Call of Duty: Modern Warfare и «плохие русские»

Размышления о «плохих русских» и причинах этого явления в современной индустрии.

Новая части Call of Duty, которая одновременно является перезапуском подсерии Modern Warfare, ещё до своего выхода умудрилась что называется «вляпаться в истории». Как только была подтверждена информация о наличии России в игре, едва зажившие от миссии «Ни слова по-русски» патриотические раны закровоточили вновь.

Сами разработчики, вероятнее всего ведомые принципом «плохой пиар тоже пиар», стали подливать масла в огонь, заявлениями типа что по общему уровню жестокости новая часть заткнёт за пояс уже упомянутую «No Russian».

А потом всё закружилось и завертелось. Переименования стран, заявления которые никак не проясняли ситуацию, исчезновение из PlayStation Store. Возникает ощущение, что разработчики хотели усидеть на всех стульях, но одновременно с этим молотком били по их ножкам. Стало ясно то, что в будущем об этой всей ситуации вокруг игры будет интересно почитать в новом расследовании Джейсона Шрайера, если оно конечно будет.

С выходом оценок ситуация стала ещё более усугубляться. Профессиональные критики оценили игру на достаточно хороший балл, а одиночная компания удостоилась особой похвалы. Некоторые даже рискнули назвать её лучшей во всей серии.

Однако, совершенно внезапно (слишком толсто) мнение игроков оказалось не столь благосклонно. И основной причиной недовольства стала не жестокость, о которой так говорили, и не обещанная «серая мораль», а откровенная русофобия. А неумелая русская локализация лишь пролила бензин на горящие пуканы игроков. Закономерным результатом этого стало массовое занижение пользовательской оценки игры.

Сами корни образа русского в шапке-ушанке с балайкой на завтрак запивающий водку водкой имеет давние корни. Но главным событием, когда и сформировались все современные стереотипы о нашей стране, безусловно, стала Холодная война. Годами на Западе выходили фильмы, книги где могли видеть теперь уже классического «злого русского». Все это усугублялось тем, что сам Союз был страной закрытой. А потому условный рядовой американский гражданин не имел возможности приехать и посмотреть на то, как же в действительности живет этот таинственный народ. И поэтому, он продолжал смотреть третью часть «Рэмбо» и считать, что русские настолько суровы, что матери кормят своих детей грудной водкой.

И этот образ настолько сильно укоренился в подсознание, что даже сейчас, в современное время интернета, когда любую информацию можно узнать за считанное количество секунд и кликов, эти штампы продолжают использоваться. До сих пор вспоминаю, как русская балерина Дженнифер Лоуренс перед выходом на сцену крестится и кланяется.

Сам образ «злых русских» стал довольно удобным, потому что в данном случае отпадает необходимость объяснять мотивы их действий или рассказывать зрителям и игрокам что это за злодеи и откуда взялись. Просто говоришь что это «злые русские» и всем всё становится понятно. Даже для того поколения, что выросло уже после Холодной войны.

И предыдущие игры серии Call of Duty конечно не миновали этот вид злодеев. Но наряду с ними всегда имелись и хорошие русские. Достаточно вспомнить Виктора Резнова, который стал одним из самых колоритнейших персонажей серии. В новой же игре таких персонажей нет от слова совсем. Все русские наёмники-спецназовцы исключительно отрицательные персонажи, которых хлебом не корми, а дай позлодействовать.

Безусловно есть большая прослойка людей, которые считают что ничего страшного в показанном нет. Что игра является творчеством, и это всё понарошку. Что только последний идиот будет считать что показанный в игре образ соответствует действительности, а потому воспринимать в серьёз нельзя.

Но в этой точке зрения есть одно «НО». Игры давно перестали быть просто развлечениями для небольшого числа людей, а стали в некотором роде видом искусства, и их вполне можно поставить в один ряд с книгами, фильмами, сериалами. Любой вид искусства является сильным инструментом воздействия на людей. Причем они более действенны и хитры, нежели часовые спичи Соловьёва или Кисилёва в телевизоре. Под видом зрелища они могут продвигать определённые идеи и мысли, которые накапливаясь, могут повлиять на мировоззрение человека. И тут, что интересно, не имеет значения возраст человека. Хотя молодые люди более восприимчивы, ввиду того, что они всё ещё находятся на стадии становления личности.

И совсем неудивительно, что их легко использовать в пропагандистских целях. Господин Геббельс не даст вам соврать – так можно делать. И даже откровенных треш-фильмов достаточно, чтобы у обывателей постепенно сложился определенный образ про ту или иную страну.

Важно понимать, что пропагандистская машина работает в обе стороны (Где-то выдохнул один Соловьев). И у нас так же годами складывались определенные стереотипы по тех или иных.

Понятно, почему разработчики новой части «Зова долга» использовали «злых русских». И при этом выборе они вряд ли преследовали пропагандистские цели, а руководствовались сугубо экономическими причинами. Компания сколько угодно может декларировать равенство всех со всеми, мир любовь и голуби, но обычно это происходит до тех пор, пока это приносит прибыль.

Сократить время разработки, не потратив лишнее время на новых злодеев, а взяв «старых знакомых» – профит. Главное что на основных рынках игру купят, и у большинства не будет причин возмущаться. А что касается России – так это извините, не наш основной рынок. Он не приносит столько дохода, чтобы с ним приходилось бы считаться.

В данной ситуации наглядным примером является Китай. Поднебесная является огромным рынком, который в одиночку может гарантировать огромные прибыли. Для Китая делают отдельные трейлеры, снимают отдельные фильмы. Для того, чтобы китайские зрители посмотрели фильм, из них вырезают неудобные фрагменты. Корпорации готовы прогибаться под требования Китая. Сами же они прекрасно понимая важность для корпораций, вовсю диктуют свои условия и даже готовы выводить свою цензуру за границы своего государства. И с их недовольством такие гиганты как Disney или Microsoft готовы считаться. Все во имя справедливости. И прибыли.

Для наглядности можно посмотреть ряд цифр. Самый кассовый фильм в истории «Мстители: Финал», который поставил рекорд по сборам практически во всем мире, в Китае стали самым кассовым иностранным фильмом с итоговыми цифрами в 614 млн. долларов. В число крупнейших международных рынков по сборам также вошли Великобритания, Южная Корея и Бразилия. В России итоговые сборы составили чуть больше 47 млн. долларов. Хоть цифры впечатляющие, но согласитесь – с Китаем не сравниться. Тот же «Человек паук: Вдали от дома» в России, за время проката заработал 21,5 млн. доллара. В Китае же только за первые выходные сборы фильма составили более 97 млн. долларов.

Доля российского рынка в мировых масштабах для корпораций является крайне маленькой, и потому не является для них направлением первостепенным. Очевидно, что если бы российский сегмент приносил миллиарды подобно Китаю, то в киновселенной Marvel анонсировали бы русского супергероя, а новая часть «Зова долга» была бы посвящена спасению мира русскими солдатами.

Мне, рядовому игроку просто хочется играть в хорошую игру, не думая о различных политических перипетиях. И как бы я не стремился абстрагироваться от увиденного, убеждать, что это все не по настоящему, сложно оставаться равнодушным. Сложно оценивать игру объективно, когда всех вас гребут под одну гребёнку и тычут носом – ты плохой, ты террорист, просто потому что ты житель той или иной страны.

В таком вот мире мы живем. Увы.

 

Источник

Читайте также