Кампания, мультиплеер, острые темы и главный посыл. Было ли чего бояться?
Игорь Белкин, известный своей работой в «Канобу» и «Ленте.ру», а также по той самой передаче «Игорь тонет», от лица DTF посетил ревью-ивент по Call of Duty: Modern Warfare в Лос-Анджелесе. Он попробовал все режимы шутера и рассказывает, какой получилась новая игра Infinity Ward.
Двенадцать лет назад маргинальные игровые издания стыдили российских издателей Call of Duty: Modern Warfare за русофобию. Год спустя сиквел и вовсе оказался в полулегальном состоянии на территории России. Недовольство скандальной миссией с расстрелом пассажиров в «аэропорту имени Закаева» дошло как до перепутавших всё и вся общественно-политических СМИ, так и до депутатов Госдумы, решивших оседлать волну патриотизма. Безуспешно, впрочем.
Десять с лишним лет спустя градус патриотического мракобесия во всем мире, в том числе и в РФ, заметно подрос. Настолько, что российское представительство PlayStation испугалось возможной атаки со стороны властных структур и в одностороннем порядке отменило релиз новой Call of Duty в PS Store. Неожиданно для Activision Sony свернула бета-тест игры в России, и затем вернула деньги за предзаказы. Когда все уже всё поняли, последовало официальное сообщение о том, что на PS4 Modern Warfare не выйдет.
Давайте попробуем разобраться, что так напугало Sony, насколько такая реакция была обоснована и состоялась ли новая часть Call of Duty как главный милитари-шутер года.
Про кампанию
Действие Modern Warfare 2019 года происходит незадолго до событий одноимённой игры, выпущенной 12 лет назад. Россия ещё не успела поссориться с Грузией, до войны в Сирии ещё почти десять лет, главные злодеи оригинальной трилогии, в том числе и лидер российских националистов Закаев, пока не появляются в новостной повестке.
На этом вся преемственность и заканчивается, так как Modern Warfare 2019 задумана не как приквел, а как перезапуск. Ряд фактов из оригинальной трилогии был изменён. Чтобы обойтись без спойлеров: внимательно вслушайтесь в новую историю создания отряда Task Force 141, куда входили как бессменный Джон Прайс, так и главный герой первой части Соуп МакТавиш.
Это означает, что из канона серии, если таковой вообще существует, может исчезнуть почти всё, что мы знаем. Включая и скандальную миссию в аэропорту, и нападение российских войск на Вашингтон, и гибель почти всех героев игры — в том числе самого Соупа, нелепо убитого под конец третьей части.
В центре повествования — похищение огромной партии химического оружия, за которым охотятся ближневосточные террористы, западные спецслужбы и подконтрольные выжившему из ума генералу Баркову подразделения российской армии. Где-то между этими стихиями болтаются бойцы за независимость вымышленного ближневосточного государства, которые то попадают в немилость сверхдержавам и провозглашаются террористами, то становятся борцами за свободу и демократию.
Эта история ничем не лучше и не хуже обычного политического триллера в стиле раннего Тома Клэнси. Что для жанра милитари-шутера — очень и очень хорошо.
Тут необходимо оговориться, что на сегодняшний день ни одной серии шутеров в мире не удавалось достичь подобного качества режиссуры, озвучки и продакшна, какое вы увидите в Modern Warfare. Диалоги, постановка, кастинг — никто, кроме Infinity Ward, так больше не делает. Разве что Rockstar, но они и не выпускают GTA каждый год.
Кажется, впервые в истории Call of Duty нет ни одного «картонного» персонажа, добавленного в историю для галочки. Отдельно хотелось бы отметить актёра, озвучивавшего генерала Баркова. Это, пожалуй, лучший на моей памяти «русский злодей» в зарубежных произведениях.
Барков при этом стал невольной отсылкой к реальному российскому офицеру, осужденному за военные преступления, — полковнику Буданову. Многие детали биографии совпадают, однако сценаристы игры утверждают, что это случайность.
Спасение мира от террористов, химического оружия и сумасшедшего генерала займёт у игроков, в зависимости от уровня сложности и вдумчивости прохождения, от 7 до 12 часов. Темп кампании немного проседает ближе ко второй половине игры, однако Modern Warfare не успевает надоесть.
Почти каждая локация и перестрелка вышли запоминающимися и по-настоящему интересными, а игрока отвлекают новыми механиками: от классического снайперского тира до разминирования бомбы на заложнике и эвакуации персонала из захваченного боевиками посольства с помощью камер наблюдения и мобильника.
Про баллистику
Играть интересно в том числе и потому, что впервые за 15 с лишним лет в Call of Duty заметно поменялась механика стрельбы. Штурмовые винтовки больше не ведут себя как лазеры, а у оружия появились ощутимые отдача и кучность стрельбы. Впервые в Call of Duty появилась баллистика. Она не настолько радикально влияет на поведение стволов как в Battlefield, однако теперь на расстоянии в несколько десятков метров будет ощущаться не только снижение урона от пуль, но еще и изменение их траектории. Про новый графический движок говорить что-то бессмысленно — вы видите скриншоты. Красиво.
Большая часть пушек ведёт себя условно-реалистично. Некоторые классы оружия, в частности пистолеты-пулемёты, были немного усилены по сравнению со своими реальными прототипами, чтобы не выпасть из меты PvP-режимов.
Говоря о PvP, с которым многие уже познакомились во время бета-тестирования, важно отметить ещё одно важное достижение: кроссплей. Владельцы PS4, Xbox и ПК смогут играть друг с другом, причем не только в соревновательных, но и в кооперативных режимах. Приживётся ли подобная глобализация в реалиях Call of Duty можно будет сказать через пару недель, но пока всё выглядит крайне многообещающе.
Про мультиплеер
Несмотря на заметные изменения поведения оружия, средний TTK (time to kill — время, необходимое для убийства противника в PvP) остался прежним: около секунды. Дизайнеры PvP рекомендуют начинающим игрокам идти в режим «Хардкор», где у них будет больше шансов убить противника. Идея проста: неопытному бойцу застрелить оппонента проще, если у того нет времени среагировать и прострелить голову в ответ. К слову, в «Хардкоре» отключили урон по напарникам: теперь вы точно знаете, куда нужно идти, если у вас всё плохо со статистикой.
С учётом неприятного актуального состояния серии Battlefield, неувидительно, что в Call of Duty решили фактически скопировать Conquest — назвав его Ground War. Пять точек, большая карта, техника, несколько десятков игроков. Отличий два — нет тикетов, а техника не способна разрушать здания. По уверениям дизайнеров, это было намеренным, а не техническим решением. Как бы то ни было, привычнее и уместнее в Call of Duty по-прежнему видятся классические 6×6 и новые режимы 2х2. Они в игре есть, и этого для фан-базы будет более, чем достаточно.
Пару слов о кооперативном режиме Spec Ops. Это, пожалуй, самая невпечатляющая часть игры, которая пойдёт для пары пьяных посиделок с друзьями. Беготня по огромным скучным картам, отстрел почти бесконечных толп врагов и битвы с боссами, по которым надо стрелять 20 минут из автоматов… Не совсем то, чем хочется заниматься на регулярной основе.
Про запреты
Call of Duty и раньше любила шокировать игрока, показывая последние секунды до и первые мгновения после терактов. В Modern Warfare пошли гораздо дальше.
В новой Call of Duty отражена сумма всех страхов потребителя новостей в 2019. Террористическая атака в Лондоне — взрыв на оживленной площади, беспорядочная стрельба, люди в панике. Растерянные полицейские, упустившие подрывников, пытаются понять, куда стрелять, кого спасать. Очнувшийся под грудой арматуры и бетона на полу взорванного дома ребёнок, глядящий в мертвые глаза погибшей матери.
Та же девочка 10 лет спустя уже в лагере смерти, уворачивается от канистры с водой во время пыток.
Противостояние подконтрольных генералу Баркову воинских частей с ближневосточными бойцами и западным спецназом, рискующее привести к Третьей Мировой. Штурм разъяренной толпой посольства США и побег персонала из-под пуль.
В одной миссии ты – герой ролика из Сирии с миллионом просмотров, организовываешь налёт беспилотников со взрывчаткой на солдат противника под одобряющие выкрики на арабском. В другой сцене, тщательно воссозданной на манер «Повелителя бури», – разминируешь бомбу, пристёгнутую к паникующему заложнику.
Серия Call of Duty, сделавшая немало для гламуризации современной войны и заставившая не одну тысячу американских мальчишек выбрать карьеру в вооружённых силах, теперь изо всех сил пытается показать, что война — не так уж круто и весело. В Modern Warfare мы переживаем историю, в которой нет «хороших парней». Каждая из сторон творит поражающие своей бесчеловечностью и жестокостью поступки во имя некой высшей цели.
Ближневосточные террористы взрывают европейский город во имя независимости своего вымышленного государства. Сорвавшийся с цепи Барков устраивает резню в поселении после того, как неподалёку от него российские солдаты попали в засаду и погибли. Даже капитан Прайс и остальные герои, за которых приходится играть, применяют примерно весь спектр грязных приемов: включая похищения и пытки членов семьи противника.
Сомнительные с точки зрения человечности решения вместо ура-патриотизма и фестиваль гаджетов прямиком из лабораторий DARPA — и есть та самая Modern Warfare, современная война.
В этом — а не в новом движке и игровых механиках — и заключается главное отличие Call of Duty 2019 года от своих предшественников и конкурентов. Как и положено произведению искусства, игра задаёт очень неприятные вопросы, заставляя вместо победоносного «ура, бей гадов!» ставить под сомнения свои действия. Допустимо ли приставить к голове ребёнка заряженный пистолет ради ценных разведданных? Или всё же стоит отступить?
Права ли была Sony, отказавшись от публикации игры в России? В текущей ситуации, когда любое неверное движение может аукнуться травлей в провластных СМИ и закручиванием гаек на государственном уровне — да, вероятно. Те, кто насмотрелся видео на YouTube и начитался нахватавшихся по верхам «экспертов» с охотой запишут Call of Duty в разряд русофобских игр.
Является ли при этом Modern Warfare антироссийским продуктом? Однозначно нет, но недовольным это будет сложно объяснить.
И пока толпа клеит на машины стикеры «можем повторить», Modern Warfare пытается сказать: «никогда больше».