Погружаемся в сценарное ремесло и препарируем один из самых необычных типов повествования с примерами из фильмов.
Ровно год назад я опубликовал материал по базовым принципам киносценария. Тогда некоторых читателей смутили поставленные рамки: «Неужели в сценариях все предопределено? Это все о примитивном кино и не касается истинного авторских картин!». Пожалуй, это вполне естественные мысли того, кто впервые видит сценарную теорию. Никому не хочется рушить «магию кино».
Примерно в то же время я начал работать над данной темой. Мне стало интересно показать жизнеспособность сценариев, которые идут против правил на уровне структуры. Что в них особенного, а что, на удивление, вполне традиционного. Полезный технический контекст терять также не хотелось, поэтому между строк я будут обращаться к нарратологии и теории сценаристики, дополняя во многом предыдущий материал по основным принципам.
ОСТОРОЖНО! В тексте присутствуют СПОЙЛЕРЫ к следующим фильмам:
- «Вечное сияние чистого разума» (2004г)
- «Идентификация» (2003г)
- «Семь» (1995г)
- «5х2» (2004г)
- «Измена» (1982г)
- «Бегущий по лезвию» (1982г)
- «Мятная конфета » (1999г)
- «Необратимость» (2002г)
- «Помни» (2000г)
- «Хэппи-энд» (1967г)
Оглавление
- Типология структуры
- Реверс причины-следствия
- Ретроспективное повествование
- От незнания к знанию
- Управление идеей
- Реверс как субъективная реальность
- Комедия полного реверса
Типы структур сценария
Прежде чем препарировать реверсивную структуру, рассмотрим для начала другие типы. Нам важно понять особенности, а для этого необходимо увидеть различия.
Стоит учесть, что здесь не будет «золотого стандарта» типологии сценариев. Его просто не существует. Почти каждый преподаватель по сценарному мастерству придумывает свое деление и новые термины для типизации известных ему работ. Однако все они так или иначе сводятся к двум большим категориям: архисюжеты (линейная история с актами) и «все остальное».
Я же взял за основу 10 типов Кена Миямото, ридера и аналитика Sony Pictures, и выделил несколько наиболее важных для нас в контексте материала.
Линейная (трехактная) структура
Здесь все максимально привычно: последовательная линейная хронология, линейная прогрессия, линейная драматургия. Три (или больше) акта, а основные компоненты следующие:
- Экспозиция
- Первый акт: раскрытие конфликта. Состоит из побуждающего происшествия и 1-ой сюжетной точки (plot point)
- Второй акт: основная история, развития конфликта и персонажей. Состоит из двух точек фокусировки (pinch point), мидпоинта и 3-ей сюжетной точки
- Третий акт: кульминация и развязка
В общем то, 9 из 10 фильмов, которые мы с вами смотрим — это та самая линейная структура. В прошлом материале она описана чуть подробнее, поэтому задерживаться здесь не буду.
Структура фабула-сюжет
Суть заключается в помещении концовки фильма (развязки или даже части кульминации) в начало. А после этого эпизода происходит возврат к завязке истории и продолжается обычным линейным повествованием.
Цель такого построения, как правило, сводится к одному: моментально захватить внимание зрителя. Фильм может иметь длинную экспозицию, нудный первый акт, но если в самом начале зритель уже заинтригован, все это уже не так страшно! Именно поэтому подход так часто применяется в сериальном производстве — контенте, рассчитанного на массового зрителя и необходимости захватить его внимание с ходу.
Есть и более искусные примеры использования. Так, например, в сценарии Джима Улса «Бойцовского клуба», а изначально в книге Чака Паланика, стартовая сцена из кульминации истории — целая составляющая центрального твиста. Еще более наглядно похожий ход заметен в «Вечном сиянии чистого разума» Чарли Кауфмана: зритель и не догадывается, что в начале ему показывают концовку истории, на этом строится твист. Отчасти, работу Кауфмана можно отнести и к цикличной структуре, но это не совсем честно, так как после стартового эпизода есть перескок во времени.
Другой любопытный вариант использования — сценарий «Идентификации» Майкла Куни. Фабула-сюжет тут здорово украсила продолжительную экспозицию. По сюжету, несколько случайных людей в одно время попадают в загадочный мотель. Каждый человек — отдельная мини-история в общей цепочке случайностей. И для введения каждого ее звена используется прием «фабулы-сюжета». Последовательно это выглядит так:
- Джордж Йорк (Джон Макгинли) врывается в мотель с раненой женой на руках;
- Возврат во времени. Сцена езды семьи Йорков в автомобиле. Колесо лопается. Джордж обнаруживает, что прокол случился из-за туфли на дороге;
- Возврат во времени. Сцена езды проститутки Пэрис (Аманда Пит). Девушка пытается достать зажигалку из сумки на заднем сидении. В результате вещи, в том числе туфля, вываливаются на дорогу.
- Последовательная сцена, после п.2. Джордж чинит колесо. Жена стоит рядом на дороге, а затем ее сбивает Линкольн.
- Возврат во времени. Сцена езды на Линкольне Эдварда (Джон Кьюсак) с актрисой. Девушка разговаривает по телефону, затем просит достать вещь водителя. Тот отвлекается от дороги и сбивает жену Йорка.
Таким образом, за десятиминутную экспозицию мы наблюдаем аж три раза схему «результат происшествия -> возврат во времени к сцене-причине с последовательным повествованием». В классическом варианте этот эпизод бы имел линейную структуру с параллельным монтажом. И было бы это куда менее динамично и утратился акцент на элементах случайностей, запустивших цепочку событий.
Нелинейная структура
С нелинейной структурой все просто и сложно одновременно. С одной стороны, название говорит само за себя: повествование непоследовательно, может прыгать назад и вперед во времени, переключаться между разными подсюжетами, не связанными, например, общей историей и единством времени. С другой — вариантов ее использования великое множество. Поэтому даже пытаться охватить такое построение практически бесполезно.
Относительно линейности есть важный нюанс: это деление условно. Суть в том, что бескомпромиссно линейная структура встречается очень редко, а вся нелинейность скрыта за магией монтажа. Взглянем на отрывок ниже:
Как же показать на экране две полностью параллельные во времени сцены? В данном примере используется параллельный короткий монтаж. Но если присмотреться внимательнее, после склейки, при переходе к другому персонажу, происходит минимальный возврат во времени. Это буквально секунда, но она всегда есть!
В нарратологии есть такой термин как линеаризация. Он посвящен проблеме, как скомпоновать два синхронных события в линейную наррацию.
В литературе, например, просто нет технической возможности донести синхронные события «как есть» (текст читается последовательно), поэтому там часто применяется последовательное повествование с разных точек зрения, а это опять же нелинейность.
В кино, как мы увидели, короткий параллельный монтаж здорово скрывает проблему: склейка происходит между короткими кадрами, поэтому перескок во времени минимален и незаметен. В противовес этому, длинный параллельный монтаж «выбирает» какие кадры взять у каждого из синхронных событий и вот здесь уже скрывается честная линейность. Но, безусловно, каждый из типов подходит для своей ситуации, а мы лишь констатируем, что линейность в киноповествовании зачастую условна.
Реверсивная структура
И наконец добрались до центральной темы — реверсивности. Это такая структура, при которой повествование происходит от обратного в линейной последовательности: от последней сцены истории, к первой.
Здесь опять приходится отмечать, что реверсивность в киносценариях условна. В чем же она заключается и бывает ли Не условно? К концу материала и на эти вопросы будут свои ответы 😉
Реверс причины-следствия
«Но недостаточно ли для такой структуры просто развернуть традиционный линейный сценарий, что в этом особенного?» — спросите вы. Как ни странно, в этом есть определенный смысл.
Дело в том, что использования реверсивной структуры (Reverse Cause and Effect) — популярный киносценарный прием при написании традиционных историй. Его суть заключается в том, что сначала придумывается завязка и развязка истории, т.е. с чего все начиналось и чем все закончилось. А далее последовательность событий воплощается от конца к началу, с ответом на вопрос «а что предшествовало текущему результату?».
С данным приемом сценарист в первую очередь прописывает следствие, что он хочет получить в итоге (цель) и только затем берется за то, что привело к событию. Это в первую очередь позволяет ему не потерять причинно-следственную связь: побочные события и диалоги, населяющие историю между причиной и событием, еще не написаны, а с уже заданным вопросом цепочка следствия остается неразрывна.
Такие ухищрения важны и в следствии того, как человек в принципе воспринимает историю. Результат (следствие) первичны. Причина и мотивации необходимы, без них зритель тут же заметит неладное, но это не может служить ему самоцелью. Человека перед экраном будоражит в первую очередь кульминация, результат, финал. Сценарист — также зритель своей истории, у него аналогично может быть смещен вектор внимания.
Вспомните хотя бы «Семь» Дэвида Финчера. Что у вас в первую очередь всплывает в памяти при упоминании фильма? Готов поспорить, что одна из финальных сцен с волшебным подарком в коробке Дэвиду Миллзу (Брэд Питт). Но что предшествовало этому жестокому мессэджу? Вполне возможно, что вы помните последовательное выстраивание убийств с отражением других смертных грехов, портрет преступника, но на протяжении просмотра и сразу после, ваше внимание и эмоции были заострены именно на факте — кульминации.
Поэтому не случайно сценарное правило, что чем ближе к финалу, тем концентрация событий и их эмоциональный накал должны достигать максимума. Финал, как результат всего происходящего — однозначно главная часть для зрителя, и от этого никому не уйти. Это доказывается еще и с точки зрения психологии, однако не будем отклоняться от ведущей темы.
Так или иначе, данный прием работает в первую очередь для традиционной линейной структуры. Лишь на этапе его создания можно говорить про некую реверсивность. Так что вернемся к особенностям честного обратного повествования.
Ретроспективное повествование
Каждому знакомо слово ретроспектива, оно окружает нас как в различных формах искусства, так и в повседневности. И везде под термином понимается примерно одно: некий обзорный взгляд в прошлое со знанием настоящего. В литературе, правда, ретроспектива используется как полный аналог флэшбека — отсылка в прошлое из настоящего. Я же, для реверсивной структуры, буду подчеркивать именно обзорный характер приема.
Как такое повествование выглядит в действительности? Возьмем один из каноничных вариантов — «5х2» (2004г) Франсуа Озона, синопсис к фильму скажет все, что нам нужно: