На Netflix официально вышёл трёхчасовой фильм о культовой актрисе, не похожий ни на один известный вам байопик.
Идея снимать картину о жизни человека масштаба Мэрилин Монро, не пытаясь выстроить последовательную событийную линию её пути, изначально может показаться сомнительной. Решение же полностью при этом отдаться вольной художественной интерпретации кто-то может вовсе посчитать крамольным. «Блондинка» Эндрю Доминика — байопик лишь номинально. Основанный на толстом одноименном романе Джойс Кэрол Уотс, которая использовала каркас исторических фактов как отправную точку, картина ещё дальше и глубже уходит в субъективное. Правда, вряд ли можно найти более подходящую фигуру для такой работы, чем Мэрилин Монро. Звезда, окутанная огромным количеством мифов, легенд, и настолько тесно вплетённая в массив поп-культуры, что за её образом невозможно увидеть настоящую девушку, жившую когда-то. Перед нами не агиографическое произведение, не жизнеутверждающая история успеха, не реалистичное, академическое повествование с полки ЖЗЛ, а трагический миражный роман о девочке, когда-то взявшей псевдоним и ставшей всемирно известной актрисой.
Всё начинается с поездки на автомобиле, когда мама обещает маленькой Норме Джин сюрприз в честь дня рождения. Придя домой, она показывает дочке портрет загадочного красивого мужчины, якобы её отца. На вопросы, кто он и почему не приезжает, мать раздраженно отвечает, что он большой человек в индустрии и пока не может увидеть её из-за соображений безопасности. Дальше она напивается и, обвиняя дочь в том, что партнер ушёл из-за неё, пытается утопить Норму в ванной. Нервный срыв для матери заканчивается психиатрической больницей, для девочки — приютом. Именно там впервые цветное изображение сменяется черно-белым, происходит расслоение личности. Теперь перед нами две линии: цветная — события из личной жизни Нормы Джин, ч/б — факты из биографии Мэрилин Монро.
Двойничество — основа всего повествования. Норма Джин — скромная неглупая девушка, страдающая от (в первую очередь духовного) одиночества. Её жизнь предопределили пережитое сиротство и вечный поиск неизвестного отца. Она мечтает завести семью и родить ребёнка. К каждому из своих трёх мужей она обращается «папочка», трагически и безуспешно пытаясь в них найти отсутствующую, но родную фигуру и обрести супружеское счастье. Мэрилин Монро же — искусственно созданная звезда экранов, непроницаемый секс-символ, воплощенное желание миллионов мужчин, стеной обступающих её при каждом появлении на публике. Телесность этого образа передаётся через сцены объективизации героини. Сделанные тонко они провоцируют отвращение к смотрящему и сочувствие к девушке. (За практически три часа единственная связь, изображенная позитивно и как не травмирующая героиню, приходится на полиаморный треугольник с сыновьями Чарли Чаплина и Эдварда Г. Робинсона). Сосуществуя в одном теле, ипостаси актрисы постоянно сталкиваются, борются, заставляют друг друга страдать. Но чем дальше продвигается действие, тем сильнее стирается между ними грань, они всё больше сливаются, мучительно теряя себя. Именно это, по версии Эндрю Доминика, приводит актрису к глубоко драматичному исходу.
Даёт жизнь обеим личностям актрисы и связывает воедино хоатичные события её биографии Ана де Армас. Сыгравшая свою лучшую роль, она потрясающе точно, до мельчайших деталей, передаёт каждое чувство и эмоцию, от легкой ухмылки до надрывного плача. Именно её прекрасная работа делает образ, словно взятый из тяжелого тревожного сна, осязаемым и убедительным.
Усиливает и возводит в абсолют экспрессивность происходящего на экране выдающаяся операторская работа малоизвестного Чейзи Ирвина. Картина невероятно эстетична визуально. Она обволакивает зрителя плотным сюрреалистическим облаком, затягивая его в мутную эмоциональную и впечатляюще выразительную галлюцинацию, где играет лирический саундтрек Ника Кейва и Уоррена Элиса.
Одних «Блондинка» разочарует и взбесит, другим подарит три незабываемых часа. Работа Эндрю Доминика — это осмысление человеческой (чрезвычайно трагичной) стороны известного образа. Попытка в лирической эфемерной форме показать чувства и переживания живой Нормы Джин, стоящей за спиной вечной Мэрилин Монро. Недаром в финале героиня после письма, адресованного именно Норме, решает принять критическую дозу барбитуратов. Дальше уже поверх её бездыханного тела, раскинувшегося на кровати, мы видим неотразимо улыбающуюся фигуру Мэрилин Монро, ловко и соблазнительно обнимающей подушку. Ведь Мэрилин будет улыбаться нам всегда.
Одних «Блондинка» разочарует и взбесит, другим подарит три незабываемых часа. Работа Эндрю Доминика — это осмысление человеческой (чрезвычайно трагичной) стороны известного образа. Попытка в лирической эфемерной форме показать чувства и переживания живой Нормы Джин, стоящей за спиной вечной Мэрилин Монро. Недаром в финале героиня после письма, адресованного именно Норме, решает принять критическую дозу барбитуратов. Дальше уже поверх её бездыханного тела, раскинувшегося на кровати, мы видим неотразимо улыбающуюся фигуру Мэрилин Монро, ловко и соблазнительно обнимающей подушку. Ведь Мэрилин будет улыбаться нам всегда.