После выхода на DTF материала Игоря Белкина меня не раз и не два попросили сделать ещё один текст про Modern Warfare — именно «от редакции», и такая возможность у меня появилась только сейчас (из-за одной японской игры).
Сама сюжетная часть Call of Duty 2019 года показалась мне, как ни странно, до скучного безопасной. Когда Infinity Ward ввела в серию космические корабли и нелинейное повествование, в интернете радостно улюлюкали, минусуя трейлер Infinite Warfare и ставя лайки ролику Battlefield 1. В итоге это привело нас к тому, что мы имеем сейчас — вместо борьбы с космическими нацистами с Марса мы снова вышибаем двери вместе с капитаном Прайсом.
Что в новой Call of Duty вызывает восторг, так это невероятное сочетание картинки, анимации, механики стрельбы и звука. Даже по сравнению с WWII и Black Ops 4 перезапуск Modern Warfare порой выглядит как игра следующего поколения.
Это позволило разработчикам сделать заимствования из фильмов вроде Zero Dark Thirty, Sicario и 13 Hours Майкла Бэя максимально иммерсивными. Кажется, впервые в истории Call of Duty здесь иногда откровенно неприятно стрелять в людей — особенно в миссиях, где нужно методично зачищать логова террористов, шарахаясь от каждого шороха.
Однако после бодрой первой половины кампания Modern Warfare всё-таки сильно сдаёт. Сразу за уже знаменитой миссией с фразой «Bravo six, going dark» разработчики вываливают на игрока несколько тяжёлых, но совсем не зрелищных перестрелок на химическом заводе, а потом игра внезапно обрывается — и всё это ради того, чтобы хоть как-то обосновать кооперативный режим Spec Ops, который, судя по первым отзывам, не удался.
Что можно сказать по итогам, так это то, что в рекламной кампании нам обещали раскрытие сложных тем, но в итоге мы получили ровно то, чем кампания Call of Duty всегда была — набор быстро сменяющих друг друга экшен-сцен, милитари-порнографию и взгляд на ужасы войны, характерный для «клюквенных» романов Тома Клэнси.
Делает ли это Modern Warfare провальной игрой? Скорее всего, нет. Я знаю, что в России принято принимать Call of Duty исключительно по её кампании, однако у большинства фанатов серии эти 5-6 часов составят лишь небольшой процент времени, проведённого перед экраном.
К мультиплееру, конечно, тоже есть претензии вроде нескольких ужасных карт («Пикадилли» тому пример), но это уже другая история.
А что там с русофобией? Давайте попробуем просто перечислить основные претензии к игре.
Попытались ли разработчики переписать историю?
Как ни странно, да. Можно только гадать о том, какова была реальная мотивация сотрудников Infinity Ward, но они действительно приписали знаменитое «шоссе смерти» российской армии, хотя на деле колонну отступающих иракских военных обстреляли силы США и их союзников.
С другой стороны, если бы глава повстанцев Фара (она же — главная героиня) в этой заставке рассказала американским солдатам про их же проступок… тогда какая бы у неё вообще была мотивация работать с американцами? Возможно, разработчики очень хотели добавить в игру снайперскую миссию на «шоссе смерти», но реальность не вписалась в их сюжет, и они решили перекинуть ответственность на русских.
Так или иначе, если это действительно была пропаганда, то она не сработала ни для кого — ни для российских игроков, ни для западных. Англоязычные СМИ сразу же начали освещать эту историю.
В игре нет хороших русских?
Есть. Если вы прошли кампанию до конца, то вы должны знать, что после петербургской миссии в сюжете появляется Николай, который прямо говорит Фаре, что злой русский генерал Барков — это не вся Россия, а «грязное пятно» на чести страны.
Более того, судя по оставленной записке, Николай вполне себе патриот — он просит у русских уничтожить химическое оружие «ради любви к России».
Ну а в финале Николай так и вообще хвалит Фару за убийство Баркова: «Матушка Россия это бы одобрила».
В сцене после титров в команду главных героев вписывается ФСБ-шник Камаров, который сходу говорит «Мы все друзья» и планирует помогать Прайсу в борьбе с настоящим врагом — террористической организацией «Аль-Катала».
Само собой, эти финальные штрихи не полностью обеляют русских в игре. Хоть разработчики и пытаются нам сказать, что Барков — это не вся Россия, в концовке мы слышим, что у буйного генерала есть прямой контакт с Кремлём.
Правда, до Москвы он дозвониться не успевает, так что мы не узнаём, где заканчиваются его амбиции и начинается реальность.
Плохие в Modern Warfare только русские?
Нет. В одном из ключевых диалогов игры Прайс произносит мысль, которую так неудачно пытались донести разработчики: «Мы должны пачкать руки, чтобы мир оставался чистым».
Эта сцена происходит после того, как британец вместе с американцем пытают персонажа по кличке Мясник, используя против него его жену и дочь. Что едва ли можно назвать гуманным: об этом говорит и украинец по имени Егор, который не выдерживает и покидает помещение с позволения Прайса.
В дополнение к этому силы США почти мгновенно предают повстанцев. Сначала американцы сотрудничают с местными, а потом вдруг объявляют их террористами — когда стало неудобно.
И даже люди самой Фары далеки от идеала. Именно брат главной героини в середине кампании совершает ужасное — использует химическое оружие против российских солдат, за что его перестаёт поддерживать даже сестра. При этом свои действия он мотивирует именно благими намерениями.
Что там со знаменитой цитатой Фары?
Фраза Фары о том, что для неё нет разницы между русской армией и террористами звучит в середине игры — после того, как мы узнаём, что именно русские лишили её матери и отца (контекста об этой атаке в игре почти нет).
К концу кампании девушка меняет своё мнение, когда в сюжете появляется Николай — она уже не испытывает неприязнь к русским как к нации, и даже говорит этому герою «Спасибо» на его родном языке.
Главная ошибка разработчиков в данном случае в том, что они эту фразу Фары превратили в одну из цитат, которые появляются после смерти. Уж слишком легко сделать скриншот и вырвать её из контекста.
Само собой, в игре, которая начинается с терактов в Лондоне, есть и цитата Черчиля о том, что Великобритания — самая неготовая к борьбе с террористами страна в мире.
Ну а другими цитатами разработчики говорят, что в борьбе с терроризмом США любит нарушать человеческие права, а пытками может заниматься только нездоровый человек — их в игре как раз проводят Прайс и Барков.
В версии для РФ действительно заменили слова «русские» на «люди Баркова»?
Да, но не все. Например, в той самой миссии, где главный герой видит повешенных, Фара и в оригинале объясняет, что город оккупировали именно «силы Баркова» — большая часть военных преступлений в игре приписывается конкретно ему.
С другой стороны, герои действительно постоянно называют «людей Баркова» словом «russians». Тут есть два возможных объяснения: либо Activision действительно занимается русофобией, либо же персонажи делают так для краткости.
Если в Сирию вдруг вторгнется безумный американский генерал, как его людей называли бы русские солдаты в бою? Скорее всего — «американцы», а не «люди Джона Смита». Но это лишь моя теория.
Так или иначе, в игре США с Россией не воюют между собой как страны и даже продолжают сотрудничать после финала.
Что в итоге
Небольшие детали в Modern Warfare кричат о том, что разработчики действительно пытались показать «серую мораль» — у каждой стороны тут есть свои грехи. В чём сомневаться не приходится, так это в том, что у русских грехов больше всего. Это факт.
Драка ребёнка с военным в тельняшке и вся история с «Дорогой смерти» — это верх глупости, но именно глупости: в злодейский умысел разработчиков верится с трудом, если уж даже западные СМИ удивлённо вскинули брови.
Главная проблема кампании Modern Warfare в том, что нам обещали раскрыть сложные темы, а на деле мы получили ту же самую клюкву, которую мы видели ещё в нулевые. И даже не сказать, что уровень провокации вырос — куда уж новой игре до миссии «No Russian». Эта игра пытается всех шокировать как дешёвый бульварный роман, но попросту не заслуживает возможности говорить о войне всерьёз — она пытается быть спорной, не давая предметов для спора.
Есть ли в игре русофобия? Возможно. Это должен для себя решить каждый игрок сам. Однако на фоне историй о том, что разработчики в Лос-Анджелесе не смогли найти даже говорящих на чистом русском актёров, мне больше верится в то, что это просто привычная нам голливудская халтура.
Какого можно ждать представления о России от людей, которые думают, что мы ездим на «Наковальнях» смотреть фильм «Медвежий бог»?
Call of Duty Modern Warfare больше похожа на какой-нибудь фильм в духе «Красного воробья», нежели на настоящую информационную атаку на Россию. Её кампания — развлечение на вечер, которое трудно вспомнить на следующий день.
Тем удивительнее призывы запретить или проверить игру от Мэддисона, который в данном случае, похоже, попросту зарабатывает медийный капитал, не обращая внимания на то, чего его действия могут стоить.
Если мы запретим Modern Warfare как пропаганду, тогда нам стоит запретить и выпуски вечерних новостей — в них порой её бывает намного больше. Ну а лучше просто думать своей головой: мир вокруг нас и так достаточно пострадал от людей, которые чуть что — сразу хватаются за виллы и факелы.