За всю свою историю «Человек-невидимка», ветеран классической вселенной «Монстров Universal» , пережил аж 6 воплощений на киноэкране:
В 2020 году году он вновь обрёл своё киноперерождение, теперь уж от австралийца Ли Уоннелла, близкого друга Джеймса Вана и по совместительству сценариста «Пилы» и «Астрала».
Примелькавшись в качестве сценариста фильмов Вана для Blumhouse, в 2015 году Ли Уоннелл получает одобрение на съёмки третьей части «Астрала» (так как Ван был занят съёмками 7-й части «Форсажа»).
Режиссёрский дебют Уоннелла оказался более чем успешным, при бюджете в 10 млн долларов фильм собрал по всему миру более 100 млн. В 2018 году он также написал сценарий к короткометражному фильму Дэва Патэля «Home Shopper» , где засветился Арми Хаммер.
Всё в том же 2018 Ли Уоннелл снял своё собственное детище — «Апгрейд», фильм, удачно выступивший в российском прокате на волне успеха «Венома» (схожесть Логана Маршалла-Грина с Томом Харди удачно подчеркнула кинокомпания «Экспонента» в своей рекламной компании), однако в мировом прокате фильм бюджетом в 5 млн долларов собрал лишь 16 млн, не провал, но и успехом назвать сложно.
И вот, после неудачной авантюры Алекса Куртцмана, провальной «Dark Universe», руководство Universal, совместно с Blumhouse сделали ход конём, отдав классическую историю Герберта Уэллса на растерзание дерзкому австралийцу Уоннеллу.
Получившийся в итоге складный триллер, про абьюз и токсичные отношения, особенно актуальный в эпоху #metoo, оказался более чем успешным, собрав за 2 уикенда почти 100 млн долларов, при бюджете в 7 млн.
Психологические кошки-мышки главной героини Сесилии (Элизабет Мосс) с невидимым «бывшим» Эдрианом Гриффином (Оливер Джексон-Коэн) здесь соседствуют с выверенной режиссурой и филигранной работой с природой страха, ступая как на территорию j-horror, так и на границы модного сейчас «слоубёрнера».
Однако стоит заметить, что Уоннелл не выступает с какой-то фемповесткой, а просто развивает идеи фильма Пола Верховена «Невидимка» 2000 года. Вот только если раньше последствия невидимости развращали человеческий разум, превращая ученого-плейбоя в жестокого маньяка, то теперь в роли невидимки выступает уже заранее выбранный расчётливый и бездушный психопат.
В этом фильм максимально сильно отдаляется от изначальной концепции Уэлса, где Гриффит был жертвой эксперимента, человеком, потерявшемся во времени и пространстве, оттого и бросающийся на отчаянные поступки, становясь чуть ли не террористом (Уэллс частично объяснял это воздействием препарата на мозг). Эдриан в этом плане слишком просто и прямолиниен: есть моя девушка — буду её доводить до нервного срыва.
Идея дистанционного насилия далеко не нова, достаточно вспомнить недавний триллер Стивена Содерберга «Не в себе», но в версии Уоннелла отчётливо прослеживается прошлое сценариста «Пилы», оттого-то и атмосфера здесь такая, что её можно резать ножом. Дополняет картину операторская работа Стефана Душью («Апгрейд»), выстраивающего математически верно выверенные кадры в холодных тонах, будь то высотехнологичный особняк ученого-миллионера (без пяти минут берлога Тони Старка) или парковка у больницы под проливным дождём.
В какой-то степени это ещё и фильм одного актера: Элизабет Мосс тут не просто выходит на первый план, она по сути вытягивает на себе весь, скажем прямо, неровный сценарий. В какой-то момент так и вовсе начинает казаться, что смотришь спин-офф «Апгрейда», уж слишком похожи симптомы.
Если же начать разбирать по косточкам цепочку логических действий, которые совершают главные герои, то вскроется множество неприятных сценарных дыр и потерь ориентиров. Когда фильм пытается говорить о домашнем насилии, то делает это максимально неуклюже, хоть и прекрасно репрезентует эту тему старания игры Мосс. Морально униженная женщина с пошатнувшейся психикой становится пешкой в жестокой игре, где окружающие скорее поверят, что это именно она совершила злодеяния. Порой доходит до абсурда, когда сидя в одной комнате с девочкой невидимка бьёт ту по щеке, та истерит и обвиняет обвиняет во всем Сисилию, несмотря на то что между ними 2 метра расстояния. Выглядит все это несколько комично. В фильме вообще мало юмора, все на очень серьезных щах и такие вот недочеты не красят фильм.
Но все же несмотря на такую однобокость (фильму действительно не хватает дерзости Джордана Пила, выстраивающего свою микровселенную для Blumhouse) новому «Человеку-невидимке» хочется простить многое. Снято все очень бодро и динамично, за сюжетом интересно следить, за герою переживаеть и болеть, так что даже спорный финал не отнимет у фильма этих качеств.
Подводя итоги хочется сказать, что для вселенной «монстров Universal» метаморфоза, предложенная Уоннеллом является удачным шагом вперёд, нежели провалом, коим стала попытка создания печально известной «Dark Universe», оборвавшаяся сразу же после выхода «Мумии». Хотя идея увидеть Джонни Деппа в роли классического человека-невидимки выглядела интересной (особенно на фоне его скандалов, связанных с абьюзом женщин), в данный момент для Universal текущий вариант исполнения выглядит куда более безопасным и элегантным шагом. Так что как знать, может быть скоро мы все-таки увидим и невесту Франкенштейна, сильную и независимую женщину, пропущенную через призму фемоптики.
Веду небольшой канал о кино @kiryambit в telegram, подписывайтесь там много интересного.