Летать вместе с космонавтами, падать вместе с супергероями, вдыхать запахи экзотических лесов — это позволяет ощутить новая кинотехнология 4DX, благодаря которой спецэффекты с экрана переносятся прямо в зрительный зал. Недавно Киев стал четвертым городом в Украине, где открыли кинозал упомянутого формата — после Харькова, Одессы и Львова.

Технологию 4DX создала южнокорейская компания CJ 4DPLEX, впервые представившая ее с сеульским показом фильма «Путешествие к центре Земли» в 2009 году. Начиная с Азии и Южной Америки, 4DX продолжает распространяться на мировом кинорынке. Например, в Великобритании первый показ в новом формате состоялся лишь полтора года назад — «живые» спецэффекты использовали во время показа «Kingsman: Тайная служба». В Украине формат 4DX представляет киносеть «Планета Кино» — та самая, благодаря которой в стране есть залы IMAX.

на презентации зала 4DX в Киеве

Фото: «Планета Кино»

По словам одного из совладельцев «Планеты Кино», Дмитрия Деркача, сейчас ежегодно в мире выходит около 30-40 фильмов в формате 4DX, что больше, чем в IMAX. Вообще же, оба эти формата нельзя сравнивать, кроме как по количеству релизов и бокс-офису. Сочетать их тоже бессмысленно. Для IMAX требуется затратный по времени и деньгам ремастеринг фильма, либо же его изначально снимают на специальную камеру. Чтобы показать фильм в 4DX, к нему необходимо просто отдельно сделать дорожку спецэффектов: что в какой момент времени будет происходить в зале. Такие дорожки готовят создатели фильмов в Голливуде, владельцы залов же просто получают их и программируют оборудование. Какой фильм будет доступен в 4DX, а какой нет — решают тоже правообладатели в Голливуде. По их же усмотрению спецэффекты сопровождают или нет тот или иной момент в фильме.

3D и 2D

В зале 4DX можно смотреть фильмы как в трехмерном, так и в двухмерном формате. Все, опять-таки, зависит от создателей фильма, решивших сделать дорожку спецэффектов для какого-либо из форматов или для обоих. Особой разницы во впечатлениях при просмотре 4DX 3D и 4DX 2D мы не заметили.

Так что же происходит в зале с 4DX?

На показе используются такие спецэффекты: вода, ветер, запах, туман, молния, мыльные пузырьки и движение кресел. Мы смогли оценить каждый из спецэффектов на киевской презентации зала 4DX, где посмотрели трейлеры к нескольким блокбастерам, и во время сеанса фильма «Тарзан: Легенда».

Удивления начинаются, как только заходишь в зал. Кресла здесь установлены не цельным рядом, а по блокам: три блока в ряду, по четыре кресла в блоке. В проходах между блоками на ряды выше/ниже есть ограничительная лента, которую при желании можно снять с крючка и пройти куда надо. В правилах поведения в зале 4DX (о них попозже) не рекомендуется вставать с места и ходить по залу, и скорее всего, ленты напоминают об этом. Психологически срабатывает: по нашим наблюдениям, люди этих лент стесняются и не трогают даже по завершении сеанса, устраивая очереди на проходах по краям рядов.

Кресла в зале 4DX также отличаются от виденных в других кинотеатрах. Сидения и спинки шире, подлокотники шире, снизу находится подставка под ноги, на подлокотнике — кнопка Water On/Off. Как нетрудно догадаться, то зрителю разрешается выбрать: будут ли на него падать брызги воды во время сеанса или нет. Если кнопка горит красным — водный спецэффект отключен. Брызги идут с кресла вашего соседа спереди (или со специальной панели, если вы сидите на первом ряду). Воды бояться не стоит: даже если на экране ливень (а такое было в фильме «Тарзан: Легенда»), на вас попадет всего несколько мелких капель. Как указано на сайте «Планеты Кино», эта вода специально очищена, но лучше не надевать «вещи, чувствительные к влаге».

За что можно побеспокоиться, так это за прическу. Потоки воздуха коварно сбивают девушкам укладку. Кроме того, на кресле внизу на упоминавшейся уже подставке есть тонкая прозрачная трубка. Когда дуновение идет снизу, то трубка дергается и может попасть по ногам. Правда, совсем не больно.

как работают кресла в зале 4DX

Фото: «Планета Кино»

Наиболее ощутимый эффект — от двигающихся кресел. Подпрыгивать и выпадать с места вы не будете. Скорее, вспомните ощущения от взлета и посадки в самолете или поездки в междугородней маршрутке. Отлично движения срабатывали во время просмотра трейлеров второго «Дня независимости» и нового «Стартрека», в которых присутствовали летательные аппараты. А вот в «Тарзане», где главный герой со всей дури прыгал с утеса вниз, падение не чувствовалось вообще.

У кресел есть еще один секрет: толчки и вибрация. Благодаря первым, например, мы отчетливо почувствовали, как нас избивает Бэтмен (трейлер «Бэтмена против Супермена»). Также, если кого-то изрешечивают пулями, то и вы почувствуете небольшие толчки в плечо. Интереснее с вибрацией, особенно с вибрацией сидения, особенно девушкам. Скажем так: если рассчитываете на продолжение свидания, то ведите свою пассию в зал 4DX.

Эффекты тумана и молнии мы заметили лишь возле экрана. Туман — обычный белый дымок, который быстро рассеивается, не сравнить с пребыванием на стадионе возле сектора ультрасов, например. Молнии — вспышки света, потому не бойтесь ненароком превратиться в Флэша прямо во время просмотра. Мыльные пузыри используются для того, чтобы передать атмосферу волшебных миров — в мультфильмах и фэнтези.

Запах — единственный эффект, для которого хотелось бы иметь опцию вкл/выкл. Нет, в зале, к счастью, не воспроизводятся ароматы в соответствии с происходящим на экране — вроде пота, горелых автомобилей и т. д. Тот запах, который почувствовали мы, должен был воспроизводить эффект присутствия в джунглях («Тарзан: Легенда») и среди доисторической растительности (трейлер пятого «Ледникового периода»). Субъективно, получилось что-то вроде бытового освежителя воздуха. Запах кажется неестественным, кому-то — неприятным. Был и такой курьез: в «Тарзане» один из персонажей бросил реплику «Фу, такой вони я еще не слышал» — как раз вскоре после того, как по залу распылили запах. Обоняние слишком индивидуально, чтобы подобный эффект мог вызвать положительные эмоции у всех. И совершенно точно мы бы не рискнули посоветовать 4DX сеансы дамам в положении, особенно в первом триместре, когда любые нетипичные запахи чреваты определенной физиологической реакцией.

Когда лучше не смотреть 4DX?

карикатура о 4DX

Фото: Daily Mail

Беременным, кстати, вообще не рекомендуется посещать 4DX. Это указано в правилах поведения в зале на сайте «Планеты Кино» (доскрольте до самого низа страницы). Помимо беременных, упоминаются также пожилые люди, дети младше 6 лет и все, кто может слишком эмоционально воспринять спецэффекты. Также в правилах просят не приносить в зал еду, которая оставляет жирные пятна, и напитки в открытых емкостях — все, что может запачкать вас и ваших соседей. Но это не означает запрет на угощения в принципе.

По своему опыту скажем, что сочетать принятие пищи с переживанием спецэффектов и просмотром фильма — занятие трудное. Если кино — бездумный аттракцион вроде «Черепашек-ниндзя», когда мозг можно, в принципе, не включать, то все отлично. Если приходится «отвлекаться» на сюжет, то лучше либо обойтись вообще без еды, либо поесть, когда пройдет экспозиция (представление героев и основного конфликта). Так, в «Тарзане» в первые минут 20 надо было разобраться в бельгийской колониальной политике в Конго, при этом «потрястись» вместе с первой экшен-сценой. Добавьте к этому стремление опустошить пакетик с попкорном — и что-то одно да пройдет мимо вашего внимания.

Это еще кино?

на презентации зала 4DX в Киеве

Фото: «Планета Кино»

Хороший вопрос, насколько 4DX вообще имеет отношение к кино как искусству драматургии и режиссуры. Не остается ли главное, сам фильм, где-то на втором плане во время посещения подобных сеансов? 4DX пока кажется ближе к аттракционам: то есть вы могли пойти в луна-парк, а вместо этого пошли в кинотеатр, где «покатались» дольше и плюс еще с какой-то интересной историей, рассказанной с экрана. Для драматических моментов спецэффекты не нужны. В том же «Тарзане» в зале ничего не происходило во время сцен, отвечающих за раскрытие персонажей и отношения между ними. Интересно, как поступают создатели фильмов, когда экшен (взрыв, авария и т. п.) сочетаются с важным драматическим поворотом (гибель героя и реакция на это), ведь спецэффекты, как бы парадоксально не звучало, отвлекают от погружения в фильм. Во всяком случае, такая реакция наблюдается сейчас, пока 4DX в новинку, и зритель сам больше обращает внимание на проявления этого формата. Возможно, дальше произойдет то же, что в свое время с 3D — эффект будет восприниматься как органичная составляющая фильма. Пока же аудитория непосредственно смеется и вскрикивает, когда на нее попадают брызги или когда двигаются кресла — то есть реагирует как на аттракцион. Еще один нюанс: спецэффекты не всегда отображают то, что переживают протагонисты. То есть вы можете перепрыгнуть пропасть вместе с хорошим парнем, а потом оказаться на месте поколоченного негодяя. Точка зрения меняется, и какое именно место в виртуальном пространстве фильма отводится зрителю — не совсем ясно.

И сколько стоит это удовольствие?

По словам Дмитрия Деркача, совладельца «Планеты Кино», средняя стоимость фильмов в 4DX будет на уровне 160-180 грн. Если сравнивать, то премьерные показы топ-фильмов в IMAX обходятся в столько же или даже дороже. Прокат фильмов в 4DX будет длиться 3-4 недели — меньше, чем в обычных форматах, учитывая, что речь идет о блокбастерах. От себя добавим, что неплохо было бы пустить для киевлян повторные спецпоказы топовых фильмов, прокат которых уже закончен, но которые в 4DX в столице просто не успели показать.

Что дальше?

На 4DX форматы кинотеатрального просмотра не останавливаются. Так, «Планета Кино» готовится открыть в Киеве три зала RE’LUX’ — залы-рестораны, в которых можно будет делать заказ еды и напитков прямо во время просмотра. Вместо рядов кресел — боксы по два места, места повышенной комфортности и оформление заказа через iPad, который будет в каждом боксе.