Чем закончился «Декстер», что огорчило фанатов и почему истории антигероев так трудно завершать

Сериал вернулся с рекордами рейтингов, но пользовательские оценки последнего эпизода вновь пробивают дно.


Внимание

Это текст «без купюр» — со всеми возможными спойлерами. В материале в том числе есть сравнения с концовкой «Во все тяжкие».

Правосудие Декстера

9 января на американском канале Showtime (стоит за «Бесстыжими», «Миллиардами» и «Родиной») вышел заключительный эпизод мини-сериала «Декстер: Новая кровь» — одновременно продолжения и второго финала для культового шоу о серийном убийце, который охотится на других серийных убийц.

Оригинальный «Декстер» появился на пике популярности антигероев на телевидении и продержался в эфире целых восемь сезонов — с 2006-го по 2013-й. Его первые шаги на экране совпали с бумом вокруг «Остаться в живых» и «Доктора Хауса», запустивших принципиально новую культуру сериалосмотрения в России.

По большому счёту «Декстер» никогда не терял популярности. Даже в 2013 году сериал ушёл с рекордными рейтингами. Да и то только потому, что все причастные к проекту от него устали, а больше других — главная звезда, Майкл Си Холл. Но к сожалению, красиво уйти с экранов актёру не удалось.

В финале восьмого сезона Декстер собственноручно отключил сводную сестру Дебру от аппарата искусственного жизнеобеспечения (один из злодеев выстрелил в неё эпизодом ранее) и попытался покончить с собой во время урагана, но выжил и начал отшельническую жизнь где-то на Севере США. Герой решил наказать сам себя и отстранился от воспитания сына, в котором души не чаял в предыдущие годы.

Эта идея настолько разозлила фанатов, что изначальный финальный эпизод «Декстера» по многим метрикам считался одной из худших концовок в истории телевидения. Если сравнивать средние оценки эпизодов сериала с рейтингом финала, то падение оказалось катастрофическим.

И вот спустя без малого девять лет «Декстер» завершился вновь. Майкл Си Холл согласился сняться в ещё 10 эпизодах, чтобы исправить отношения героя с сыном и закончить историю как полагается. Для этого к работе над проектом вернулся шоураннер Клайд Филлипс, покинувший проект после первых четырёх сезонов, которые до сих пор считаются лучшими.

Но ни Холл, ни Филлипс не смогли спасти «Декстера» от печальной участи. Сериал теперь ненавидят, кажется, ещё сильнее, чем девять лет назад.

Что случилось в девятом сезоне

Первый эпизод «Новой крови» — наверное, самое большое стилистическое отступление за все 16 лет существования шоу. В нём зрители до самого финала не слышат закадровый голос Декстера, пока он наконец-то не совершает убийство — первое за годы — и не возвращает себе «тёмного попутчика».

В умиротворённую жизнь Джима Линзи (новый псевдоним) на Севере штата Нью-Йорк врывается Гаррисон — повзрослевший сын главного героя. Декстер предполагал, что без отца-убийцы у ребёнка сложится счастливая жизнь, но что-то пошло не так. Ханна, с которой Морган оставил сына, умерла от рака, а Гаррисон провёл всё детство в приютах, гадая о том, почему отец его бросил.

Вернувшийся к работе над сериалом шоураннер Клайд Филлипс в девятом сезоне явно не пытается изобрести велосипед. Напротив, «Новая кровь» чётко идёт по давно отработанному шаблону.

Главный герой знакомится с другим маньяком. Они сближаются. Декстер, смотря на своё подобие, узнаёт нечто новое о себе, и в финале между персонажами случается конфронтация. Только в этот раз у протагониста в этой роли был не какой-нибудь приятель или наставник, а собственный сын — ребёнок с такой же тягой к насилию, как и у отца.

Само собой тут есть и традиционный «маньяк сезона» в исполнении Клэнси Брауна, и полицейские, которые выходят на след Декстера, чтобы в очередной раз почти поймать его в финале.

«Новая кровь» — настолько типичный «Декстер», что тяжело отделаться от ощущения, будто смотришь глуповатую самопародию. Это привет из прошлого, когда сериалы делали иначе, а сценаристам сходило с рук куда больше откровенных ляпов.

Только заканчивается в этот раз история радикально. После нескольких неудачных попыток наладить отношения Декстер открывается сыну, и они вместе убивают злодея, разделав его труп и закинув останки в печь для сжигания мусора.

В последнем эпизоде «Крови» Декстера сажают в тюрьму по подозрению в убийстве, но он сбегает из камеры, убив невинного полицейского голыми руками и тем самым нарушив свой кодекс.

Когда главный герой пытается уехать из города вместе с сыном, тот отказывается, потому что впервые чувствует себя в этом месте нужным — у него появились и девушка, и друзья. Гаррисон вступает с Декстером в конфронтацию и направляет на него ружьё, по крови на лице догадавшись, что отец убил кого-то невинного.

Главный герой наконец-то понимает, что если останется жив, то его сын никогда не будет по-настоящему счастливым. Декстер просит Гаррисона выстрелить ему в сердце, и тот выполняет просьбу. Главный герой в той же позе, что и Уолтер Уайт из «Во все тяжкие», истекает кровью, пока его сын уезжает из города на машине.

Чем недовольны фанаты и что авторы «Декстера» сделали не так

Одна из главных проблем всех историй об антигероях в том, что многие зрители со временем выкидывают из головы приставку «анти». В этом отчасти виноваты и сами авторы таких произведений, которые неизбежно влюбляются в своих персонажей и начинают романтизировать их пороки. В случае «Декстера» это заметно особенно явно. Герой разделывает трупы своих врагов под заводную музыку, а глаза актёра Майкла Си Холла по-настоящему сияют, когда он смотрит на хорошо заточенный кухонный нож.

Зрители обожают антигероев и чаще всего хотят, чтобы у тех всё было хорошо. В конце концов, кто из нас без греха? Ну убил Декстер сотню человек и что? Это же были плохие люди, а его самосуд оправдан. Наверное. Хотя, конечно, у его действий была куча побочных жертв… но… он же такой лапочка. Ведь правда?

И когда в конце такого сериала авторы решают убить главного героя, понимая, что позволить маньяку красиво уйти в закат будет неправильно, зрители негодуют. Как этого избежать? Сделать открытый финал, который можно трактовать двояко? Это сложно.

А ещё можно просто не делать антигероя слишком привлекательным. Почти безупречно поймать эту тонкую грань смогли сценаристы «Во все тяжкие», которые на пути к предсказуемому финалу постепенно делали Уолтера Уайта всё большим чудовищем. В последних сезонах они не фетишизируют героя, а, наоборот, показывают его максимально неприятным и зачастую трусливо, без помпы, убивающим своих врагов. Да, поэтому сериал в конце было тяжеловато с моральной точки зрения смотреть, но цель оправдала средства: у концовки Breaking Bad оценка 9,9 на IMDb.

Сценаристы «Декстера» решили провернуть тот же трюк, но сделали это максимально топорно. В «Новой крови» Майкл Си Холл выглядит, звучит и двигается абсолютно так же как раньше. Это тот же Декстер. В игре актёра ничего не поменялось. Персонаж не кажется «заржавевшим» или постаревшим, но внезапно резко и катастрофически глупеет — плохо заметает следы или не заметает вообще, зачем-то лезет убивать преступников, которых и так накажет система правосудия. В общем, вместо того, чтобы придумать изящный капкан, который бы захлопнулся в финале, сценаристы превратили главного героя в простака.

Строго говоря, изящный капкан для себя сделали сами авторы «Декстера». За предыдущие восемь сезонов они настолько часто вытаскивали главного героя из тупиковых ситуаций, что теперь зритель попросту не сможет поверить в любой негативный исход. Сценарную броню нельзя просто взять и снять в один миг.

Декстер успешно скрывался от полиции Майами восемь лет, и теперь его вычислила какая-то детективша местного разлива? Кто в это поверит?

Более того, авторы настолько привыкли романтизировать убийства Декстера, что им пришлось найти какой-то очень быстрый способ сделать героя неприятным для зрителя. И именно для этого Декстер убивает полицейского за пять минут до собственной смерти. Это настолько халтурно и дёшево, что диву даешься. Сколько нужно потратить экранного времени на то, чтобы зрители смирились со смертью своего любимого неуловимого убийцы? Пять минут, не больше. Но и тут просчёт: гнев фанатов в этой сцене явно направлен не на поступок главного героя, а на лень авторов.

В самой смерти Декстера нет никакой проблемы. Как и любой другой антигерой, он не заслуживает обязательного счастливого финала. Нет проблемы даже в том, что героя убивает именно его сын – это могла бы быть красивая концовка, если бы к ней подвели обстоятельно. Но нет. Декстер нарушает кодекс за пять минут до финала, а Гаррисон ровно за столько же времени осознаёт, что его отец — чудовище. Часики тикают, сезон заканчивается.

Что дальше

В октябре нам удалось пообщаться с Майклом Си Холлом по «Зуму», и ещё тогда казалось странным, что он не смог ответить на простой вопрос: «Как сериал актуализировали спустя столько лет?» Реальный ответ — никак.

«Новая кровь» вышла в 2021-2022 годах, но ощущается сериалом из 2013-го. Сценарий написан в спешке, многие линии (местный миллиардер и вернувшийся Батиста) так и не закончены, а происходящее на экране не кажется ни реалистичным, ни живым, ни выстраданным. Это театр, в который поверить от всего сердца не получается при всём желании. Декстер вернулся на экраны спустя годы, но так и остался гостем из прошлого.

Канал Showtime сейчас можно смело обвинить в тотальной недальновидности. Он сорвал куш, получив рекордные рейтинги на «Новой крови», но одновременно закрыл для себя дорогу к полноценному развитию франшизы. Декстера больше нет, а захотят ли зрители смотреть спин-офф про Гаррисона после такого финала? Вряд ли.

За что стоит поблагодарить Майкла Си Холла и Клайда Филлипса, так это за то, что они решились однозначно убить героя в кадре и отвергнуть любые фанатские теории в интервью. Декстер умер и как минимум его уже никто не будет трогать. А Си Холлу хочется пожелать поскорее найти новую большую роль, которая затмит эту — таланта у него более чем достаточно.

#мнения #декстер

 

Источник

Читайте также

Меню