Когда в начале 2016-го года стало известно, что Ростам Батманглиж (Rostam Batmanglij) покидает группу Vampire Weekend на пике ее популярности, многим меломанам жизнь вдруг показалась чуть скучнее и печальнее. Да, вот такой у артиста музыкальный вес. Но теперь, в свободном плавании, он сможет сделать куда больше — его новый альбом это доказывает.
Коллектив, берущий свое начало в студенческой дружбе продюсера Ростама с певцом Эзрой Кенигом (Ezra Koenig), басистом Крисом Бейо (Chris Baio) и барабанщиком Крисом Томсоном (Chris Tomson), за всю свою недолгую историю (всего три альбома) успел вырваться за порог кампуса Колумбийского университета превратиться в одну из самых любимых инди-рок групп начала 2010-х годов. И среди слушателей, и среди критиков.
Великий музыкальный продюсер и один из основателей лейбла Def Jam Recordings Рик Рубин (Rick Rubin), обращаясь к их последнему альбому Modern Vampires of the City, выделил его особенность (применимую ко всему творчеству группы):
«Что мне в альбоме нравится, так это то, что он звучит совершенно по-современному и, вместе с тем, совершенно традиционно. Это могла бы быть пластинка Пола Саймона (американский рок-музыкант, получивший 3 премии „Грэмми“ в номинации „лучший альбом года“: 1970, 1975, 1986), но для этого она звучит слишком актуально. Никто из тех, что создает современную музыку, так сильно не обращается к традициям. Эта их комбинация говорит мне о многом».
Несмотря на впечатляющие перспективы Vampire Weekend, с самого начала было заметно желание Ростама вырасти в самостоятельного артиста. Его постоянные эксперименты со звуком, необычные смешения жанров и поиски границ возможностей собственного голоса привлекали к нему внимание других именитых музыкантов, для которых сама музыка — это постоянный поиск. С различными просьбами и советами к нему обращался Фрэнк Оушен (Frank Ocean), Francis and the Lights, Соланж Ноулз (Solange Knowles), Хэмилтон Лейтозер (Hamilton Leithauser) и другие. С последним он успел образовать группу Hamilton Leithauser + Rostam, первый альбом которой вышел приблизительно год назад — 23 сентября 2016 года и, к сожалению, прошел незамеченным для многих. Совершенно незаслуженно, но его новой пластинке такая судьба едва ли грозит.
Уйдя из Vampire Weekend и освободившись от необходимости быть частью целого, Ростам решил свой первый сольный альбом сделать максимально личным и передать это ощущение слушателям с помощью своеобразной концепции света.
«Полутьма» — именно так на русский переводится название его пластинки, но этот перевод может ввести в заблуждение русскоговорящего слушателя. Конкретно в этом случае слово «half-light» нужно переводить буквально — это именно «полусвет», который, будто живой организм, движется, теряется, заполняет пространство и меняет его.
Сын иранских интеллектуалов, переехавших в Америку в 1983 году, Ростам в своем альбоме решил сохранить тепло «предков», чтобы потом передать его своим потомкам. Игра световых лучей в воображении слушателя — именно этого эффекта хотел достичь музыкант, и ему недостаточно просто сказать, что свет будит тебя по утрам, как в песне Bike Dream. В Wood он уже чувствует необходимость раскрыть этот процесс при помощи дополнительных деталей:
«Солнечный свет на твоих веках,
Пока ты спишь.
Солнечный свет на твоей спине,
Пока ты видишь сны».
Тщательно и ярко описывая повседневные ситуации своей жизни, Ростаму важно показать повседневность именно такой, какой видит ее он сам. Абсолютно честно и во всех подробностях мы не только смотрим на жизнь музыканта его же глазами, но и пытаемся ее прочувствовать. Может ли обычный слушатель оказаться к артисту еще ближе?
То, что альбом будет воплощать все самые смелые задумки Ростама, было ясно заранее — теперь-то музыканта никто не ограничивает в экспериментах. В Half-Light все они успешны и приятно удивляют.
Кто бы мог подумать, что индийский барабан табалу возможно так мастерски соединить с автотюновым политическим высказыванием, как в песне When?
Жаль, что у таких необычных решений есть обратная сторона медали — в совокупности они делают Half-Light немного разрозненным. Кто такой Ростам? Это Francis and the Lights в треке Warning Intruders, Vampire Weekend в Bike Dream или Канье Уэст (Kanye West) в Hold You? Музыкальный портрет артиста предстает нам чересчур комплексным, чтобы его можно было определить с первого или даже второго прослушивания.
Хоть на Half-Light тексты песен и слабее заумных строчек его бывшего одногруппника Эзры Кёнига, а сам альбом лишен единого крепкого музыкального стиля, у Ростама Батманглижа получилась многосторонняя, откровенная и очень любопытная работа, которая окончательно закрепит за ним статус одного из самых талантливых продюсеров наших дней. Half-Light стоит послушать абсолютно всем, а после него обязательно ознакомьтесь со всеми тремя альбомами Vampire Weekend. Не Фейса же нам слушать все время.
Источник