«Чего хотят зрители? Ну, они и сами не знают»

Что мы узнали из большого интервью Кристофера Нолана.

Режиссёр «Дюнкерка» всё ещё пожинает плоды своего успеха: военному фильму про отступление прочат как минимум одну премию «Оскар» — за лучшую режиссуру. Параллельно Нолан защищает обычные кинотеатры от влияния сервисов вроде Netflix, активно критикуя последние.

О том, как режиссёр снимал «Дюнкерк», и почему выступает против стриминговых сервисов, с Ноланом поговорил автор журнала Variety, а мы выбрали из интервью самое интересное.

Создатели «Дюнкерка» не задумывались о наградах и премиях. Поэтому фильм вышел в июле, а не к концу года. Только после того, как его высоко оценили и критики, и зрители, было решено включить его в оскаровскую гонку.

Для меня это был не военный фильм, а история выживания

Кристофер Нолан
режиссёр

Прежде чем заняться съёмками, Нолан обратился за советом к Стивену Спилбергу. Режиссёры давно дружат, и создатель «Дюнкерка» попросил у Спилберга самую первую версию «Спасти рядового Райана», чтобы посмотреть, как он поставил сцену с высадкой на пляж Омаха. Тот поделился копией фильма и порекомендовал оставить фантазии в стороне и сконцентрироваться на исторических исследованиях, чтобы достоверно отобразить эвакуацию в «Дюнкерке».

Благодаря «Спасти рядового Райана», Нолан понял, каким должен быть его фильм. Он решил отказаться от прямой демонстрации ужасов войны вроде оторванных конечностей и гор трупов и воздействовать на зрителей с помощью саспенса.

Знаменитая сцена высадки из «Спасти рядового Райана»

Нолан сознательно лишил своих персонажей предыстории. У многих из них даже имена известны не полностью — героя Тома Харди весь фильм называют просто Фэрриером.

Нас выбрасывает на этот пляж, и мы ничего не знаем о персонажах. Опасность повсюду, враги могут быть где угодно. Чтобы подчеркнуть это, мы убрали из фильма всё личное и сентиментальное.

Хойте ван Хойтема (Hoyte van Hoytema)
оператор «Дюнкерка» и «Интерстеллара»

Для Нолана главным было погрузить зрителя в происходящее на экране. Именно в этом, по его мнению, сила кинематографа. А сложные многоуровневые сюжеты лучше оставить сериалам вроде «Игры престолов» или «Очень странных дел».

Для меня фильмы и сериалы — разные виды искусства, а сейчас принято считать, что им следует слиться в нечто единое. Если они станут одним и тем же, сериалы от этого выиграют, но фильмы — проиграют.

Кристофер Нолан
режиссёр
Том Харди на съёмках «Дюнкерка»

Режиссёр сожалеет, что резко высказывался о стриминговых сервисах. Он даже написал директору Netflix по контенту письмо с извинениями. При этом от слов своих Нолан не отказывается — просто считает, что стоило быть повежливее.

Нолан категорически против того, чтобы фильмы можно было смотреть в сети через несколько недель после премьеры. Для него это слишком напоминает выход картины сразу на носителях, что считается печальной судьбой для любого фильма.

Текущая модель распространения кинопродукции кажется режисёру идеальной. Нолан считает, что это нормально — контролировать когда, где и как выходит контент. Поэтому он против модели Netflix, на котором сериалы выходят сразу полностью.

Кристофер Нолан и Фионн Уайтхед (Fionn Whitehead) на съёмках «Дюнкерка»

Во время съёмок Нолан делает всё вместе со съемочной группой. Режиссёр всё время на ногах — так он подаёт пример подопечным и заряжает их энергией.

Он делает то же, что и вы. Когда мы были в воде, держась за край лодки, он барахтался с нами.

Фионн Уайтхед
исполнитель роли Томми

Кроме того, Нолан уделяет много внимания деталям. По словам Кеннета Браны, исполнившего роль коммандера Болтона, режиссёр «был на примерках, наблюдал, как мне делают причёску, осматривал мои костюмы и в целом контролировал все сиюминутные вопросы».

Кеннет Брана и Кристофер Нолан на съёмках «Дюнкерка»

Автор «Дюнкерка» всё время работает с одними и теми же людьми. Последние пять фильмов он не менял продакшн-дизайнера, редактора, композитора и других ключевых членов съёмочной группы. Хойте ван Хойтема в этом плане новичок — помимо «Дюнкерка» он работал с Ноланом только над «Интерстелларом».

Если я узнаю, что он что-то планирует, то расчищаю график. Я несколько раз отказывался от проектов, настолько важно для меня работать с ним. Он делает меня лучше.

Ричард Кинг (Richard King)
саунд-дизайнер «Дюнкерка»
Слева направо: редактор Ли Смит (Lee Smith), саунд-дизайнер Ричард Кинг, Кристофер Нолан, продюсер и жена режиссёра Эмма Томас (Emma Thomas) и главный оператор Хойте ван Хойтема

Компьютерные спецэффекты Нолан не любит за то, что зритель легко отличает их от реальных съёмок. Поэтому он предпочитает «старые техники» — чтобы ничего не мешало погружению в атмосферу фильма.

Пляж для съёмок «Дюнкерка» было непросто найти. Вместе с продакшн-дизайнером Нейтаном Кроули (Nathan Crowly) режиссёр прошёл 29 километров по побережью Франции в поисках подходящей локации.

Нолан верит, что люди любят ходить в кинотеатры. И считает, что текущий спад на рынке лишь дело времени — в декабре выйдут «Звёздные войны», и наверняка принесут Disney много денег.

При этом режиссёр признаёт, что студии стали слишком осторожны. Поэтому фильмов про супергероев стало очень много, а экспериментальные картины вымирают.

Необходим здоровый баланс. Нужно не только давать людям то, что им нравилось раньше, но и удивлять.

Чего хотят зрители? Ну, они и сами не знают. Они просто чего-то хотят, и осознают, что именно, только когда видят фильм.

Кристофер Нолан
режиссёр
 
Источник: DTF

Читайте также