Чему игра может поучить современные стелсы.
Деятельность военного снайпера – довольно однообразное занятие, даже если отбросить её моральную спорность и высочайший риск. Львиную долю времени стрелок лежит в грязи, сливаясь с окружением и боясь перекинуться словом с наводчиком. А симулятор такие вещи должен делать увлекательными.
Sniper Elite 4, как и его предшественники, сглаживает все эти углы. Во-первых, нет никакого наводчика. Во-вторых, в Sniper Elite 4 даже лежать брюхом в песке может быть занятно. В-третьих, никакой это не симулятор.
Физика смерти
Sniper Elite 4 вновь меняет дислокацию снайпера Карла Фэйрбёрна. Однако основы его работы остаются неизменными. Миссия в Африке завершена, пора отправляться в Италию и готовить плацдарм для вторжения Союзников (вы же знали, что за год до высадки в Нормандии Штаты и Британия «освободили» половину Италии, вывели её из войны и оттянули на полуостров заметную часть сил Вермахта?). И по-прежнему Фэйрбёрн трудится не снайпером, а скорее целым отрядом коммандос, объединённом в одном человеке.
В центре игрового процесса Sniper Elite 4 – стрельба из оружия с оптическим прицелом, которую нагрузили некоторыми физическими нюансами, пусть и в мягкой форме: траектория пули, нисходящая вслед за гравитацией (тут игра скорее усложняет реальность, чем упрощает – ну не падает пуля на 20 см после стометрового полёта), ветер, поражение внутренних органов и частей техники, рикошет, усталость стрелка из-за повышенного пульса.
Рассчитать удачный выстрел помогает простой элемент интерфейса, показывающий примерную точку попадания, но его активация совмещена с задержкой дыхания и не может использоваться долго или после пробежки.
Как избежать наказания за убийство
Что ещё важнее – стрельба отягощена тактическими условиями, и очень весомыми. Так, выстрел из вашей винтовки будет слышен через полкарты, а стрелять придётся часто (достанется как немецким охранителям, так и чернорубашечникам Муссолини). Здесь Sniper Elite 4 предлагает несколько вариантов.
Первый – использовать дозвуковые патроны, чей выстрел практически бесшумен: обычные же развивают сверхзвуковую скорость, и акустические волны складываются в конус «за спиной» пули, усиливая друг друга многократно. Дозвуковые патроны лишены такой неприятной особенности – пусть и обладают рядом других, которые игра практически игнорирует. Таких патронов в Sniper Elite 4 немного, каждый – на вес золота, а на упавшее тело с простреленной головой враги всё равно отреагируют, пусть и не так истерически, и не все сразу, а только увидевшие смерть своими глазами.
Второй способ – маскировать звук выстрела. К несчастью, в Sniper Elite 4 эту деталь развили недостаточно. Далеко не в каждой миссии появляются объекты, которые заглушают своим шумом всё вокруг, включая стрельбу: пролетающие самолёты, грохот железнодорожного орудия, гул трансформаторов. Но там, где такое есть, игра позволяет куражиться: отстреливать врагов одного за другим, любоваться их паникой, сбивчивыми приказами, бесплодными попытками вычислить вашу позицию. Правда, кураж строго для своих, ведь между бабахами орудия или очередным виражом штурмовиков проходит до минуты, а многие такой тем боя не оценят.
Наконец, третий способ избежать кары за убийство – смена позиций, почти как у настоящих снайперов. Здесь-то и начинается подлинное веселье, и подобная модель поведения раскрывает лучшие стороны Sniper Elite.
Управляемая паника
Шоу начинается, когда вы в первый раз нажимаете спусковой крючок. Пуля пролетает сквозь бренное тело очередного нациста, в деталях показывая, как рвётся в клочья его печень: рентгеновская камера убийств всё так же утоляет кровожадность, но смачные травмы – лишь удачное дополнение. Тело ещё не успеет осесть на землю, как товарищи убитого начнут за вами охоту. Для начала они приблизительно поймут, откуда раздался выстрел, и ваша позиция выделится бледным треугольником на радаре – враг ещё не взял вас с поличным, но знает, где искать. Одно из главных достоинств игры, пусть и не лишённое внутренних противоречий – именно алгоритмы поиска.
Так, враги трусливо разбегаются по укрытиям, опасаясь новой пули, и периодически меняют их, перебегая из одного в другое и затрудняя прицеливание. Потом офицер (если вы его до сих пор не устранили) приказывает прочесать местность, и его отряд начинает медленно обследовать локацию и приближаться к вашей позиции.
Если вы до сих пор не отбежали подальше, а по-прежнему прячетесь в укромном кустике, откуда вели стрельбу, то пиши пропало. Скоро к этому кустику офицер пошлёт одного из солдат («Почему он всё время выбирает меня?» — порой слышно от этого счастливчика), тот обнаружит снайпера, и прольётся настоящий дождь из свинца.
Тревожный стелс
В описанном эпизоде мы уже видим как минимум две табуированных для стелса вещи. Для начала – убийство у всех на глазах, а труп, получается, сразу и находят. Вы представляете, какую тревогу начнут бить после такого в Dishonored 2? Ещё и поставят жирный красный крестик в конце миссии – мол, что же ты, игрок, не сюсюкаешься с врагами.
Эффективность игра оценивает очками за каждый выстрел: десяточку за попадание в сердце, десяточку за то, что тебя не заметили, десяточку за дистанцию и так далее. Подумаешь, тело нашли! Это война, а не прятки во дворце.
Второе табу – солдаты встревожены. Раз они ищут нас, значит, свою задачу мы провалили: так рассуждает почти любой стелс, даже социальный – типа Hitman, где единственная благая причина для паники — это «несчастный случай».
Но Sniper Elite 4 использует многоступенчатую систему тревоги, которая почему-то отображается лишь тремя цветами на радаре, хотя градаций должно быть больше. Если маркеры врагов беленькие – значит, они спокойны. Если пожелтели – ребята заволновались.
Первая стадия – рутинная проверка: вы бросили камушек за угол и солдат пошёл проверять. При этом он уведомляет коллег, а один из них нередко следит за своим товарищем, ушедшим на разведку. Стоит им увидеть труп (именно труп, а не убийство), как нервы сдают: в небольшом радиусе солдаты бросают свои посты и патрули, чтобы порыскать вокруг в поисках виновника. Это – вторая стадия.
Третья – когда враги заметили убийство, но не расслышали выстрел, неважно, заглушён ли он корабельными пушками или произведён с дозвуковыми патронами. Теперь немцы или их итальянские друзья ищут куда активнее, а радиус их волнения куда шире. Наконец, четвёртая стадия наступает, если вы застрелили кого-то без маскировки звука обычным патроном. В таком случае враги приступают ровно к тем мероприятиям, которые описаны выше: окружают, разведывают и находят (или нет).
А если вы осмелели и убили ещё одного врага, не меняя позицию, то вас вычисляют окончательно. Маркеры противников краснеют, полкарты бежит сюда, чтобы поучаствовать в веселье, радисты вызывают подмогу, а танки норовят зарядить фугасом по спине. Короче, нежелательное развитие событий – и настоящий провал операции.
Сам себе коммандос
В чём прелесть подобной градации? Даже на грани провала у вас есть шансы спрятаться, быстро застрелить свидетеля из пистолета с глушителем, отступить, заминировать труп и с хихиканьем прыгнуть в канаву. В Sniper Elite 4 значительно слабее влияние традиции Save/Load, которую многие годы мы воспринимаем как данность. При этом что сохранение, что загрузка в игре моментальные. Только нужды в них куда меньше.
Враг заметил, как вы возитесь в кустах и «пожелтел»? Валим его или бросаемся наутёк.
Sniper Elite 4 словно издевается над адептами «чистой игры»: один выстрел – один труп, все тела по мусоркам. Фэйрбёрн может оставлять за собой дорогу из покойников, по которой будет следовать одинокий отряд наци: примерно так я прошёл ночной уровень в порту, с пистолетом и импровизируя. Правда, именно в этой локации я обнаружил слабину ИИ: если напирать на них чересчур активно или отыскать слишком выгодную позицию, то враги превращаются в трусов, которые прячутся за ящиками и боятся выглянуть, хотя могли бы наброситься на меня и задавить толпой.
Так ли это хорошо – возможность выбраться из переплёта без загрузки? Не слишком ли легко? Вообще-то да, Sniper Elite 4 весьма аркадна, и какая-нибудь ArmA III лишь посмеётся над баллистикой в игре. Поэтому если вы ждёте серьёзного снайперского быта – забудьте. Sniper Elite 4 – это достаточно зрелищный стелс-экшен с опорой на сверхдальний бой.
На четвёртой, последней сложности играть не советую, если вы не совсем отчаянный: там пропадёт весь интерфейс, радар и пометки на нём, равно как и подсказки при стрельбе. Учитывая, что снайперу Фэйрбёрну выдают совсем не снайперские задания (убить всех солдат в форте, или взорвать завод), такие ограничения лишают игрока множества важных инструментов. Это как в Hitman: Absolution играть на высшей сложности, где только вы, враги и перекрестье прицела. Жестоко.
Дьявол в деталях
Кроме чисто тактических вещей, которые другим стелсам следовало бы позаимствовать, Sniper Elite 4 припас ещё парочку менее заметных. Например, хитрую систему обзора врагов: на открытой местности под палящим солнцем вас заметят с солидного расстояния, а об неподвижного героя в тени чуть ли не спотыкаются (хотя и его вычислят, если устроить дебош).
Скорость заполнения полоски обнаружения, ставшей традицией для современных стелсов, зависит от состояния врагов: пока они спокойны, полоска заполняется с обычной скоростью, но стоит им «пожелтеть», как они кидаются проверять вашу позицию, едва вы мелькнёте лбом.
Укрытия лишены условности: если вы уселись за бочкой, которая явно не скрывает весь силуэт Фэйрбёрна, то враги обратят внимание на торчащую коленку. Справедливо и в обратную сторону.
Хотя баллистика тут занятная. Однажды я в очередной раз выпустил пулю и уже приготовился любоваться замедленным её полётом и смачным убийством, но на пути пули вдруг появился провод! Пуля задела провод и полетела дальше, кувыркаясь и теряя скорость. Однако ж долетела и порвала кому-то почку.
И Африка нам не нужна
Мы в основном рассуждали о серии вообще и об её заслугах. Чем же отличается Sniper Elite 4 от третьей части? Местом действия – на смену африканским просторам пришла Италия с её горами, обрывами и тесными деревушками, чьи крыши так и тянут залезть на них (правда, на все забраться нельзя, за таким развлечением лучше в Assassins Creed 2). Это сказывается на игре. Карты более многоэтажные, на узких улочках проще скрыться и сбросить «хвост», а порой Фэйрбёрна и вовсе загоняют под своды гигантских складов и фабрик, что для игры про снайпера – роковая ошибка.
А ещё Sniper Elite 4 порой наглухо виснет безо всякого повода, хотя бы и была отлично оптимизирована: то пуля зависнет в полёте, то кат-сцена застынет, то меню заморозится. Вплоть до перезагрузки ПК. Эту проблему, увы, так и не вылечили предрелизным патчем от 10 февраля — так что сохраняйтесь почаще.
Впрочем, Sniper Elite 4 куда менее нова, нежели третья. В тот раз Rebellion завезли открытые нелинейные уровни с массой лазеек (всё это есть и здесь), уничтожение техники выстрелами из винтовки, маскировку звука и массу других приятных вещей. Sniper Elite 4 может похвастаться в основном балансировкой этого добра и достойными атмосферными уровнями.
Система стелса в современных играх требует перемен: Deus Ex: Mankind Divided, Dishonored 2, Hitman, даже воскресший жанр «Коммандос» в лице Shadow Tactics: Blades of the Shogun – все они зачастую эксплуатируют устаревшие концепции, которые либо далеки от реальности, либо полны условностей, разрушающих «симуляцию», либо упрощают сложные процессы до элементарных действий. Хорошая игра (а Sniper Elite 4 — очень хорошая игра) и на таких условиях может быть увлекательной, однако прогресс сам себя двигать не будет.
Источник: