Не буду называть себя олдом, фанатом вселенной и всё в таком духе, но познакомился с ней задолго до всеобщего хайпа по третьей части, году так в 2008-2009, когда была только первая часть (о которой «самые преданные фанаты» даже не слышали), что стала для меня настоящим открытием и побудила не только пройти всю серию, но и прочитать 7(8) книг первоисточника. Сериал от Нетфликса тоже смотрел, но так и не осилил первый сезон, может, как-нибудь к нему вернусь. Нынешний хайп по вселенной, активно подогреваемый всё тем же Нетфликсом, мне не очень по душе, частично потому, что изначально это была атмосферная вселенная, о которой мало кто знал, а теперь каждый школьник будет доказывать, какой он фанат Ведьмака (Дикой охоты, естественно, а что, есть другие?), частично из-за вероятности того, что вселенную будут доить не хуже всем известного Диснея, пока не останется ничего кроме актуальной повестки (актуальной для создателей, а не мира игры). Впрочем, не буду старым дедом, бухтящим, что раньше и трава была зеленее, и вкус у «Ласточки» приятнее, просто хотелось бы в самом начале прояснить своё отношение к вселенной: книги — отличные, игры — отличные, сериал (не польский) — на любителя, аниме — сейчас затронем.
Итак, аниме повествует нам о молодости Весемира — наставника Геральта, Ламберта, Эскеля и прочих ведьмаков из Каэр Морхена и показывает как детство ведьмака-наставника, так и его молодые (с учётом того, что ему в аниме 70 лет) годы. Повествование развивается в двух временных линиях: в современной Весемир вынужден по поручению короля расследовать загадочные нападения на людей в лесах Каэдвена, в прошлом же мы наблюдаем за формированием его взглядов на жизнь, тренировками, прохождением Испытания Травами и становлением на путь Ведьмака.
Красными линиями через аниме идёт несколько тем, раз за разом всплывающих и влияющих на повествование. Первая такая тема, как бы банально это не было — деньги. Нам показывают, что уже в детстве Весемир понял простую истину: у кого деньги — тот и правит балом, а потом решение стать ведьмаком имело под собой и меркантильную подоплёку, что демонстрируется уже в первой сцене: когда на повозку с дворянами нападает леший, убивая всех, кроме одного мальчика, Весемир, совладавший с нечистью, спокойно копается в пожитках, забирает себе все драгоценности, в том числе и снимает браслет с мальчика, а когда последний просит забрать его в город, ведьмак советует ему добираться туда автостопом с помощью грустного лица.
Разумеется, это не единственный случай, ведь на протяжении доброй половины аниме Весемир будет хвастаться своими подвигами, которые, как можно догадаться, помимо действительно добрых (но не бесплатных) дел включают в себя обман с целью заработать побольше. Как несложно догадаться, в итоге всё это приведёт к тому, что Весемир поймёт, что не всё в мире измеряется деньгами, мораль, несомненно, полезная, но плохо сочетающаяся с возрастным рейтингом картины (кровь, матюки, убийства и голые сиськи).
Под тему заработка хорошо подходит и деятельность наставника Весемира — Деглана, который, обеспокоившись тем, что монстров может стать маловато для ведьмаков и их выручка за убийства упадёт, не придумывает ничего лучше кроме того, чтобы заручившись помощью чародеев, проводящих Испытание Травами, начать создавать новых мутантов в подвалах Каэр Морхена, что в итоге и приводит к убийствам в лесах Каэдвена, за которыми стоит один из созданных гибридов.
Ещё одна тема, что нашла отражение даже в названии аниме — кошмар. Первый монстр, с которым столкнулся Весемир, наблюдая за работой Деглана — мара, существо, способное залезть к любому в голову и создавать очень реалистичные иллюзии. Иронично, что и гибрид, сбежавший из лаборатории, обладает схожими способностями, но в разы сильнее, вплоть до сокрытия части леса, причём иллюзия настолько сильная, что даже ведьмак на пару с чародейкой далеко не сразу смогли её обнаружить. Тема кошмаров поднимается на протяжении всей картины, достигая своей кульминации в финальной битве (что сделало её немного предсказуемой) и в классической для кино манере служит для самоопределения персонажа и принятия ключевых решений.
Вернёмся к основному сюжету, набитому странными решениями, местами откровенно плюющими на то, что мы знаем о вселенной Ведьмака. Начнём с испытаний, которые в детстве проходил Весемир. Что об этом говорилось в книгах и играх? Мальчиков отвозили в Каэр Морхен, где они долго и изнурительно тренировались с оружием, изучали записи о монстрах, проходили различные испытания у окрестностей замка, и лишь затем проходили Испытание Травами, в ходе которого на десяток человек в среднем приходилось трое выживших. Что мы видим в аниме? Ребятню морят голодом (хотя сами ведьмаки не бедствуют), толком ничему не учат, просто раздав мечи и сказав: «деритес», а потом решают, видимо, шутки ради дождаться, пока они уснут и закинуть их всех в болото с таким количеством монстров, с которым не каждый взрослый ведьмак справится. Выдать оружие? Зачем? Вот медальоны, от них пользы больше, да и продаются, судя по количеству, в каждой лавке. Большинство детей погибло а некоторые стали инвалидами? Испытание прошло успешно. Кто-то потерял руку? Не беда, будет одноруким ведьмаком, кастующим знаки культёй (что, кстати, забавно). Когда видишь подобный бред, существующий даже не столько с целью очернить ведьмаков (они в аниме всё же положительные персонажи, серую мораль тут не любят), сколько просто в качестве жести ради жести, не имеющей никакой логичной подоплёки, возникают определённые вопросы к сценаристу.
Впрочем, подобное в аниме не концентрируется в одном месте, а равномерно размазано по всему хронометражу. Если линия с кошмарами и жаждой наживы в целом логична, то вот основной двигатель сюжета вообще ниочём. Говорю я, разумеется, о чародейке Тетре Гилкрест, которая с самого начала считает ведьмаков виновными в убийствах, что происходят в лесах (да, она оказывается права, но не потому, что действительно что-то знала, а по простому совпадению) и склоняет короля Каэдвена к тому, чтобы штурмовать Каэр Морхен, благо, есть адекватные люди, что ставят чародейку на место и предлагают ей самой всё и расследовать, взяв в напарники Весемира, который так удачно оказался в каталажке, на пару со своим товарищем-ведьмаком, зарубив пару слишком наглых рыцарей в кабаке (ммм, отсылочки к книжной саге).
Исследовав лес и развеяв мощную иллюзию, парочка находит причину бедствия — сбежавшего гибрида эльфийки и мары (да, тут есть небольшая сюжетная линия с пропавшими эльфийками и старым знакомым Филавандрелем, но она не особо важна) а также лабораторию, в которой Китсу (так её зовут), пытается повторить процесс на похищенных эльфийках и создать себе подобных. Это, а также заминка Весемира в диалоге о ведьмаках, создающих монстров, приводит к тому, что Тетра снова обвиняет ведьмаков во всех бедах, наконец-то убеждает короля принять меры и с армией выдвигается к Каэр Морхену, где ведьмаки уже заняли и оборону и намерены защищать чародеев, иначе никто не сможет создать новых ведьмаков.
Сцена сражения выглядит эпично, опять же, если забыть о существовании логики. Есть чародейка, есть небольшая армия, которую ей выделили, нужно убить плохих ведьмаков, что создают монстров, вроде логично. Чародейка открывает порталы и, сговорившись с гибридом, убившим кучу людей, призывает толпы монстров? Разумеется у армии это не вызовет никакой реакции, подумаешь, напали на убийц монстров призвав этих самых монстров на свою сторону, триста рублей это триста рублей, нужно отрабатывать. Тем более, на самых ведьмаков можно посмотреть, а то всякие глупые писаки рассказывали о каких-то ведьмачьих стилях с одним мечом, а они тут с двумя бегают, кто-то ещё топор прихватил, Весемир решил убить всех титанов и вступить в разведкорпус или что-то вроде того, знаки и вовсе сильнее чародейской магии.
Если же вы всё это время задавались вопросом, почему чародейка вообще ввязывается в войну с ведьмаками и всячески хочет их очернить, то до самого финала никто не даст вам ответа, довольствуйтесь антагонистом без мотивации, что происходит из древнего рода и просто выступает за чистоту, боясь испачкать в пыли свои перчатки. Лишь в финале мимолётом выяснится, что родители Тетры были убиты каким-то случайным ведьмаком, что и привело к её ненависти и большинству событий в картине. А теперь советую сравнить это с мотивацией чародеек в книгах, играх и сериале от того же Нетфликса.
Помимо крупных проблем, вроде озвученных, хватает и более мелких, вроде банального дисбаланса — аниме вроде бы по Ведьмаку, но сами ведьмаки в нём уж больно сильные, если уж даже один из них способен спокойно сражаться едва ли не с целой армией, а их знаки ничем не уступают полноценной магии, и если в сцене, когда все ведьмаки выстраиваются в ряд и разом применяют аард, это выглядит действительно круто и изобретательно, то Весемир, что в одиночку одним лишь игни разбивает лёд на целом озере — явный перебор. Сама постановка некоторых боёв, в частности с Крест, тоже вызывает вопросы — почему чародейка просто стреляет из лука большую часть времени, когда ведьмак спокойно кастует знаки? Вдобавок в некоторых сценах не мешало бы добавить 3-4 кадра, я понимаю, что Нетфликс это маленькая компания без больших бюджетов, но могли бы постараться.
Отдельно выделю внешний вид Весемира, что вышел слишком лощёным, и это в средневековье-то. Лично для меня это проблемой не является, но всё же было забавно за ним наблюдать, невольно сравнивая с Адамом Дженсеном. Да чего уж там — сами создатели это тоже понимали, а потому здесь есть сцена, в которой ему говорят:
Может показаться, что я только ругаю картину, но мне хотелось выделить самые крупные её недостатки, так как плюсов тоже хватает, вроде приятной и детальной (пусть и не всегда) рисовки, неплохой озвучки в оригинале, атмосферы и в целом неплохого выбора на вечер. Понравится ли эта картина поклонникам оригинальной серии и игр? Не факт, слишком уж много допущений и переиначивания канона, пусть черных дриад и не завезли, но если знакомы с лором или в целом мыслите логически, то многие вещи будут вызывать кучу вопросов. Так что это больше развлекательная картина на один вечер без особой глубины, но со зрелищным экшеном и постановкой.
Благодарю за внимание, надеюсь, данный текст оказался для вас интересным или полезным.