Вчерашним днем одновременно на больших экранов мировых кинотеатрах и на стриминговом сервисе Disney+ состоялась премьера многострадального блокбастера и по совместительству очередной главы киновселенной Marvel под названием «Черная Вдова». История становления приземленной героини, сыгранной Скарлетт Йоханссон, всегда оставалась на втором плане, а потому в ходе развития многогранной киновселенной зрители долгое время не имели обширных представлений о личной жизни Наташи Романофф, прошедшей девятилетний путь от секс-символа Мстителей до самостоятельного персонажа, пожертвовавшего собой ради спасения вселенной в последней части «Мстителей».
Действие «Чёрной вдовы» разворачивается после событий фильма «Первый мститель: Противостояние». Распавшаяся после принятия Заковианского договора, подразумевающего под собой подчинение совету ОНН, команда Мстителей разпредается в разные стороны. Поскольку Наташа Романофф выступила против договора и поддержала Капитана Америку (Крис Эванс), она стала международным террористом. Ей приходится бросить свою жизнь в рядах отважных супергероев и залечь на дно. Однако вскоре Вдова получает весточку из прошлого, что заставляет ее вернуться к прошлой жизни, когда она являлась частью так называемой Красной Комнаты — секретной организации профессиональных женских убийц.
Подобной истории в рамках огромной киновселенной не требовалось выходить за рамки чего-то естественного для всей серии в целом — нужно было лишь сохранить приемлемую отметку, заданную ранними фильмами франшизы. К сожалению, с этой задачей Кейт Шортланд не справляется в виду отсутствия как такового опыта в режиссуре громких блокбастеров. Сделав карьеру на негромких инди-фильмах о девушках в беде, она все так же была увлечена историей воссоединения семьи и тем, как Наташа переосмысляет темное прошлое. Однако само это переосмысление ровным счетом ни к чему не приводит — пятнадцати минутный пролог в совокупности с одним рванно смонтированным флэшбеком об операции в Будапеште не дает зрителю почти что никакой свежей информации о долгом пути формирования сегодняшнего образа героини и не превносит в ее характер новой глубины. Большинство интересных эпизодов на экране и вовсе не показывают, а просто проговаривают вслух словно галочки ради: как Наташа и Клинт познакомились в Будапеште и уничтожили Красную комнату, как советская ученая Милена разрабатывала программу подчинения разума и как эту программу тестировали на юных девочках вроде Елены. Новая цель генерала Дрейкова (Рэй Уинстон), главного злодейского лица, и его проекта остаётся размытой и непонятной, её кое-как объясняют в третьем акте фильма, используя при этом минимум здравого подхода к раскрытию злодейского образа. Дрейков хочет захватить всех женщин в мире и контролировать их для того, чтобы … захватить и контролировать? В общем, он — злой, вот вся экспозиция грозного антагониста.
Экшн-приключением «Черную Вдову» получается назвать с натяжкой, что также вытекает из проблематичного метода режиссуры. На весь двухчасовой рассказ найдется малое количество утомительных и однотипных в плане боевой хореографией сражений. Примерно к середине сюжета основное повестование резко дает заднюю и углубляется в драму главной героини, посвящая все время преимущественно семейным диалогам. И такой ход, конечно, удивляет. История тут же начинает уверенно терять динамику и ударяется в очень размытый монтаж, когда, наблюдая за очередной сценой душевного разговора, ты буквально молишься, чтобы она закончилась как можно скорее. «Вдова» существует исключительно в рамках шпионских клише, напоминая очень неудачную пародию на лучшие ленты о Джейсоне Борне, чем на самостоятельную картину. Лучше всего это чувствуется в операторской работе Габриэля Беристаина, неизменно применяющего тряску камеры даже в статичных диалоговых сценах. Изначально ты не предаешь этому особого значения, но ближе к тридцатой минуте хронометража игнорировать эту оплошность невозможно.
Во многих аспектах постановки фильм действительно отдает нотками второй части «Первого Мстителя» с подзаголовком «Другая Война». В этих двух картинках присутствует солидное количество идентичных сюжетных приемов, начиная от попыток замаскировать классический супегеройский блокбастер под шпионский триллер (не наоборот), заканчивая достаточно напряженным стилем саундтрека и историей, разворачивающейся вокруг некого политического заговора. Только вот «Другой войне» хватало должной амбициозности и в то же время четкого осознания того, чем она хочет являться, и как итог — мы получили отличный сиквел. В случае с Вдовой картина сама не понимает, о чем собирается нам рассказать. Начавшись с невероятно атмосферного пролога о бегстве семьи Романофф из Соединенных Штатов и продолжившись шикарно оформленными вступительными титрами под достойный кавер на трек «Smells Like Teen Spirit», привлекательный сольник моментально, словно по щелчку пальца сценариста, теряет весь свой шарм и задатки мрачноватой атмосферы.
Пожалуй, глупейшим решением ленты стоит охарактеризровать работу с образом Таскмастера — эффективнейшего агента Красной Комнаты. Имея в собственном распоряжении столь колоритного, внущающего персонажа, авторы, следуя угодам новой этики, провели ему смену пола. И казалось бы, ладно. Подобный ход не равнозначен моментальному уничтожению интересного злодея, способного в считанные секунды сканировать и вследствии копировать боевые приемы противников. Но вместе с женской интепритацией создатели упустили шанс создать Терминатора от мира Marvel радиблеклого образа рабыни, разум которой подчинен контролю того самого генерала Дрейкова. Причем здесь сценаристы все так же предпочитают проговаривать возможности злодея, нежели демонстрировать. На три сцены с участием Таскмастера не нашлось ни одной, которая бы пояснила за технологию копирования боевой техники соперников и раскрыла ее огромный потенциал. Для многих фанатов канонического персонажа такая абсурдная и бессмыслейнейшая выходка уже встала в один ряд со лжеМандарином из «Железного человека 3«, потерей глаза Ника Фьюри из«Капитана Марвел» и Ральфом Бонером из «ВандыВижна». Хотя в данных случаях Кевина Файги еще можно понять — в его понимании, все эти издевательства над оригинальными устоями больше походят на тонкий и эффективный стеб, выставляющий Marvel оригинальными шутниками.
То же касается и Красного Стража — советской версии Капитана Америки в исполнении Дэвида Харбора. Герой вышел предельно пустым, забивающим хронометраж низкопробным юмором, который периодически разрушает неплохие драматические моменты. Причем при первом своем появлении на экране персонаж интригует своей необычной внутренней природой, но стоит фильму забыть о нем на час, чтобы вскоре вытащить из гулага, и перед нами уже предстает позорнейшая клоунада. За два часа на экране Алексей никаким образом не меняется, не приносит себя в жертву, дабы искупить свою раннюю трусость — его присутствие в этой истории не имеет ни малейшего значения. К слову, ждали напряженную битву Стража и Таскмастера, показанную в тизер-трейлере годовой давности? Не тут то было. Мелина Востокова (Рэйчел Вайс) и Генерал Росс (Уильям Хёрт) — пополнение в списке нулевых действующих лиц. Последнего, правда, ввели сюда всего с одной понятной задачью — вновь плавно намекнуть, что рано или поздно ему предстоит стать Красным Халком в виду своего ухудщающегося здоровья.
Зато Елена Белова (Флоренс Пью) — ярчайший алмаз на фоне удручающего цирка. Она саркастична, разумна и ненавидит показуху. Для знаменитой на весь мир Черной вдовы она становится зеркалом, своеобразной двойницей, позволяющей хотя бы на время забыть о своем супергероизме. Пью прекрасно отыгрывает свою роль и в наглую перетаскивает все одеяло на себя. Возможно, только ради нее и была создана «Черная Вдова», ведь именно Флоренс предстоит сменить Йоханссон на посту главного женского символа MCU. Довольно-таки иронично, что следить за Беловой в разы интереснее, чем за Наташей.
Не на шутку затянувшийся производственный процесс попросту убил все задатки личностной истории Наташи, которая, по-хорошему, должна была увидеть свет лет так семь назад. Причем начало с вступительными титрами действительно внушало и подавало надежды на достойный сольный сказ о Вдове, однако все оставшееся время сюжет становился все бредовее и бредовее. Экшн тут убивается стремительной сменой кадров, а финальная битва и вовсе невозможно охарактеризовать смотрибельной. Вдове нечего рассказать, она за собой ничего не несёт и потому выходит предельно скучной, бредовой и ненужной попыткой заработать на знаковом имени персонажа, нежели желанием достойным образом попрощаться с уже погибшей героиней. Картине категорически не хватает личных сцен, способных раскрыть внутренние переживания Наташи или же её слабости, как это было в сериале «Локи». Там авторы уже в пилотной серии показывали Локи совсем с другой стороны, деконструируя образ персонажа, обнажая его проблемы, страхи и истинную сущность, спуская его тем самым с небес на землю.
Последним делом необходимо упомянуть русские мотивы, ведь слушать реплики героинь на знакомом языке с ужасно избитым акцентом — чистое удовольствие (фильм был отсмотрен в оригинале, так что и вам советую не упустить возможность повеселить себя, выбрав просмотр с субтитрами). Давно пора бы смириться с тем фактом, что голливудским студиям попросту не выгодно тратить лишние миллионы долларов с бюджета на адекватного конскультанта, когда можно сэкономить ту или иную сумму на следующие проекты, представив Россию в качестве какой-нибудь воображаемой страны по типу Ваканды или Соковии.
«Черная Вдова» — это пустой по своему унылому содеражанию блокбастер от Marvel Studios, предложивший своей аудитории одну затянувшуюся шутку без обещанных ответов на давние вопросы. И дело тут заключается вовсе не в приземленном формате локальной истории, и уж тем более не в завышенных ожиданиях, которых попросту не могло быть. Приключения Наташи Романофф после ее смерти в «Мстителях: Финал» ощущаются откровенно лишними, не вызывающими даже минимального интереса.
Кейт Шортленд после вдохновляюще-депрессивного вступления с шикарными титрами будто бы специально забывает собсвтенный бэкграунд и ударяется в максимально стереотипный экшн. В конечном итоге, пару лет назад было бы логично преположить, что киновселенная не изменит своим принципам и сделает шаблонный экранный аттракцион для развлечения и кассовых сборов. Но финальное качество и без того оставляет желать лучшего в плане своей непомерной сценарной глупости и спорной визуальной части. Это ли та прощальная ода персонажу, которую он заслужил? Да и стоило ли вообще выпускать ее сейчас?
#чернаявдова #marvel #экшн #фантастика #супергерои #обзор #кинотеатры #стриминг #скарлетйоханссон