Чтобы сделать хороший фантастический фильм, совсем не обязательно придумывать новую вселенную с объёмным лором. Зачастую достаточно одного удачного допущения. И режиссёр «Апгрейда» Ли Уоннелл, кажется, решил построить на этом методе всю свою карьеру.
Новый «Человек-невидимка» максимально далеко ушёл от киновселенной Universal, в которую он должен был изначально входить. Когда проект достался Уоннеллу, он камня на камне не оставил от изначальной концепции. Партия злодея в его фильме сократилась настолько, что того мог бы сыграть хоть садовый инструмент, а Джонни Депп, некогда целившийся в эту роль, оказался ненужным излишеством и сдал свой пост звезде «Призраков дома на холме».
Подход Уоннелла к этой многократно рассказанной истории восхищает своим изяществом. Если злодея нельзя показать в кадре, то как сделать его по-настоящему страшным? Нет, не дурацкими скримерами, а с помощью талантливой игры Элизабет Мосс, которой тут досталась роль жертвы.
В «Невидимке» есть и другие актёры, но нельзя отрицать очевидное: весь фильм — бенефис звезды «Рассказа служанки», которая за два часа от нерешимости, ужаса и истерик постепенно переходит к состоянию завидного бесстрашия.
Вся прелесть новой версии «Невидимки» в том, что этот фильм отлично сработал бы и без… невидимости. Без фишки, упомянутой в самом названии, это всё равно был бы крепкий триллер о том, как гениальный тиран, не умеющий любить никого кроме себя, терроризирует свою девушку, пытаясь свести её с ума и полностью подчинить своей воле.
Ли Уоннелл явно станет любимчиком голливудских студий, потому что он умеет снимать большое по духу и исполнению кино почти без спецэффектов. Вся первая половина «Невидимки» строится на самых простых трюках и умной компоновке кадра: например, оператор всегда оставляет на экране немного пустого места, и уже только эта деталь заставляет нервничать.
Одна из очевидных проблем Уоннела как сценариста — неспособность прописывать полутона в диалогах. Его герои что тут, что в «Апгрейде», хоть и не говорят тупостей, но почти всегда прямолинейно раскрывают свои мысли и мотивы. Но «Невидимку» эта деталь почти не портит. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть великолепное вступление фильма — уже через две минуты после начала вы будете ёрзать в кресле и дёргаться от каждого звука, хотя с экрана ещё какое-то время не послышится ни одного слова.
Когда СМИ будут подводить итоги 2020 года, «Невидимку» придётся включать в списки лучших триллеров и лучших хорроров одновременно. Подобно другим выдающимся режиссёрам обоих жанров, Уоннел не закидывает зрителя бессмысленными страшилками, а постепенно выстраивает вязкую атмосферу. Его фильм не утомляет и безупречно ритмически выверен.
По непонятной причине «Невидимка» вышел и в IMAX, и посмотреть его в таком формате, как ни странно, не самая плохая идея. Эти залы славятся не только своей картинкой, но и звуком, и он играет тут важную роль — в том числе сюжетную. Впрочем, и зрелищных эпизодов хватает: когда приходит время, Уоннел срывается с катушек и выдаёт экшен в своём фирменном стиле — с быстрыми пролётами камеры, как бы привязанной к отдельным объектам в кадре.
Если вы смотрели «Человека-невидимку» Пола Верховена с Кевином Бейконом в главной роли, вы, возможно, даже не сразу поняли, кто в фильме главный герой и что сопереживать предлагается героине Элизабет Шу, а не кому-то другому.
В своём фильме Ли Уоннел идёт совсем другим путём. Тут сомнений в том, на чьей стороне правда, нет с первых секунд. Автор «Апгрейда» рассказывает актуальную историю о том, как обладающий властью мужчина может постепенно превратить женщину в свою собственность — не только силой, но умелой ложью и манипулированием. «Человека-невидимку» 2020 года можно добавить в словари к описаниям новомодных слов «абьюз» и «газлайтинг» – едва ли для них можно найти лучшую иллюстрацию.
На этом месте вы можете заподозрить фильм в наличии повестки, но Уоннелла в этом очень трудно упрекнуть. Новая история получилась цельной, а титульному злодею режиссёр отдал все возможные почести, включая мощный финальный твист. Человек-невидимка ещё никогда не был таким жутким и беспощадным, а новая адаптация всего лишь сделала его суть более злободневной и в то же время понятной. Теперь это не просто хоррор, а двоюродный брат фильма «Не в себе» Стивена Содерберга.
В конце концов, даже у Герберта Уэллса основной темой было то, как подлинная свобода постепенно превращает человека в чудовище. Уоннел в своём фильме всего лишь расширил эту мысль, добавив к невидимости деньги и маниакальную тягу к власти над одной конкретной женщиной.