Взгляд обычного пользователя DTF на новое кино Роберта Эггерса с небольшим отступлением про предыдущую работу режиссера.
Роберт Эггерс — один из режиссёров новой волны, которым посчастливилось получить всеобщее признание и нехилый толчок в карьере сразу после дебюта в кино. Сначала американец снимает первый полнометражный фильм и берет приз за лучшую режиссуру на фестивале Сандэнс, а через несколько лет в своей второй работе имеются в распоряжении два весьма заметных голливудских актера.
Заслуженный ли первый успех? Определенно. В своё время только от трейлера «Ведьмы», как мне кажется, можно было отложить злополучный «кирпичный дом» (уж простите за такую банальность). К счастью, и само кино вышло именно таким, каким я его ожидал.
«Ведьма» — хоррор, повергающий в состояние настоящей жути. Делается это искусно за счет минимума скримеров, реально будто бы дьявольского саундтрека, и, что самое главное, невероятно тягучей и мрачной атмосферы. Это тёмный буквально во всех смыслах фильм, особенно после финала которого есть ощущение, что просмотрел небольшой ад, сошедший на киноплёнку.
Но еще одно большое достоинство заключается в том, что, в отличии от работ других молодых хоррор-мейкеров, которые преимущественно выдают скорее претенциозный и понятный только кинокритикам артхаус, чем фильм ужасов, в основе сюжета «Ведьмы» лежит вполне понятная история о пуританской семье образца ХVII-го ст., с которой начинают происходить пугающие вещи. При желании, можно конечно же попробовать изучить все присутствующие метафоры и символизм, однако для понимания картины делать это вовсе не обязательно.
Собственно, поэтому новая работа Эггерса «Маяк» была для меня одним из ожидаемых фильмов конца 2019 года, чему также поспособствовал необычный и напряженный трейлер.
Забегая наперед, вынужден признать, что получился скорее и не хоррор вовсе. Но так ли это плохо? Конкретно в случае с «Маяком» — нет.
События фильма разворачиваются в конце ХIХ-го века. Одинокий маяк расположен на каменистом островке посреди бурного моря. Именно сюда прибывают на 4-недельную вахту старый ворчливый смотритель маяка Томас Уэйк (Уиллем Дефо) и его молодой помощник Ифраим Уинслоу (Роберт Паттинсон). Смотритель крайне строг со своим подопечным, нагружает его тяжелой физической работой, а также по неизвестной причине запрещает подниматься на маяк. При таких условиях, отношения между двумя мужчинами уж точно не пойдут в положительном направлении и приведут к непредсказуемым последствиям.
Уверен, что начиная примерно с середины картины, неоднократно могут возникнуть вопросы к происходящему на экране. В этот раз Эггерс делает меньший упор на сюжет, давая возможность некоторые его моменты додумать зрителю самостоятельно. Что из происходящего реальность, а что галлюцинации? Что, черт возьми, произошло в самом конце? Не стану вдаваться в спойлеры, но скажу, что финал определенно впечатлит. А вот в хорошем, или плохом плане он это сделает — зависит сугубо от вас.
И сюжет — это, пожалуй, единственный спорный момент, который можно воспринимать как минус, что не даст абсолютно на все 100% получить удовольствие от этого отличного фильма.
«Маяк» — лента, что относится ближе к жанру психологического триллера, чем к фильму ужасов. Все положительные стороны этого кино, отлично играющего на эмоциях зрителя, упираются в две составляющих — мощный визуал и потрясающая актерская игра.
Эггерс и оператор Джарин Блашке неординарно подошли к съемке, сделав всё «под старину». Черно-белая квадратная картинка — неординарная визуальная составляющая, которая не просто отсылает к старому кино 20-30-х годов ХХ-го столетия, а и создаёт сильное чувство замкнутости и камерности постановки. Из-за этого «Маяк» местами неуютно смотреть, возникает давящее чувство дискомфорта и фильму это играет только на руку. Ощущению дискомфорта, кстати, способствует наличие весьма натуралистических сцен, однако грань картина не переступает. Так что да, сиквела «Зеленого слоника» не получилось (но ассоциации и шутки на эту тему, встречающиеся сейчас в Интернете, порой действительно забавные и уместные).
И нельзя не упомянуть присутствие великолепной игры света и тени. Да, несмотря на то, что «Маяку» вряд ли получится вас напугать, держать в состоянии напряженности — точно выйдет. Особенно сильно на этом фоне меня впечатлил эпизод с яростным монологом персонажа Уиллема Дефо, чье будто бы «демоническое» выражение лица, освящаемое лишь одной лампой посреди темной комнаты, даёт усомниться в том, а человек ли он.
Тут плавно следует перейти к актёрскому исполнению, которое вкратце хочется охарактеризовать, как потрясающее. В течение всей ленты мы наблюдаем за борьбой двух авторитарных личностей, постепенно приближающихся к состоянию безумия, и это отчётливо демонстрируется на экране благодаря актёрскому дуэту Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона. И если Дефо, ранее уже игравшего недобрых лицедеев, исполняет в «Маяке» одну из лучших ролей в своей карьере, то Паттинсон — лучшую в своей карьере вообще. Если ради того, чтобы дойти до исполнения таких ролей, как в «Маяке», следовало по молодости запачкаться в «Сумерках» — что же, эта сделка с дьяволом была оправданной. За нового Бэтмена можно не переживать.
«Маяк» — отличное кино, сочетающее в себе элементы сюрреализма, старого кинематографа начала прошлого века, творчества писателя Говарда Лавкрафта, и даже древнегреческой мифологии. Режиссёр Роберт Эггерс срежиссировал тревожный психологический триллер, изучающего темные глубины человеческой природы.
Трудно рекомендовать подобный фильм к просмотру, учитывая недосказанность сюжета, склонного к артхаусу, и часть не самых приятных сцен. Но ради того, чтобы как минимум оценить необычное визуальное исполнение и шедевральный актерский перфоманс, прекрасно работающих на чувство саспенса — «Маяку» стоит дать шанс.
И да — возможно действительно лучше не трогать чаек.