Идет жаркий и душный август, во время которого многие захотят сбежать из города на свежий воздух или просто отдохнуть в компании друзей, абстрагировавшись от видеоигр, телевизора и интернета. Вместе с Александром Башкировым мы решили сделать небольшую подборку отличных настольных игр, за которыми вы могли бы провести свой отпуск или выходные.
«Ужас Аркхэма» (Arkham Horror)
Денис Варков
Эту игру, основанную на творчестве писателя Говарда Лавкрафта, в 1987 году придумал Ричард Лаунис. Игра несколько раз менялась, с годами обросла дополнениями, но одно оставалось постоянным — это отличная возможность погрузиться в мрачную атмосферу произведений гения хоррор-литературы, почувствовать себя персонажем его романов и, конечно же, столкнуться лицом к лицу с жуткими монстрами из произведений Лавкрафта.
Предыстория игры проста — в 1962 году в город Аркхэм попадает несколько детективов, которые объединяются, чтобы найти способ остановить появление жутких монстров. Для этого нужно закрыть несколько врат в параллельные миры.
Если у игроков не получится вовремя это сделать, появится один из Древних (среди них может быть и сам Ктулху), и тогда детективам придется сражаться с ним, используя все те предметы и ресурсы, которые им удалось добыть в городе.
В этом сразу несколько прелестей «Ужаса Аркхэма». Первая — вам не выиграть в одиночку. Без четкого планирования действий и игры в команде вы не сможете закрыть все врата. Вторая — даже при идеальной стратегии в «Ужасе Аркхэма» множество рандомных элементов могут испортить ваше расследование в любой момент.
«Ужас Аркхэма» — это очень продуманная игра. Передвигаясь по городу, вы можете встретить монстров, могут появиться слухи, из-за которых, например, закроются магазины, вы можете внезапно провалиться в один из параллельных миров, а еще вас попросту могут ограбить, отобрав все деньги и часть ваших вещей. Это игра, где рандом настольно хорошо реализован, что проблемы у игроков могут возникнуть на любом этапе.
Практически в каждой локации (и на улицах Аркхэма в том числе) всегда есть шанс встретить что-то неожиданное. Например, вы можете найти союзника, который пригодится в дальнейшем, а может получиться и так, что вас серьезно ранит монстр, после чего придется отправиться в больницу.
Подробно описывать всю механику игры мы не будем, важно лишь отметить, что это полноценная ролевая игра с оружием, магией, здоровьем и рассудком (последние два вы можете потерять в бою), а еще у вас есть ряд показателей, которые позволяют вам перемещаться по городу. Например, от вашей скорости зависит, насколько клеток ваш детектив может пройти по Аркхэму.
В России «Ужас Аркхэма» издавался несколько раз, но лучшее издание — от Hobby Games. Они же выпустили ряд дополнений к игре, среди них, например, «Ужас Данвича», который добавляет в игру еще один город, почти размером с Аркхэм.
«Манчкин» (Munchkin)
Денис Варков
Знаменитая игра Стиви Джексона с иллюстрациями художника Джона Ковалика стала одной из самых известных и народных настольных игр вообще. Все дело в ее простой механике и принципе пародийности. «Манчкин» высмеивает классические настолки (Dungeons & Dragons и Magic: The Gathering) и популярные механики жанра, при этом выступая в качестве максимально простой карточной игры с легкими ролевыми элементами.
Суть «Манчкина» проста — вам нужно получить десятый уровень. Чтобы это сделать, нужно сражаться с монстрами, которые в случайном порядке попадаются вам, когда вы открываете двери. Помимо монстров вы можете встретить что угодно — от проклятий до полезных приемов и заклинаний. Победив парочку монстров, вы сможете получить вещи, которые в «Манчкине» называют «шмотками». Это пародийные версии доспехов и оружия из массовой культуры, в том числе уникальные, которые может использовать только какой-то класс или конкретная раса.
«Манчкин» — это игра, где нужно не только пытаться выиграть самому, но и всеми силами мешать другим играм побеждать.
Например, можно подкинуть другу проклятие или добавить ему в бой еще одного монстра, чтобы получить заветный уровень было сложнее. А еще можно украсть что-то из вещей своих противников. Словом, вариантов помешать другим игрокам очень много.
«Манчкин» высмеивает не только классический фэнтези-сеттинг. «Звездный» пародирует Star Trek, Star Wars и другие космооперы, «Суперманчкин» издевается над супергероикой всех видов, «Вампирский» зубоскалит про всевозможные произведения про вампиров, а еще есть пиратский, постапокалиптический и даже лавкрафтовский «Манчкины». У каждого свои особенности. Где-то даже есть дополнительные карты, слегка меняющие игровой процесс.
Кстати, никто не запрещает смешать два «Манчкина». Например, «Ктулху» с «Зомби», после чего монстробои будут сражаться не только с приспешниками Ктулху, но и с ожившими мертвецами. Ну, или постапокалиптический — с дополнением про котиков.
Отдельно стоит выделить разве что «Манчкин. Квест». Там нужно реально строить подземелье (без воображаемого вышибания дверей через открывание карт из стопки), у всех игроков есть фигурки, а монстры могут перемещаться по коридорам, иногда застигая врасплох.
На русском языке все версии «Манчкина» выпускаются Hobby Games.
«Каркассон» (Сarcassone)
Денис Варков
Одна из самых ярких настольных стратегий, созданная Клаусом-Юргеном Вреде в 2000 году.
Принцип игры очень прост — игрокам по очереди нужно размещать квадраты игрового поля и выставлять на них своих подданных. В городах подданные становятся рыцарями, на дорогах — разбойниками, в полях — крестьянами, а в монастырях — монахами. За каждый достроенный объект — город, дорога, монастырь — игроки получают очки. Выигрывает тот, кто заработал больше всего очков.
В «Каркассоне» каждая партия создает уникальное игровое поле. Вы можете построить гигантский средневековый мегаполис или несколько десятков небольших крепостей. Чтобы выиграть, нужно умело ставить свои фрагменты карты, делить города с другими игроками и занимать как можно больше полей. Отдельный плюс в том, что самая стандартная комплектация игры очень простая, и правила без проблем можно объяснить как взрослым, так и детям.
Впоследствии у «Каркассона» появилось множество дополнений, которые усложнили игру, добавив в нее новых подданных. Например, там есть мэр, которого можно ставить только в города, принцесса, способная выгонять рыцарей из городов, а есть и дракон, которого боятся вообще все подданные.
Если вы попробуете сыграть в «Каркассон» со всеми дополнениями, то партия у вас затянется на несколько часов, и за победные очки в прямом смысле придется сражаться, используя все, что у вас есть.
Кстати, есть и несколько отдельных версий «Каркассона», отличающихся от базовой. Например, в «Каркассоне. Охотники и собиратели» вместо рыцарей, крестьян и монахов — охотники, рыболовы и собиратели. А в «Каркассоне. Золотая лихорадка» нужно строить шахту по добыче золота. В России все версии игры изданы Hobby Games.
«Пандемия» (Pandemic)
Александр Башкиров
Наряду с упомянутым выше Arkham Horror и его еще более крутым спин-оффом Eldritch Horror Pandemic — одна из трех лучших существующих кооперативных настольных игр. Она не основана на творчестве Лавкрафта, но посвящена не менее мрачной тематике — борьбе с четырьмя вирусами, грозящими уничтожить все население земного шара.
Если вы играли в Arkham Horror или спин-офф, механика вам покажется знакомой: те же очаги возгорания на разных участках карты, те же мечущиеся между ними игроки, отыгрывающие один из классов и передающие друг другу средства к спасению мира. Вот только вместо древних монстров тут четыре безымянных болезни, которые символизируют кубики соответствующего цвета.
Разумеется, вы с друзьями быстро согласитесь считать черные кубики зомби-чумой. Надо сказать, что быстро множащиеся на поле и заполоняющие всю карту Земли кубики выглядят очень зловеще и мерзко — а если еще и выкладывать их на поле из специально купленных по такому случаю чашек Петри, то после окончания сессии все участники будут долго мыть руки с мылом.
Классы соответствуют тематике популярных фильмов про борьбу с эпидемиями вроде Contagion Стивена Содерберга: исследователь, диспетчер, ученый, медик, оперативник… У каждого — свой уникальный скилл, который в определенной ситуации позволяет именно вам спасти мир и почувствовать себя самым ценным игроком в команде. Но в целом победа достигается через кропотливое планирование перемещений по карте — нужно встречаться в различных населенных пунктах и обмениваться картами с названиями городов, чтобы собрать набор из пяти карт одного цвета. В этом случае вы изобретаете вакцину против одной из болезней (хотя с карты она не пропадает, и поле потом нужно долго «пылесосить» от оставшихся смертоносных кубиков), и жить становится чуть легче.
Гениальность Pandemic — в полнейшей непредсказуемости происходящего даже на легком уровне сложности. Как и в играх по Лавкрафту, ликование по поводу ликвидации одного из очагов заражения сменяется отчаянием из-за неудачно вышедшей карты эпидемии, каждая из которых приближает армагеддон. Даже если вы знаете игру насквозь и идеально взаимодействуете с напарниками, на высоком уровне сложности это не гарантирует победы и приводит к взаимным упрекам и обвинениям после поражения. А что может быть лучше настольной игры, умеющей посеять раздор в самой слаженной команде?
Причем, в отличие от прототипов, правила в Pandemic простейшие, учатся очень быстро, играть можно с детьми. К игре выпущена масса аддонов, позволяющих ЕЩЕ ВЫШЕ задрать планку сложности или даже добавляющих на карту «биотеррориста», играющего против остальной команды.
Наконец, на основе Pandemic разработана одноразовая сюжетная игра Pandemic Legacy, признанная авторитетным сайтом Board Game Geek лучшей настолкой из когда-либо созданных. Это довольно специфическое развлечение — играть лучше группой из 3-4 человек, которая не распадется через несколько месяцев каторжного прохождения одной и той же кампании, — но очень любопытно смотреть, как оригинальная «Пандемия» исчезает в растворе новых правил, оставляя в сухом остатке нечто, напоминающее захватывающий телевизионный сериал-постапокалиптик с вашим участием.
«Лорды Уотердипа» (Lords of Waterdeep)
Александр Башкиров
Lords of Waterdeep — малоизвестная и слабораспространенная в России игра (хотя я лично встречал ее в одном из магазинов Hobby Games). Но за каких-то 3000 рублей (не считая аддонов) она одна заменит вам полдесятка топовых, дорогостоящих настолок и останется играбельной на долгие годы — хоть вдвоем, хоть в компании до пяти игроков.
Эта игра 2012 года — квинтэссенция всего лучшего, что появилось в мире настольных игр за последние 10-20 лет. Она использует человечков-миплов из Carcassonne — и их позиционирование в Lords of Waterdeep не менее критично, чем в этой великой игре. Здесь идет жесткий обмен ресурсов с использованием сильно влияющих на происходящее случайных бонусных карт, словно в The Settlers of Catan, причем в отличие от «Катана» в Waterdeep можно играть с одним партнером.
Здесь берутся квесты «на выполнение» — как в Ticket to Ride, победа зависит от того, сколько из набранных заданий ты успел сдать к концу игры, только в «Лордах» за оставшиеся на руках миссии тебе не записывают штраф. Наконец, количество очков в финале может радикально поменяться в зависимости от того, насколько успешно вы отыгрывали роль того или иного Лорда так, чтобы об этом не догадался никто из других игроков — как в какой-нибудь Mafia или другой салонной игре с тайным распределением ролей.
И это еще не все: действие происходит на красивейшем поле, имитирующем один из самых легендарных населенных пунктов Dungeons & Dragons (Уотердип — это что-то вроде Санкт-Петербурга от сеттинга Forgotten Realms), а лор с карт с квестами и бонусными действиями погружает в эту вселенную не хуже умелого гейммастера.
Единственный серьезный недостаток этой великолепной настолки — очень запутанные правила менеджмента миплов на финише каждой из многочисленных фаз игровой сессии (некоторые человечки возвращаются к вам в руку, чтобы их можно было использовать еще раз, при определенных условиях процесс можно повторять многократно). Я рекомендую приобрести виртуальную версию Lords of Waterdeep для iOS от Playdek — это не только лучшая адаптация настольной игры для портативных устройств с безумно красивым анимированным игровым полем, она поможет вам быстро заучить правила и потом легко справляться с ними в настоящей настолке.
Источник