Проблема, похоже, затрагивает и другие компании.
На фоне анонса Call of Duty: Black Ops Cold War в агентстве Bloomberg подняли вопрос проблемы с условиями труда для подрядчиков в игровой индустрии. Журналист Джейсон Шрайер частично затронул её ещё в 2019 году будучи в Kotaku, и теперь посвятил ей отдельный материал.
Большая часть статьи посвящена ситуации в студиях Activision, занимающихся новой Call of Duty. Перед рождеством 2018-го, как пишет Шрайер, произошла показательная ситуация, отражающая отношение издателя к подрядчикам.
Тогда сотрудники студий получили приглашение на ежегодное праздничное мероприятие компании, но некоторым из них через какое-то время сообщили, что их пригласили по ошибке — на самом деле их не зовут, потому что они не штатные работники, а подрядчики из Volt Workforce Solutions.
По словам Шрайера, такое отношение не столь редкое в игровой индустрии. В то время как менеджмент компаний получает миллионы долларов и ведущие штатные разработчики могут рассчитывать на существенные бонусы после релиза, остальные не видят ничего кроме минимальной зарплаты.
Зачастую бейджи подрядчиков помечают другим цветом, они не получают оплачиваемых отпусков, их имена иногда не указывают в титрах, а когда их штатным коллегам высылают подарки, вроде дорогих статуй персонажей из игры, про этих сотрудников будто забывают. Один из подрядчиков в разговоре с Bloomberg отметил, что даже их рабочие кресла были хуже.
По словам Эммы Кинема, пытающейся объединить разработчиков индустрии в профсоюзы, подрядчикам часто говорят, что у них будет шанс проявить себя и, возможно, даже получить позицию в штате. Однако в большинстве случаев они застревают на временных ролях с плохими условиями, отсутствием бонусов, низкими зарплатами и минимальными шансами на рост.
Как отмечает Шрайер, ссылаясь на данные ESA, в игровой индустрии работает около 220 тысяч штатных сотрудников. Им помогают тысячи фрилансеров, пишущих сценарии и рисущих арты, а между ними расположены подрядчики, которые зачастую работают столько же, сколько и штатные сотрудники.
Исходя из разговора Bloomberg с более чем десятью подрядчиками, эти работники нередко представляют собой неотъемлемую часть команды, а не поддержку. В их контрактах выставляется чёткая дата окончания работы, и их договоры продлевают, чтобы они не потеряли позицию, однако места в штате этим людям не предлагают, несмотря на весь вклад в проект.
В разговоре с Bloomberg несколько бывших и текущих работников из агентства Volt Workforce Solutions, работающей с Treyarch, заявили, что им платят меньше 20 долларов за час, из-за чего им приходится работать даже ночами или на выходных, чтобы сводить концы с концами.
При этом контракт Volt подразумевает, что подрядчики не имеют прав на получение бонусов и пособий, которые предусмотрены для сотрудников студии, с которой они работают. Сюда входят и страховки.
Cама Activision говорит, что она рассматривает жалобы на несправедливое отношение к сотрудникам. Компания отметила, что из всех 10 тысяч работников Activision меньше 10% приходится на подрядчиков.
Как пишет Bloomberg, как минимум на ежегодный ивент в конце 2019 года внештатных сотрудников всё же пригласили, однако проблема плохих условий труда и в том числе низких зарплат остаётся актуальной.
Некоторые компании в индустрии ранее предприняли меры для снижения роли подрядчиков в разработке, однако это привело к своим проблемам. Ещё в 2014 году Microsoft ввела правила, по которому внештатные сотрудники могут работать по контракту только в течение 18 месяцев.
Тогда Microsoft объяснила это стремлением защитить свои IP и секретную информацию. Однако, учитывая сроки разработки игр, это привело к тому, что многие проекты начали лишаться сотрудников ещё до окончания процесса.
В частности, это сказалось на Halo Infinite, которой в 343 Industries и студиях фриланса занимаются больше четырёх лет. В один момент игра лишилась части разработчиков из-за истечения их 18-месячного контракта, а нанять обратно по правилам их можно только спустя 6 месяцев.
Проблемы Microsoft с подрядчиками были ещё в начале 2000-х, когда против компании подали коллективный иск за отсутствие бонусов, однако та ситуация не создала прецедента для индустрии.
В некоторых регионах есть свои проблемы. Например, в Японии агентства намеренно не включают в титры имена подрядчиков, чтобы другие компании не смогли завлечь их. По словам анонимного внештатного сотрудника, его даже заставляли использовать разные псевдонимы в титрах.
Так или иначе, структура игровой индустрии озложняет ситуацию. Она не позволяет избавиться от временных позиций, но некоторые компании и идут на такой шаг — например, инди-студия Stray Bombay. По словам руководителя Чета Фалишека, он отказывался от услуг агентств, хоть и понимал, что они помогут сохранить как время, так и деньги.