Известный по работе над комиксами «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» (Batman: Long Halloween) и «Бэтмен: Темная победа» (Batman: Dark Victory) Джеф Лоэб в 2002 году написал сюжет, ставший чуть ли не культовым для вселенной Брюса Уэйна. Рисунок Джима Ли (Superman Unchained) оживлял происходящее, а краска Алекса Синклера добавляла зрелищности.
Сюжет строился вокруг таинственного злодея Хаша, чья цель — разрушить жизнь Брюса Уэйна, которая только начала налаживаться.
В каждом из 12 номеров происходило то, что сильно влияло на Темного рыцаря: отношения с давним другом Томасом Эллиотом, возвращение чувств к Женщине-кошке и многое другое. И на это накладывались старые психологические проблемы героя.
Главное — Бэтмен наконец-то был детективом. Для поиска улик приходилось встречаться со старыми знакомыми. Например, с Суперменом или Талией Аль Гул. И так по цепочке продвигалось расследование, где каждый новый ответ давал повод для очередных подозрений.
Удачно представить на экране то, что и так выглядит кинематографично на бумаге — задача обманчиво сложная. С одной стороны — всего лишь перенести кадры в движущуюся картинку, но нужно и в хронометраж уложиться, и удивить зрителей, знакомых с комиксом (как DC успешно сделали в адаптации Gotham by Gaslight).
Полнометражка Batman: Hush начинается незадолго до событий первоисточника — с приема у Брюса Уэйна, откуда он уходит, чтобы спасти ребенка. Занятный момент: его похитителя, Убийцу Крока, необъяснимо заменили на Бэйна. Чуть дальше подобное происходит с Охотницей (Хеленой Бертинелли) — на экране ее роль в начале отдали Бэтгерл (Барбаре Гордон).
Под нож попало все, что связано с Раʼсом и Талией аль Гул. Например, в Метрополисе Бэтмен приходит не к ней, а к Лексу Лютору, члену Лиги Справедливости. Зато минуту времени дали Дэмиену — сыну Талии и Брюса. Во времена, когда Лоэб писал оригинальный комикс персонажа еще не существовало, потому камео стало неожиданностью.
Опущены второстепенные линии комикса (флэшбэки Томаса Эллиота, отношение бэт-семьи к Женщине-кошке). Перед зрителями осталось две ключевые линии: чувства Брюса и Селины и разоблачение Хаша. Это мешает сопереживать персонажам. Например, о смерти важного в первоисточнике героя, мгновенно забываешь после похорон.
Мультфильм делится на две очевидные части. Первая — краткий пересказ половины комикса и вторая (примерно последние полчаса) — это «фанфик по мотивам». Будто их делали разные команды, не знавшие друг о друге.
Странно наблюдать, как Найтвинг и Женщина-кошка патрулируют Готэм на бэт-мобиле и натыкаются на Пугало. До этого в сюжете были примечательные, но все же оправданные отличия.
А чем в полнометражке запомнилась встреча с Пугалом? Ничем: злодея вырубили за пару минут без мрачных давящих галлюцинаций. Получается, бой нужен был, чтобы отправить Грейсона в бэт-пещеру и дать возможность местному главному злодею похитить Селину. Под конец Селина становится классической «дамой в беде» и приманкой для героя. Жуткое клише!
В комиксе кульминационной сценой стал момент, когда злодей встретился с Бэтменом. Попав под газ Хаша, Бэтмен увидел, что под бинтами убитый Джокером Джейсон Тодд. Бывший Робин взял в заложники нынешнего (Тима Дрейка) и напоминал, что наставник не успел его спасти. Подобный ход обманывал и Брюса, и читателя, потому что казался очевидным ответом на накопившиеся вопросы, но вызывал новые.
Хаш комикса пугал тем, что знал, кто такой Брюс Уэйн. Это намекало — под бинтами близкий человек, что сильнее ранило героя. Незнакомец не пытался поймать кого-то одного и убить. Он давил психологически. Да так действенно, что Бэтмен начинал сомневаться в окружающих.
В адаптации злодеем сделали другого персонажа. Того, на кого думаешь в последнюю очередь не из-за недостатка внимания, а потому что его до финального боя почти не показывают. Это упрощает первоисточник до уровня «Скуби-Ду», где под маской мог оказаться каждый, кто мелькнул на минуту в кадре.
Для читавших комикс мультфильм станет развлечением на раз и возможностью сказать: «все переврали — оригинал лучше». Незнакомым с сюжетом понравится больше, хотя бы тем, что Бэтмен-детектив показан на редкость неплохо.
К удивлению, Batman: Hush смотрится бодро. Как старый мультик 1992 года: у Бэтмена враг, которого необходимо победить, и задача Темного рыцаря придумать, как это сделать. Но едва ли это передает смысл комикса.
Потому познакомится с историей, созданной Джефом Лоэбом, так не получится. От нее оставили лишь неточный краткий пересказ.
Источник