Как некогда великая компания превратилась в посмешище, а бывший знак качества — в символ странного геймдизайна и агрессивной монетизации.
Blizzard Entertainment в последние годы только и делает, что оступается и злит фанатов самыми немыслимыми способами. Одна культовая франшиза компании вместо новой части получила мобильный спин-офф, другая вместо ожидаемого ремейка — бюджетную поделку, а третья, чуть менее культовая, — забагованный патч вместо сиквела.
Но разве этого достаточно, чтобы втоптать в грязь репутацию, наработанную десятилетиями безостановочного выпуска образцовых проектов, определивших свои жанры? Чтобы в этом разобраться, мы погрузились в историю Blizzard Entertainment последних лет и «откопали» события, которые привели компанию к статусу очередной «корпорации зла».
Скандалы, интриги, расследования
Самые незначительные для игроков из СНГ «проблемы» Blizzard Entertainment связаны с рабочей культурой компании и её реакцией на общественно-политические события. Забавно, если учесть, что ещё в конце 2017-го Blizzard наряду с EA считалась лучшим местом работы в индустрии согласно отзывам её работников.
В 2019-м бывший сотрудник Blizzard пожаловался в Твиттере на постоянный буллинг и дискриминацию по расовому признаку в стенах компании. Джулиан Мурильо-Куэльяр два года проработал в киберспортивном отделе команды Hearthstone, где его забрасывали расистскими оскорблениями, на которые HR закрывал глаза. А на совещаниях в ответ на жалобы сотрудника обвиняли в «неспособности работать в команде».
Ещё один странный случай — коллега постоянно называла Мурильо-Куэльяра сексистом из-за мексиканского происхождения, а позже и вовсе обвинила его в «женоненавистничестве», когда тот встрял в разговор по поводу необходимости феминитивов. Из-за депрессии и панических атак он взял больничный, а позднее уволился. Компания же дала скромный публичный комментарий не о прогремевшем случае Мурильо-Куэльяра, а о дружелюбной внутренней атмосфере в целом. Также представители Blizzard заявили, что не поддерживают дискриминацию ни в каком виде.
В том же году компания установила рекорд по выручке. Но это не помешало генеральному директору Бобби Котику уволить около 8% сотрудников — почти 800 человек из Activision, Blizzard и King, которая занимается мобильными играми. Впрочем, компания пыталась «компенсировать» массовые увольнения расширением специальной программы, по которой уходящие сотрудники получали внушительный «золотой парашют».
В процессе уменьшения расходов, согласно другому расследованию, также увеличилось влияние бизнес-департамента. Кстати, уход Bungie в отчётах Blizzard расценивался, как «избавление» от не самого полезного, но очень требовательного актива.
Интересно, что наибольший «урон» пришёлся на IT и киберспортивный отдел компании, тогда как непосредственно разработчиков увольнения почти не затронули. Ещё интереснее, что Blizzard вскоре начала поиск людей на «освободившиеся» должности, а в 2020-м и вовсе объявила о необходимости нанять дополнительные две тысячи сотрудников.
В 2020-м другой известный игрок, Savjz, заявил, что компания занесла его в «чёрный список» после того, как его жена попала под эти самые сокращения. Savjz якобы больше не мог участвовать в соревнованиях из-за того, что его супруга критиковала коммьюнити-менеджера Blizzard в Твиттере. Blizzard же заявила, что решила не допускать Savjz к турниру из-за того, что он и его жена раскрыли некую «конфиденциальную информацию».
Но, пожалуй, самым громким «социальным» скандалом вокруг Blizzard последних лет стал случай с киберспортсменом blitzchung, который в разгар протестов в Гонконге призвал к участию в них во время интервью. К тому же он сделал это в маске вроде тех, что носили протестующие — их тогда даже запретили местные власти.
История дисквалификации, после которой игрок даже не получил заслуженных призовых, вылилась в целые протесты против решения компании на BlizzCon 2019, ещё до открытия которого люди собирались в Анахейме с плакатами. Кстати, Blizzard тогда уволила и ведущих интервью, которое удалила с официальных каналов.
После этого для Blizzard грань между играми, бизнесом и политикой как будто окончательно стёрлась, ведь в 2021-м компания наняла на руководящую должность Фрэнсис Таунсенд — советницу Джорджа Буша-младшего по вопросам национальной безопасности, которая запомнилась людям в США по временам борьбы с терроризмом и вторжению в Ирак в начале нулевых.
А всего через несколько недель после этого к студии присоединился Брайан Булутао — бывший операционный директор ЦРУ, который якобы запугивал независимого наблюдателя, подавшего в суд на Дональда Трампа.
Последним гвоздём в крышку гроба корпоративной репутации компании стал иск к Activision Blizzard по поводу регулярных домогательств и токсичной, женоненавистнической культуры внутри студии. Согласно расследованию The Wall Street Journal, генеральный директор Бобби Котик знал о том, что и где творится внутри компании, но скрывал всё это от совета директоров. И этого «сокрытого» было столько, что Blizzard после всей этой истории даже зареклась давать персонажам в играх имена своих сотрудников — настолько многих героев пришлось переименовать после обвинений. Привет, Маккри!
Исход ветеранов
В 2018-м Blizzard покинул Майк Морхейм — сооснователь компании, который проработал в ней целых 27 лет. Это событие, по мнению сотрудников студии, ознаменовало смену «философии» Blizzard. Морхейма (а значит, и подконтрольную ему студию) всегда волновали прежде всего сами игры, а не прибыль от них. После его ухода всё изменилось.
Уволился и геймдиректор Hearthstone Бен Броуд, который сейчас занимается карточной игрой Marvel Snap. Ещё через год ушёл Фрэнк Пирс, который тоже стоял у истоков Blizzard и руководил разработкой Warcraft III, а также продюсировал дополнения Wrath of the Lich King, Cataclysm и Mists of Pandaria для World of Warcraft. Менее заметная потеря — сценарист Overwatch Майкл Чу, который проработал в студии внушительные 20 лет.
В апреле 2021-го, через полгода после пламенной речи на BlizzCon, высмеивающей крупную утечку по Overwatch 2, компанию покинул Джефф Каплан. Вице-президент Blizzard и руководитель разработки Overwatch проработал в студии 19 лет, а после него сиквелом шутера занялся левелдизайнер первой части Аарон Келлер.
Наконец, в ноябре того же года на волне исков к Blizzard и слухов о домогательствах компанию покинул Джей Аллен Брэк, когда-то сменивший Морхейма. А через три месяца ушла и Джен Онил — одна из двух новых соруководителей Blizzard. По её словам, несмотря на обещания и публичные заявления руководства, рабочая культура компании совсем не изменилась.
Blizzard покинул и Алекс Афрасиаби — один из ведущих разработчиков World of Warcraft, который руководил созданием отменённой Titan. Правда, Афрасиаби был одним из тех, кто напрямую обвинялся в систематических домогательствах, так что компания не стала афишировать его уход. Ранее его упоминания даже убрали из World of Warcraft по требованию игроков.
Игорь захлебнулся
В финале BlizzCon 2018, когда все с замиранием сердца ждали обещанного инсайдерами большого сюрприза, Blizzard продемонстрировала трейлер Diablo Immortal. Фанатам было так сложно поверить в то, с какой помпой Blizzard анонсировала мобильный спин-офф, что один из них во время Q&A-сессии даже уточнил, планируется ли релиз игры на ПК. Ведущий дизайнер Уайатт Ченг услышал лишь неодобрительное мычание зала в ответ на своё «Нет», а потом произнёс уже культовое:
Позже стало известно, что в разработке Diablo Immortal помогает китайская NetEase, известная мобильными клонами популярных онлайн-игр. И это не добавило любителям серии энтузиазма.
Пока разочарованные фанаты Diablo отходили от увиденного, поклонники Warcraft недоумевали, почему компания почти не говорит об анонсированном на том же BlizzCon 2018 ремастере Warcraft III. Красивый трейлер обещал обновлённую графику, кинематографичные катсцены с новыми ракурсами камеры и современную озвучку. Но два года спустя мы получили лишь кривоватую поделку, в которой отсутствовала половина функций из оригинальной игры и был испорчен её культовый дизайн.
К тому же с выходом Reforged игроки потеряли возможность играть в лицензионную цифровую версию оригинальной Warcraft III. Зато Blizzard (видимо, наученная оглушительным успехом DotA) на этот раз заранее забрала себе права на все моды, созданные в местном редакторе. А Warcraft III Reforged за считанные дни после релиза стала самой низкооценённой пользователями игрой на Metacritic на тот момент.
Между делом Blizzard закрыла киберспортивную лигу Heroes of the Storm, а после очередного сокращения команды разработчиков и вовсе прекратила контентную поддержку MOBA. И это при том, что не так давно в Нексусе появился первый оригинальный персонаж.
Фанаты всегда по-разному относились к аддонам для World of Warcraft, но почти никто не смог полюбить Battle for Azeroth и недавний Shadowlands, полные спорных геймдизайнерских решений. А сценаристы MMO будто перестали делать вид, что им важна логичность и стройность общего сюжета Warcraft. Что, впрочем, не помешало тому же Battle for Azeroth стать самым быстро продаваемым дополнением в истории игры вскоре после релиза.
В июне 2022-го, через 4 года после анонса, вышла Diablo Immortal — пример игры с по-настоящему «злой» мобильной монетизацией, которую раскритиковали и в прессе, и в фанатском сообществе. До сих появляются новости о странностях геймдизайна игры и отношения Blizzard к местной премиальной валюте.
А всего через пару месяцев в «раннем доступе» появилась Overwatch 2, которую ещё до релиза окрестили «крупным патчем» к первой части, несмотря на анонс PvE-кампании, развивающей вселенную Overwatch, и других нововведений.
После ухода Джеффа Каплана разработчики внезапно решили сделать упор на PvP, и стало ещё непонятнее, чем игра отличается от первой части. Сюжетный контент всё ещё должен выйти когда-то в 2023-м, но новостей о нём давно не было. Ну а сейчас игра на всех парах мчится к новому «антирекорду» на Metacritic и ежедневно генерирует новости о багах и недовольстве игроков. Всему виной та же агрессивная монетизация, которую совсем уж непривычно видеть в Overwatch, и море технических неполадок.
За несколько лет Blizzard превратилась из любимой повсеместно студии в неповоротливую махину, которая вызывает у прежних фанатов лишь грустную ухмылку. Ещё несколько лет назад было невозможно представить, что Blizzard кто-то может купить — студия всегда будто «играла» на другом уровне, как условная Valve.
После свежего провала в виде Overwatch 2 кажется, что спасти Blizzard может разве что безупречная Diablo IV, но в неё с каждой новостью о компании верится всё меньше. Хочется надеяться, что «та самая» Blizzard ещё вернётся, а фраза из финала Wrath of the Lich King всё-таки не окажется пророческой.
А что вы думаете насчёт сегодняшней Blizzard?