Авторы Bastion и Transistor случайно сделали визуальную новеллу вместо «партийной action-RPG».
Трудно быть культовой студией — каждый раз от тебя ожидают прыжка выше своей головы. Вот и Supergiant Games, сделавшие два непохожих друг на друга чудесных мира, не раз расхваленные за визуальный стиль, повествование, саундтрек и «ламповую» атмосферу, попали в ситуацию, когда ошибку им не простят. Справилась ли их новая игра с грузом надежд? Трудно сказать, потому что она так же непохожа на предыдущие игры, как Transistor был непохож на Bastion.
Добро пожаловать в Чистилище
Рассказчика в этот раз нет, поэтому придётся писать историю самим. Pyre начинается с того, что главный герой умирает посреди пустыни. Так бы и закончилось всё, не встреть его странное трио из человека, демонессы c огромными рогами и говорящего пса с милыми усиками. В ходе разговора выясняется, что наш герой (он/она/оно на выбор) попал сюда в наказание за умение читать, что отсюда можно выбраться, участвуя в особых ритуалах, и что Читатель, как нас будут называть всё оставшееся время, единственный, кто может в этом помочь, отыскивая с помощью звёзд места проведения Ритуалов. Так на заключении соглашения о взаимопомощи ради общего освобождения заканчивается вводная и начинается долгая история про возвращение домой, про самопожертвование и сострадание, про муки морального выбора и решимость идти вперёд.
По ходу повествования в мультифункциональном пепелаце героев соберётся довольно разношёрстная компания из странных личностей, которые в большей или меньшей степени хотят выбраться на свободу. Личности интересные, каждый со своими мотивами и причинами попадания в ссылку, но чтобы узнать больше нужно будет потрудиться и сблизиться с ними. Всё проходит в виде визуальной новеллы и занимает примерно 85% всего игрового времени. Ещё 5% занимает созерцание перемещений по землям этой тюрьмы, и только 10% отводится на собственно action-RPG в виде Ритуалов.
«И трое должны стать как один»
Ритуалы можно описать как камерную версию регби: команды из трёх игроков должны закинуть «мяч» в «ворота» соперника. При попадании игрока в ворота следующий раунд он пропускает. Для защиты своих ворот используются ауры, попадание в которые «стирает» игрока. И при этом можно управлять только одним персонажем. Звучит сложней, чем на самом деле. Правда, в этой части есть ряд проблем:
- Нет смысла в тактике: есть смысл брать только самого быстрого и им забивать всё.
- ИИ читерит в своей скорости реакции, что к концу по определённым причинам доставляет массу проблем.
- Есть система прокачки персонажей, но она настолько необязательная, что на неё можно вообще не обращать внимание.
Однако у Ритуалов есть и другая сторона в виде соперников, которые не обычные безликие болванчики, а такие же личности со своими проблемами. Здесь игра ставит перед выбором: в особых Ритуалах Освобождения можно освободить своих сопартийцев. А можно отдать победу сопернику, игра от этого не закончится, просто будет развиваться несколько по другому. Тут и кроется самая прекрасная часть Pyre: выбор не навязывается, ты волен сам выбирать, кто заслуживает свободы, а кто должен остаться, и никак не осуждает твоё решение. Ну и что, что из-за тебя соперник *спойлер*, зато ты не подвёл друзей. И каждое такое решение так или иначе влияет на финал всей истории.
«Когда звёзды выстроятся в ряд»
Однако, результат нельзя назвать полностью нелинейным. Грубо говоря, их всего три: плохой, сойдёт и хороший, ради которого нужно будет не просто побеждать в Ритуалах, но ещё и интересоваться жизнями героев, изучать их прошлое и оценивать, кто в итоге заслуживает освобождения (или больше поможет на воле). В том числе достойным освобождения может оказаться соперник, мотивы которого могут быть куда чище, чем у партии игрока. Именно этим и предстоит заниматься практически всё время, что разочаровывает тех, кто пришёл за геймплеем.
Ближе к концу, правда, Pyre может поднадоесть из-за небольшой затянутости и однообразности, но ради достаточно сильного по эмоциям последнего Ритуала Освобождения стоит потерпеть, а в конце узнать про то, как сложилась судьба каждого встреченного персонажа.
Ритуал завершён
Возвращаясь к изначальному вопросу «Достойна ли Pyre прошлых игр Supergiant Games?» для себя я могу ответить «Да, достойна». Она всё так же безумно красива, атмосферна, в неё и её героев веришь, в ней хочется жить. Да, есть большие проблемы с геймплеем, который слишком оторван от повествования. Да, сильно затянуто по времени и приходится часто выполнять одинаковые действия. Но если отнестись к ней не как к игре, а как к книге с картинками и под музыку (или, в двух словах, визуальной новелле), то Pyre покажется маленьким шедевром, а все шероховатости отлично впишутся в этот магический мир, где освобождение нужно заслужить терпеливым соблюдением правил под пристальным взглядом Богов.
Нужно просто немного поверить.
P.S. На момент рецензии русификатора ещё не было, поэтому без хорошего знания английского играть крайне не рекомендуется.
Источник: DTF