Режиссёр «Ведьмы» и «Маяка» снял свою первую и, похоже, последнюю масштабную картину, сохранив все фирменные элементы своего стиля.
Роберт Эггерс ворвался в мир авторского кино и хорроров ещё в 2015 году. В своей дебютной картине «Ведьма» режиссёр напомнил, что в ужасах ещё осталось место артхаусу.
Завязка выглядела стандартной: у живущей на отшибе семьи пропадает ребёнок, и вскоре выясняется, что это дело рук ведьмы. Но с каждой сценой сюжет всё больше превращался в психологическую драму о недоверии среди близких. А открытый финал заставлял зрителя самостоятельно додумывать: была ли героиня Ани Тейлор-Джой (её звёздная карьера началась именно здесь) ведьмой изначально, или же её изменила жестокость близких.
Вышедший в 2019 году «Маяк» лишь закрепил за Эггерсом статус необычного автора: чёрно-белый фильм всего с двумя актёрами (и русалкой) смешивал простейшую историю с мифологией и откровенной психоделикой.
Но в обеих картинах важна ещё одна составляющая: каждый раз режиссёр пытался максимально достоверно передать дух эпохи. Для съёмок скрупулёзно подбирали ткани, мебель, предметы быта и прочие составляющие так, чтобы полностью погрузить зрителя в атмосферу времени.
Но «Ведьма» и «Маяк» — камерные фильмы с очень ограниченным набором актёров, тремя-четырьмя локациями и бюджетом меньше 5 миллионов долларов.
Теперь же Роберт Эггерс выпустил «Варяга» — гораздо более масштабную работу, основанную на скандинавских легендах, которые позже легли в основу шекспировского «Гамлета». Он впервые отказался от сотрудничества со студией A24 и получил бюджет около 80 миллионов долларов. Тут как раз могли возникнуть опасения, что режиссёр уйдёт в массовое коммерческое кино, потеряв за размахом свой фирменный стиль и неоднозначность.
Однако «Варяг» доказывает, что Эггерс остался верным себе даже играя на поле исторического триллера. Это снова фильм, завязанный на мифологии и драме и, что самое главное, невероятно красивый.
Совсем другой «Гамлет»
В 895 году король Аурвандил (Итан Хоук) возвращается в свои владения на острове Храфнси к жене Гудрун (Николь Кидман) и сыну Амлету (Оскар Новак, совсем недавно сыгравший в «Бэтмене» юную версию Брюса Уэйна).