Брутальные исторические драмы и мифологический артхаус: что посмотреть, если вам понравился «Варяг»

Суровый Мадс Миккельсен, Мэл Гибсон в экранизации классики и лучшая сага о викингах.

Новая работа Роберта Эггерса «Варяг» (или «Северянин» — The Northman) посвящена принцу Амлету (Александр Скарсгард), отца которого подло убил родной брат. Ребёнок бежал, попал к викингам и с годами превратился в опытного воина-берсерка. Уже взрослым он возвращается домой, чтобы отомстить злодею и спасти свою мать.

Картина провалилась в прокате, но получила высокие оценки. Вполне вероятно, некоторым зрителям после просмотра захочется найти нечто похожее.

Мы собрали фильмы и сериалы, которые могут понравиться поклонникам «Варяга». Причём в этот список попали не только истории о викингах, но и экранизации других легенд, а также сходные по атмосфере картины и работы, на которые ссылался режиссёр.

Ведьма (The VVitch: A New-England Folktale)

Самая очевидная, но важная рекомендация. Те, кто раньше не смотрел фильмы Эггерса, просто обязаны ознакомиться с его первой полнометражной работой «Ведьма». Эта картина задала стиль режиссёра, и здесь же Аня Тейлор-Джой сыграла свою первую главную роль. Причём её образ в «Варяге» в чём-то перекликается с дебютом.

Действие разворачивается в Новой Англии начала XVII века. Уильяма (Ральф Айнесон) вместе с женой и детьми изгоняют из пуританской общины, и семья селится в уединении недалеко от леса. Через несколько месяцев у супругов появляется ещё один ребёнок. Но когда его оставляют под присмотром Томасин (Аня Тейлор-Джой), младенец пропадает. И его не просто унёс волк, как думают сначала. Виновата ведьма.

Роберт Эггерс сам придумал сценарий, но при разработке изучал документы эпохи. Тем же самым занималась и художница по костюмам Линда Мьюир. Для большего реализма даже ткани подбирали именно такие, которые использовали в XVII веке: лён и коноплю.

Брутальные исторические драмы и мифологический артхаус: что посмотреть, если вам понравился «Варяг»

Съёмки по большей части велись при естественном освещении, иногда и вовсе просто при свечах. К тому же Эггерс снял картину с нестандартным соотношением сторон 1,66:1 (в «Маяке» он продолжит эксперименты и вспомнит старый формат 1,19:1), чтобы создать ощущение тесноты. В сумме все эти элементы обеспечили максимальный реализм и погружение в историю.

Но важнее всего, что Эггерс не стал превращать «Ведьму» в типичный хоррор с чётким разделением добра и зла. Это скорее психологическая драма о проблемах в семье. А финал и вовсе оставляет много простора для трактовок.

Однако фильм всё же пугает покруче большинства современных ужасов. Всё дело как раз в сочетании максимального реализма, сюжета, завязанного на проблемах в семье, и мистических элементов.

Вальгалла: Сага о викинге (Valhalla Rising)

Ещё один яркий представитель современного авторского кинематографа — Николас Виндинг Рефн — обычно снимает фильмы про современность. Это может быть история о торговцах наркотиками («Дилер»), каскадёре и преступниках («Драйв»), мире моды («Неоновый демон»).

Однако в 2009 году он отошёл от своих принципов и выпустил картину Valhalla Rising (логичнее перевести, как «Вознесение в Вальгаллу») со своим любимым актёром Мадсом Миккельсеном в главной роли. Те, кому в «Варяге» понравилась именно метафоричность и отсылки к мифологии, наверняка оценят и эту работу.

Главный герой — одноглазый и немой раб (Миккельсен). После победы в кулачном бою его продают, но во время перевозки раб сбегает и присоединяется к крестовому походу скандинавов, которые направляются в Святую Землю.

Рефн разделил фильм на шесть глав, подобно книге или работам его кумиров — Андрея Тарковского и Ларса фон Триера (Эггерс в «Варяге» поступил так же). Это не приключенческое кино и уж тем более не боевик, а притча, в которой смешались разные религии и размышления о жизни и смерти.

Нетрудно догадаться, что одноглазый герой — отсылка к богу Одину, хотя по имени ни его, ни какого-либо другого персонажа не называют. С разговорами в этой картине вообще обошлись необычно: за полтора часа звучит чуть более сотни реплик — в разы меньше, чем в традиционном кино. С начала картины до первой фразы проходит больше семи минут.

Этот факт, кстати, забавно обманул Мадса Миккельсена: актёр посчитал, что без текста будет легче готовиться к роли. Но страсть Рефна к натурализму превратила работу в испытание.

Режиссёр принципиально отказывался от компьютерной графики, делая ставку на грим и съёмки на натуре. В итоге актёрам пришлось немало повозиться в грязи и холодной воде.

А ещё ходят слухи, что Рефн хотел закончить этот фильм сценой, где прилетает космический корабль, но ему не хватило бюджета. Стоит ли этому верить — вопрос открытый.

Сериалы «Викинги» (Vikings) и «Викинги: Вальхалла» (Vikings: Valhalla)

Если же вас заинтересовала более реалистичная часть «Варяга», посвящённая набегам викингов и борьбе за власть, лучше всего взяться за знаменитый проект от канала History.

«Викингов» создал мастер исторических сериалов Майкл Хёрст, ранее снявший «Тюдоров» и «Борджиа» (не путать с Майклом Хёрстом, который играл в «Удивительных странствиях Геракла», а потом режиссировал «Спартака»).

Шесть сезонов проекта охватывают порядка ста лет, начиная с 793 года. Всё начинается с рассказа о Рагнаре Лодброке (Трэвис Фиммел), который мечтает стать ярлом и совершить набег на Англию. Далее герой приходит к власти, командует большим войском и противостоит интригам своих близких и вассалов.

С пятого сезона действие рассказывает о сыновьях Рагнара, которые ближе к финалу отправляются в земли русов и встречают там Вещего Олега (кстати, Данила Козловский, которого ругают за роль в российском «Викинге», здесь справился отлично).

Многие поклонники предпочитают смотреть только первые четыре сезона.

Содержание скрыто

Показать

Действительно, после смерти главного героя сюжет немного потерял в стройности, однако проект достойно продержался до самого финала.

Нужно понимать, что «Викинги» не претендуют на историческую достоверность. На самом деле даже существование Рагнара не подтверждено: персонажа взяли из тех же «Деяний данов» Саксона Грамматика, откуда пришла история Амлета, рассказанная в «Варяге». Да и даты многих событий здесь изменены. Однако сериал всё равно выглядит более реалистично, чем большинство проектов на подобную тему.

А те, кому не хватило оригинальных «Викингов», могут обратить внимание на спин-офф сериала «Викинги: Вальхалла» от Netflix. Здесь действие переносится на сто лет вперёд и уже рассказывает о Лейфе Эрикссоне, который отправляется вместе с войском Кнуда Великого в Англию.

Гамлет (Hamlet)

Не секрет, что Уильям Шекспир взял идею «Гамлета» из скандинавской легенды о принце Амлете. В «Варяге» Эггерс вернулся к первооснове, сильно её переработав. Однако большинству зрителей сюжет всё же напомнит пьесу английского классика.

«Гамлета» неоднократно переносили на большие и малые экраны. Одни режиссёры ставили классические версии. Другие полностью переосмысляли произведение, как, например, Том Стоппард в картине «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», где действие показали с точки зрения второстепенных героев.

Для нашего списка подойдёт некий промежуточный вариант: фильм 1990 года от режиссёра Франко Дзеффирелли с Мэлом Гибсоном в главной роли. Авторы адаптации сохранили основу действия и даже оригинальный текст. Однако пьесу сократили где-то на треть, сделав более динамичной.

Но, возможно, необычней всего видеть в главной роли Гибсона. Он ни типажом, ни поведением, ни речью не похож на человека из той эпохи, да ещё регулярно делает выражение лица, подобное образу из «Безумного Макса». Тут уж каждый сам решит, считать это дополнительным плюсом или минусом.

Зато во второстепенных ролях отметились Гленн Клоуз в роли королевы Гертруды и совсем молодая Хелена Бонэм Картер, играющая Офелию и очень похожая здесь на Мэйси Уильямс.

Легенда о Зелёном рыцаре (The Green Knight)

Первые два своих фильма Роберт Эггерс разрабатывал со студией A24 — самой известной компанией, продвигающей независимое кино. В «Варяге» он отошёл от сотрудничества, вероятно, ради большего бюджета.

Но и A24 в 2021 году выпустила красивый и необычный фильм, основанный на древней поэме — «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь». Поставил его режиссёр Дэвид Лоури, ранее снявший «Историю призрака».

Сюжет вольно пересказывает оригинальное произведение. Молодой сэр Гавейн (Дев Патель) сидит рядом с королём Артуром на пиру. В зал входит Зелёный рыцарь (Ральф Айнесон) и предлагает состязание: противник может нанести ему удар любой силы, но спустя год тот ответит равным по силе ударом. Гавейн сносит рыцарю голову, но тот подбирает её и спокойно уходит.

Спустя год герой, вопреки своим желаниям, отправляется на поиски своего врага, чтобы расквитаться с долгом.

Если по трейлерам фильма кажется, что в нём мало экшена и вообще действия, это не так. Его ещё меньше. Буквально все самые динамичные моменты показали в ролике: тот самый удар, встречу с великанами и другие изящные сцены.

Остальной фильм — неспешное и очень красивое путешествие с необычным для рыцарского кино подтекстом. По пути Гавейн сомневается, стоит ли ехать, и так ли важна честь, если он сам погибнет. И даже финал фильма скорее заставит зрителя задуматься, чем ответит на вопросы.

Беовульф (Beowulf)

Эту древнесаксонскую поэму тоже переносили на экраны неоднократно. Есть анимационная версия от Юрия Кулакова, постапокалиптичный фильм 1999 года с Кристофером Ламбертом, канадско-исландский «Беовульф и Грендель» и даже «Викинги против пришельцев».

Если хочется увидеть постановку, наиболее близкую к оригинальному сюжету, лучше взяться за мультфильм Кулакова. А для развлечения можно посмотреть «Беовульфа» 2007 года от Роберта Земекиса. В ней очень много отступлений в угоду красоте и динамике, так что лучше воспринимать проект как современное фэнтези.

Во время праздника на короля Дании Хротгара (Энтони Хопкинс) и его слуг нападает чудовище Грендель (Криспин Гловер). Правитель объявляет награду тому, кто сможет победить монстра. За дело берётся воин Беовульф (Рэй Уинстон). Но король не говорит всей правды.

Как и «Полярный экспресс», эта работа Земекиса представляет собой анимацию, но снятую при помощи захвата движений актёров. Это позволило омолодить артистов и показать полностью обнажённую Анджелину Джоли с подобной змее косой и покрытую золотом. Хотя временами графика проваливается в «зловещую долину».

Биркебейнеры (Birkebeinerne / The Last King)

Сюжет этого норвежского фильма основан на реальных событиях, произошедших в начале XIII века. После смерти короля Хокона III Сверрессона началась гражданская война между баглерами («посошниками» — представителями зажиточных слоёв) и биркебейнерами («берёзовоногими» — бедняками). Последние считали, что новым правителем должен стать внебрачный сын короля. Однако католические священники поставили своей целью уничтожить наследника.

С этого и начинается картина, одну из главных ролей в которой сыграл Кристофер Хивью (Тормунд из «Игры престолов»). Группа биркебейнеров помогает матери спасти ребёнка от опасности. Они направляются в Тронхейм, но по пути попадают в снежную бурю. Двум воинам приходится нести наследника на руках и двигаться на лыжах.

Как и большинство других фильмов в этой подборке, проект очень вольно обходится с историческими событиями. Противостояние баглеров и биркебейнеров показано слишком уж однобоко, да и многие детали не совпадают. Вплоть до того, что герои едят картофель, который к тому моменту ещё не завезли в Норвегию.

Но всё окупает сам факт, что можно посмотреть историческое кино, в котором главные герои гоняют на лыжах. Здесь создатели тоже допустили неточность, в реальности тогда использовали одну длинную и одну короткую лыжу. Но зато выглядит красиво.

Кстати, в честь реальной истории, которая легла в основу фильма, даже устраивают лыжные забеги.

Андрей Рублёв

Возможно, этот фильм выглядит неожиданно в подборке историй про викингов и англосаксов. Но даже сам Роберт Эггерс говорил, что его «Варяг» — смесь «Андрея Рублёва» и «Конана-варвара».

Картина рассказывает о жизни знаменитого иконописца, начиная с момента, когда он отправляется с двумя другими монахами из Троице-Сергиевой лавры в Москву. Дальнейший сюжет представляет собой множество коротких зарисовок, объединённых общими персонажами.

Тарковский задумал эту картину ещё до съёмок своего полнометражного дебюта «Иваново детство». Он изучал биографию Рублёва и различные исторические документы. Однако автор сознательно сделал скидку на художественность, оставляя в речи героев анахронизмы.

Всё же «Андрей Рублёв» — не столько исторический фильм, сколько притча о духовном развитии человека. Вместе с монахами Даниилом и Кириллом герой образует аналог святой троицы, показывая разные характеры и судьбы. Андрею приходится сталкиваться с искушениями и спорить о душе и боге.

Но самое важное — визуальный ряд, который во многом и прославил Тарковского. Недаром его работы повлияли чуть ли не на каждого второго представителя авторского кино. Поэтому стоит обратить внимание на единственную историческую картину знаменитого режиссёра.

И на камнях растут деревья

В 1985 году вышла необычная советско-норвежская картина, которую поставили Станислав Ростоцкий («А зори здесь тихие») и не слишком известный Кнут Андерсен. Актёрский состав тоже подобрали интернациональный: главные роли сыграли Александр Тимошкин и Петронелла Баркер.

В середине IX века викинги нападают на поселение ильменских словен, где во время предыдущих набегов погибли практически все мужчины. На самого сильного воина захватчиков бросается молодой Кукша (Александр Тимошкин), и предводитель викингов понимает, что из юноши может вырасти хороший воин. Его забирают с собой в Норвегию, и уже по дороге туда Кукша проявляет смекалку — помогает отбиться от вражеских кораблей, забросав их горящей смолой.

Когда викинги останавливаются на зимовку, в юношу влюбляется дочь конунга, которую зовут Сигню (Петронелла Баркер). Однако её руку уже обещали берсерку Сигурду — тому самому, с которым сражался Кукша при первой встрече.

Картина основана на произведениях Юрия Вронского, который написал несколько повестей о Кукше — последняя вышла в 2006 году, за два года до смерти автора. А для большей достоверности в качестве консультанта Ростоцкий пригласил культуролога и антрополога Арона Яковлевича Гуревича.

Специально для съёмок на Петрозаводском судостроительном заводе построили два драккара длиной по 23 метра каждый. Потом они долгое время стояли около гостиницы «Дружба» в Выборге, пока не испортились от времени, тогда корабли заменили на новые макеты.

Большая часть съёмок проходила на натуре в Норвегии. Поэтому «И на камнях растут деревья» до сих пор радует невероятно красивыми пейзажами. Не подводят, кстати, и сцены сражений, которые сильно отличаются от классического кино. Всё дело в том, что в постановке приняли участие не только каскадёры, но и самбисты.

Сага о Винланде (Vinland Saga)

И даже поклонникам аниме есть что посмотреть, подобное «Варягу». Манга Макото Юкимуры, а также её одноимённая экранизация основаны на исландских «Саге об Эрике Рыжем» и «Саге о гренландцах», хоть и со значительными отступлениями.

В начале XI века юный Торфинн теряет отца — великого викинга. Желая отомстить убийце, мальчик вступает в его отряд и выполняет любые приказы, получая в качестве оплаты право на поединок. Но всё же он ещё слишком юн, поэтому постоянно проигрывает.

Главный герой этой истории основан на персонаже Торфинне Карлсефни из упомянутых саг. Но в манге и аниме рассказывают о его юных годах, о которых практически ничего не известно. Что, конечно, развязывает руки авторам.

Единственное, что странно — заголовок сериала. Винланд — название, которое дал Северной Америке Лейф Эрикссон. А в аниме большая часть действия происходит в Англии. Но, поскольку Торфинн, согласно сагам, тоже путешествовал в Винланд, есть вероятность, что это покажут во втором сезоне. Уже известно, что продолжение запущено в разработку.

Северяне (Vikingane / Norsemen)

Напоследок, чтобы расслабиться, можно посмотреть комедийный сериал из Норвегии о жизни викингов. В этом проекте вообще не нужно искать реализма, зато здесь есть яркие персонажи и много чёрного юмора.

Вождь Олав (Хенрик Местад) возвращается после очередного набега в родной посёлок Нурхейм. В его отсутствие жителями командовал его трусливый брат Орм (Коре Конради), который не слишком доволен, что его отстраняют от власти. В первую очередь потому, что на подлеца давит его агрессивная жена-воительница Фройя (Силье Торп), которая любит на досуге пострелять из лука по крестьянам.

Из похода Олав привёз пленника-римлянина Руфуса (Тронд Фёуса Эурвог). Тот поначалу не понимает, что попал в рабство и теперь не будет получать денег за свою работу. Он даже хочет построить для викингов театр и регулярно высказывает своё мнение, настолько же прогрессивное, насколько ненужное.

Буквально с каждым эпизодом дикость происходящего только нарастает.

Проект снимали сразу на двух языках: норвежском и английском для международного релиза. То есть каждую сцену актёры повторяли дважды. Но их старания не прошли напрасно. В родной стране «Северян» посмотрел примерно каждый пятый житель. А американские издания The New York и The Guardian включили проект в топы лучших сериалов 2017 года.

После двух сезонов авторы сняли приквел, который обозначили как «сезон 0». Увы, затем «Северян» закрыли.

P.S. Дунай (Dōnāwi)

Роберт Эггерс говорил, что хотел снять «Варяга» на мёртвых языках: древнескандинавском и старославянском. Однако режиссёр понял, что ни одна студия не выпустит такой проект, поэтому ограничился только ритуалами и песнями.

Но группа энтузиастов сейчас работает над проектом Dōnāwi. Он будет рассказывать о жителях Подунавья VI века. При этом сериал полностью снимут на оригинальных языках тех времён.

Подсайт развивается при поддержке онлайн-кинотеатра «Кинопоиск» и «Яндекс Музыки».

#варяг #топы #чтопосмотретьесли.

 

Источник

Читайте также