В свете выхода «Главного героя» в кинотеатрах, вспоминаем другой фильм с Райаном Рейнольдсом, который снял Майкл Бэй.
Представьте себе сцену. Где-то в Голливуде. Майкл Бэй заходит на киностудию, весь в автозагаре и с дорогим смузи в руке. Его встречает взмыленный продюсер:
— Привет, Майкл! Где пропадал? Есть идеи для нового фильма?
— Да знаешь, там-сям. То «Трансформеры», то «Солдаты Бенгази». По поводу идей — да, есть одна.
— Так рассказывай!
— Смотри. Это будет чёрно-белый артхаус с длинными дублями, темой духовного перерождения посреди войны и Робертом Паттисоном в главной роли! А, ну и ещё хочу Леоса Каракса сценаристом позвать.
— Ты серьезно?
— И чтобы Мадс Миккельсен в грязи валялся!
— Так это уже было у Рефна.
— А у меня больше грязи будет!
— Майкл, это совсем на тебя не похоже. Ну… если ты так хочешь, давай попробуем.
— Да я стебусь! Ты купился что ли? Надо взрывать тачки! Больше тачек!
Я, конечно, утрирую, но думаю переговоры с Netflix о производстве «Призрачной шестёрки» проходили примерно так. Причём стриминговый гигант так обрадовался, что не только выделил Бэю повышенный бюджет, но и купил сценарий у весьма дорогих сценаристов, которые до этого успели написать дилогию про «Зомбилэнд» и «Дэдпула».
Руководство с размаху вложило в новый фильм около 160 миллионов долларов и дало Майклу полный карт-бланш — лишь бы бабахало покруче, искр летело побольше, а цветокоррекция была максимально апельсиновой. Собственно Майкл все сделал по ТЗ, при этом не отказал себе в удовольствии работать в авторском стиле.
По сюжету Райан Рэйнольдс (которого все никак не отпустит роль Дэдпула) снова играет себя. Только в этот раз он — миллиардер. Со скуки протагонист инсценирует собственную смерть и собирает команду наёмников, готовых на всё ради спасения мира. Соратники Рэйнольдса зовут друг друга по порядковым номерам, да и вообще особо не привязываются, предпочитая бросать раненых и спасать свою собственную шкуру вместо помощи товарищам.
Герои отправляются на первое задание. Нужно устранить злобного диктатора, который терроризирует бедное государство Тургистан (сильно похожее на Сирию). По канонам жанра всё закручивается, а дело оказывается не таким уж и однозначным. Ну, насколько это возможно в фильмах Бэя.
Сценарий к «Призрачной шестёрке» написали Пол Верник и Ретт Риз: не самые ровные сценаристы, которых сильно штормит от проекта к проекту. Только у них в библиографии сходятся такие разные (в плане качества) вещи: отличная «Корпорация Монстров» и откровенно глупый «G.I. Joe: Бросок кобры 2» с его ядерными чемоданчиками. Ну и обожаемый аудиторией «Дэдпул» соседствует с вымученным хоррор-пастишем «Живое».
«Призрачная шестёрка» — далеко не самая сильная работа в их портфолио. От сценария лучше не ждать вообще ничего, если не хотите остаться разочарованными. Уровень сюжета, проработки персонажей и диалогов здесь близок к супергеройской автомобильной саге Вина Дизеля, только без фехтования на гаечных ключах. Отличает фильм Бэя более убийственный, хаотичный разброс сцен и мест действия.
Сценарий – фундамент фильма. В «Призрачной шестерке» он, вместо кирпича, слеплен из коробок, которые остались от взорванных петард. Картина бомбардирует зрителя тонной экшена, пиротехники, погонь, вырвиглазными вспышками и взрывающимися машинами. Усиливает эффект карусели неистовый клиповый монтаж — кадры редко длятся больше двух-трёх секунд.
Стоит вступлению закончиться, как повествование стопорится, теряя динамику. Начинаются вымученные драматические сцены, которые разыгрывают непрописанные болванчики. Да и интересными диалогами, хотя бы уровня того же «Дэдпула», их наградить забыли. Дальше, по мере развития сюжета, нас будут окунать из сцен, доверху наполненных весельем в очень скучные. Ощущается это как контрастный душ.
Окончательно разбивает атмосферу веселья педалирование социально-политической повестки, будто по ошибке залетевшей в нарочито глупый фильм про миллиардеров-наёмников: людей из выдуманной страны травят газом, всплывают псевдо-документальные кадры с мобильных телефонов.
Присущие Бэю милитаризм и объективация тоже на месте. Он не упускает возможности, и показывает крутых мужиков в военной форме, аксельбанты, флаги (куда же без них) и крутые начищенные пушки. Показывает Бэй и женщин, да ещё и с максимально «выгодных» ракурсов: одевает в обтягивающие платья, а по возможности — немного раздевает, для сочной картинки. Милая вишенка на торте.
Кроваво и жестоко герои убивают противников-статистов, которые мрут как мухи и активно притворяются имперскими штурмовиками, паля мимо Рэйнольдса и компании. Уровень глупости временами переплевывает даже триквел «Джона Уика», и подбирается вплотную к «Хоббсу и Шоу». Это норма для современного кинотеатрального боевика, но с такой степенью творческой свободы можно было обыграть условность гораздо интереснее.
Выделяется на общем фоне однотипных противников приглашенный актер Юрий Колокольников, отыгрывающий чугунного секьюрити, будто сбежавшего из низкопробных боевиков восьмидесятых-девяностых. На него всё равно интересно смотреть, особенно после «Довода» и того фильма про оживший мужской детородный орган.
«Призрачная шестерка» понравится людям, которые много лет подряд смотрели артхаус, фестивальное кино, работы Роберта Моргана и много-много слушали группу Neurosis. Ещё фильм Бэя понравится тем, кто изголодался по откровенно глупым, шумным, перекачанным боевикам.
Если принять эти самые глупости, условности, монтаж и сценарий, в «Призрачной шестёрке» можно отыскать действительно впечатляющие экшен-сцены (вроде сиквенса с магнитом) и позволить мозгу немножко расслабиться. Однако как только два часа Бэя закончатся, картина сразу же выветрится из памяти. Через пару месяцев вы не сможете вспомнить большую часть фильма. Плохо это или хорошо — решать уже вам.
«Призрачная шестёрка» — фильм, который нужно смотреть здесь и сейчас, в моменте, без обязательств. Идеальный попкорн.