Черно-белый – снова хит сезона: рецензия на «Круэллу»

Черно-белый – снова хит сезона: рецензия на «Круэллу»

Лондон 1970-х годов. Юная воровка Эстелла (Эмма Стоун) вместе с парой друзей промышляет мелкими, но изобретательными кражами. Девушка мечтает о блистательной карьере в мире моды, и однажды ей улыбается удача: под свое крыло мошенницу берет беспринципная Баронесса (Эмма Томпсон). Однако в прошлом Эстеллы скрывается секрет, из-за которого общество вскоре будет потрясено появлением новой иконы стиля – гениальной, преступной и слегка безумной Круэллы…

Круэлла Де Виль (или вам больше нравится Стервелла? Или Лютелла Д’явол?) знаменита как главная антагонистка диснеевской франшизы «101 далматинец», одержимая идеей сделать шубу из далматинцев. Впервые на экранах Круэлла появилась в мультфильме 1961 года: эгоистичная миллионерша, привыкшая получать, что захочет, и добиваться всего сама, она была противоположностью кроткой домохозяйки Аниты.

Но мало кто сейчас вспоминает, что «101 далматинец» был снят по одноименному роману Доди Смит. И, как это было, например, с «Русалочкой», многие мотивы произведения переносить в экранизацию не стали. В книге, вдохновленной идеями христианства, Стервелла – буквально олицетворение Дьявола, который хочет забрать себе невинные души. А щенки оказываются спасены в стенах церкви благодаря милости Бога.

Во всех адаптациях Круэлла оставалась запоминающейся, но однозначной злодейкой. Для сольного лайв-экшн фильма от Диснея этого явно оказалось недостаточно – поэтому встречайте обязательный набор юного антигероя, начинающего свою карьеру: детская травма, бунт против общества, сомнительные семейные тайны и борьба за право быть собой.

Самое удивительное, что все это действительно работает. Идея разделить героиню на милую, но хитрую Эстеллу и ее темное альтер-эго – жестокую Круэллу, идущую по головам, — изначально казалась очень странной. Будто бы авторы пытаются обелить негодяйку, списав все проблемы на трудное детство. Дьявол кроется в деталях: в фильме читается четкий посыл о том, что необходимо принимать в себе не только хорошее, но и плохое. То есть быть непредсказуемой анархисткой не плохо, плохо – не уметь во время остановиться.

Словно пятнистый мех далматинцев, сольник Круэллы вместе с любым удачным решением содержит россыпь пятен-недочетов разной величины. Круэлла триумфально заявляет о себе всему миру в ходе тщательно разработанного плана – и внезапно после этого становится эгоистичной стервой. Выглядит слишком резко и необоснованно, будто из сюжета пропал важный кусок.

Незадачливые жулики Джаспер и Хорас из оригинального мультфильма превратились в преданных друзей девушки – отличная находка, но со временем у них «заедает пластинку». Они раз за разом начинают повторять одну и ту же мысль, что устали от Круэллы и хотят вернуть Эстеллу.

В фильме сногсшибательно показаны вычурные наряды Круэллы и Баронессы, все постоянно твердят о том, как они влияют на стиль – но это вообще никак не меняет обычных жителей Лондона. Высокая мода так и остается на светских приемах, а вкус рядовых обывателей соперничество модельерок вроде бы никак не затрагивает. Или это просто мало демонстрируют, хотя хронометраж составляет целых два часа с лишним!

Идея сделать собак, виновными в смерти матери, — это нечто на уровне Марты из «Бэтмена против Супермена». Пусть дальше этот поворот и объясняется вполне адекватно, изначальный кринж сильно портит впечатление.

Шероховатостей хватает, но их хочется простить благодаря инфернальному обаянию дерзкой Круэллы. Новый образ героини удивительно хорошо пересекается с натурой самих далматинцев.

Популярность фильма «101 далматинец» сильно повлияла на известность породы: люди стали массово заводить пятнистых собак, но, оказалось, что реальность отличается от кино. Тысячи новоиспеченных владельцев далматинцев стали жаловаться, что псы неуправляемы, агрессивны и с ними невозможно справиться. Так появился миф о глупых далматинцах, а приюты в 90-х переполнились брошенными собаками. Но, по словам кинологов, проблема совсем не в далматинцах. Они наоборот слишком умны и самостоятельны, чтобы повиноваться любым командам, их послушание необходимо заслужить авторитетом.

Так вот, с Круэллой та же ситуация. Ее темная половина, будто зверь себе на уме, требует постоянного контроля и заботы. В предыдущих воплощениях Круэлла барьеров не получила – и превратилась в безумную хищницу, сдирающая с тигриц шкуру ради коврика. Но в новом фильме все по-другому: любовь матери и поддержка друзей, которые становятся для девушки, настоящей семьей, уравновешивают ненависть и безумие. До поры до времени.

Но все же есть в Круэлле одна черта, которая подталкивает к превращению в злодейку. Она практически не ошибается.

Фильм многое заимствует из супергеройского (или суперзлодейского) кино, поэтому вместо битв сверхлюдей тут соревнование бенефисов на модных вечерах в духе «кто кого перещеголяет в чувстве стиля и эпатаже?» Обычно в фильмах этого жанра происходит так: в первой драке герой проигрывает, во второй обретает уверенность в своих силах и переживает драматичные изменения, а в третьей окончательно побеждает противника.

Но Круэлла слишком крута для этого, поэтому она всухую разносит оппонентку все три раза: и на Бале без цвета, и на показе весенней коллекции, и на Хеллхэйм Гала. Баронесса ничего не может придумать против выходок соперницы и ей только остается растерянно хлопать ресницами, пока бунтарка раз за разом выбивает у «королевы моды» почву из-под ног.

Эстелла, словно гениальный черно-белый танк, сносит все преграды на своем пути: если она добавляет пару штрихов к эскизу – это обязательно шедевр, если она устраивает хулиганский перформанс – то обязательно все пройдет преовсходно, если она создает новый наряд – он всегда доводит публику до экстаза. А если что-то и идет не по плану, то это либо неожиданный форс-мажор, либо желание сценаристов продвинуть сюжет. Круэлла просто не никогда не ошибается как дизайнер, следовательно, не учится на ошибках, не видит границ и не умеет принимать отказы.

Я просто не верю, что эта история может продолжиться в «101 далматинце». Круэлла водила за нос всю полицию Лондона и завоевала фэшн-империю. С чего бы она могла вдруг погореть на простейшей афере с щенками? Разве что окончательное превращение из Эстеллы в Круэллу могло бы оттолкнуть союзников и привести к провалу, но все равно… Современная Круэлла слишком продуманна для кражи далматинцев, скорее уж она сама начнет их выращивать (на что намекает концовка).

Продолжение «Круэллы» уже находится в разработке. И лично меня оно очень интригует. Может, нам покажут 80-е и Круэлле придется противостоять юной бунтарке, которой она сама некогда была? Или ее попытке наладить личную жизнь (кстати, в оригинальной книге у дамы даже был муж)? Или все-таки ремейк «101 далматинца» (но лучше не надо)?

Итог: «Круэлла» – яркий фильм, умудряющийся из черного и белого цвета устроить феерию экстравагантного стиля. Правда, кино немного затянуто и у него хватает недостатков, но от красивой картинки, заводного саундтрека и обаятельных героев захватывает дух. А его главный посыл (кормите своих демонов с рук и держите их на коротком поводке) очень вдохновляет быть собой и бороться за успех.

#круэлла #disney

 

Источник

Читайте также