Искусная иллюзия с катарсисом в конце.
«Русское кино в жопе» — эту фразу героя Чурсина из «Изображая жертву» можно трактовать по-разному. Меня почти физически тошнит от фильмов про постсоветскую действительность, но она почему-то никак не уходит из трендов отечественного кино. Балабановского Данилу Багрова даже недавно выбрали «национальным супергероем» России.
Жизнь меняется, но у нас продолжают снимать фильмы про лихие девяностые и их последствия. К последствиям я причисляю и «Левиафан» Звягинцева, ведь сам этот метафорический Левиафан — родом из девяностых. Сюда причисляю и, например, «Страну ОЗ» Сигарева — всё-таки речь о провинциальной девушке, которая работает в ларьке. Отлично снятые и глубоко идейные фильмы, от которых становится физически тяжело.
«Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, ранее ничего кроме короткометражек не снимавшего, — он тоже про последствия. Пьяная избитая провинция, гопники, бывшие зеки, делёж квартиры — фильм поднимает мерзкие, грязные темы. Но после него нет ощущения, будто тебя окунули в бак с помоями, всё совсем наоборот.
Уже по одному названию становится понятно, что ничего хорошего от фильма ждать не стоит, и в первые полчаса просмотра ощущение только усиливается. Вот есть парень Витька Чеснок — стереотипный провинциальный гопник. Он работает на заводе, изменяет жене, одевается по-спортивному, совсем не общается с маленьким сыном, слушает пацанский рэп, бухает в «клубе» и нарывается на драки. На шее — толстая цепочка, на ногах — яркие кроссовки.
Витя чертовски хочет бросить жену с ребёнком (который появился, конечно, по ошибке) и съехать от тёщи, но денег нет, а кредит не дают. И тут появляется Лёха Штырь — отец Витьки, который ныне практически превратился в овощ. Когда-то давно он бросил жену с сыном: жена вскоре умерла, а сам Лёха сел. И так уж подфартило, что у него как раз есть квартира.
Так что Витя грузит ненавистного отца в свой фургончик, везёт его в дом инвалидов и мечтает, как устроит в новой «хате» траходром.
Омерзительно? Не то слово. Поначалу фильм всячески пытается заставить вас искренне ненавидеть его главных героев. Вряд ли после такого описания многие решились бы посмотреть «Чеснока и Штыря», разве что только чтобы себя морально уничтожить.
Но когда отец и сын остаются вдвоём, всё меняется кардинальным образом. Приходит осознание, что гопник Витя выглядел таким отвратительным животным в первую очередь из-за «среды обитания». «Чеснок и Штырь» — это история о превращении животных в людей. При этом, герои не меняются, но меняется восприятие зрителя. Отвращение вдруг уходит и появляется сочувствие.
Тогда и короткий диалог между каким-то бандитом и Чесноком звучит как откровение. Бандит задаёт типичный вопрос: «Чё ты знаешь? Ты кто по жизни сам?». Парень мнётся и робко отвечает: «Человек», ожидая получить по лицу. А бандит вдруг усмехается и говорит: «Да ладно, чё ты так напрягся. Я тоже человек».
В конце, когда наступает катарсис, играет песня московской синти-поп группы «Не твоё дело», которые создают себе образ этаких постперестроечных музыкантов, под треки которых должны трястись на сельских дискотеках пацаны. Но это — искусная иллюзия: песня в титрах «Я буду рядом» воспринимается скорее как A Real Hero в «Драйве» Рёфна. Всё плохо, но всё будет хорошо.
Об этом и кино. О том, что никогда не поздно стать человеком, кем бы ты ни был.
Источник: DTF