«Черный лебедь»: погружение в психологический ужас

SPOILER ALER.

Нина, психологически несформировавшаяся балерина, мечтает о роли Одетт в «Лебедином озере» и добивается ее путем саморазрушения. Именно о самоуничтожении ради искусства, по нашему скромному мнению, этот фильм.

«Черный лебедь»: погружение в психологический ужас

Нина в начале фильма – невинный, не познавший грешного мира ребенок. Она никому не перечит, сильно зависит от окружающих ее людей, не знает сексуальной жизни. У нее тоненький, тихий голос, ее розовая комната усыпана плюшевыми игрушками, а дверь в нее не имеет замка.

Мать Нины, не реализовавшаяся как балерина женщина, проецирует свои несбывшиеся мечты на ребенке и контролирует ее во всем. Отчасти из-за этого Нина не «повзрослела».

Даже когда Нина, казалось бы, освобождается от матери, она переходит в руки Томы, режиссера-постановщика балетной труппы, и Лили, идеальной кандидатуры на роль черного лебедя. Именно Тома и Лили заставляют ее совершить быстрый переход в процессе становления личности.

Даррену Аранофски свойственно наделять своих героев оторванностью от окружающего мира и чтобы показать это он часто использует такие визуальные приемы как body mount, использование широкоугольной камеры, хип-хоп монтаж и т.д. Но в «Черном лебеде» все они отсутствуют. Вместо них режиссер использует другой мощный визуальный элемент – зеркала.

Именно зеркала придают фильму сюрреалистический оттенок и отражают разложение личности в полной мере. Столько зеркал в одном фильме не было, наверное, нигде, кроме ужастика «Зеркала».

Зеркала везде и именно в них Нина видит «черного лебедя», свою темную часть. Как говорил сам Даррен:«Отношения со своим отражением — огромная часть того, кем они являются». Именно из-за неспособности найти гармонию между двумя своими личностями, Нина умирает.

Зеркалами можно считать не только их физическую сущность, но и второстепенных персонажей, которые являются определенной частью Нины. Лили – раскрепощенная версия Нины, не успевшая реализоваться. Мать Нины – голос «ребенка», сдерживающий ее от взросления и перехода в личность «Лили». Бет – отражение будущей Нины, лишившейся света софитов.

Еще одной визуальной деталью можно назвать натурализм и физиологию. Аранофски не стесняется показать все недостатки тела – мозоли, раны, шрамы, прорывающиеся черные крылья. Все это доставляет зрителю столько же дискомфорта, сколько испытывает Нина.

Чем больше Нина сходит с ума, тем больше у нее физических ран. А в самом конце, когда она окончательно убивает часть своей личности, она буквально убивает себя.

Анимешники наверняка заметили сходство между «Истинной грустью» Сатоси Кона и «Черной лебедью». Правда в том, что еще тогда, когда Даррен снимал «Реквием по мечте», он выкупил все права на это аниме, чтобы воссоздать сцену в ванной оттуда. Не пропадать же деньгам зря.

«Истинная грусть» – удивительное сюрреалистическое аниме, послужившее вдохновением не только аранофски, но и нолану. В центре сюжета Мима Киригоэ – j-pop звезда, Руми – ее менеджер, и Ми-Мания – сталкер Мимы. В зависимости от восприятия сюжета, каждый из них психопат. Но ясно одно – Мима страдает от разложения личности из-за внешних обстоятельств и конфликта с самой собой. Ничего не напоминает?

«Черный лебедь» – один из культовых психологических триллеров, четырежды номинированный на «Оскар». Его персонажей, смысл и сам фильм можно трактовать по-разному, но суть не меняется. «Черный лебедь» в полной мере показал как человек может разрушить себя во имя искусства.

 

Источник

лебедь, погружение, психологический, ужас, чёрный

Читайте также