью, богом или богами, или судьбой, или перед чем бы то ни было еще.

 

Источник

Читайте также